Где взять смех?

Где же взять позитивный смех? Как и в любом другом случае, поищем, где он появляется в Торе. Мы обнаруживаем, что смех – цхок появляется в связи с праотцем Ицхаком, особенно в связи с его рождением: Авраам смеется, узнав, что Сара родит сына (и это первое появление глагола צחק «смеяться» в Торе). Потом засмеялась также и Сара. Наконец, когда родился Ицхак, счастливая мать говорит: «Смеяться заставил меня Б-г, и всякий, кто услышит, будет смеяться вместе со мной» , – словно волна заразительного смеха проходит по миру .
Итак, смех появляется в связи с первым еврейским ребенком, удивительное рождение которого произошло именно тогда, когда уже была потеряна какая-либо надежда на естественную беременность. В самом деле, нет ничего прекраснее радости родителей, удостоившихся родить, и нет больше радости, чем радость бесплодной женщины, забеременевшей после многих лет горя и безнадежности: «Превращает бесплодную в хозяйку дома, в мать, радующуюся детям своим!» . Отрицательный смех – отзвук пустоты: «Ибо как треск (горящих) терний под котлом, так и смех глупца» , смех, заполняющий пустое пространство глупостью и вздором. Однако хороший смех – тот, который приходит с появлением чего-либо нового, например, новой души в этом мире. Также следует радоваться и смеяться, когда мы занимаемся изучением Торы, и особенно – когда открываем ее скрытые тайны, которые были спрятаны, словно младенец в утробе матери, как мы читаем в описании книги Зоар о сияющих и радующихся лицах праведников во время открытия сокровенных тайн Торы. Точнее, смех приходит до родов и после них – посредством смеха женщина освобождается и рожает, а после родов радость и смех продолжают возрастать.
В рамках времени, сод ибур – тайна зарождения нового в реальности, поэтому ходеш ибур – именно Адар, когда много радуются. И гиматрия дает нам изящный намек: сод ибур = симха (радость). Радость сопровождает нас круглый год, что выражено намеком в числе дней года еврейского календаря: в обычном году есть 353, 354 или 355 дней – это соответствует словам שמחה («радость»), שמחו («радуйтесь») и בשמחה («в радости»). В високосном году (когда прибавляются дополнительные 30 дней первого Адара) – это соответствует словам לשמחה («для радости»), לשמוח («радоваться») и לב שמחה («сердце радости»). Слово שמחה также равно по гиматрии выражению » לִירֵאָיו’הוי סֹוד » («Тайна Ãвайе – боящимся Его»), ведь раскрытие тайн Б-га происходит посредством радости и приносит радость, и необходимым условием этого является Б-гобоязненность – особое свойство трепета перед Всевышним, присущее праотцу Ицхаку. Трепет удерживает от легкомысленного смеха и насмехательства над всем добрым и святым, создавая в душе верный настрой для смеха, выражающего позитивную радость и очень глубокое удовольствие.

Из новой книги «Внутреннее время» в нашем переводе

Запись опубликована в рубрике 12 способностей чувствовать, Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.