Исчезнут все творящие зло

 

травма3Будущим родителям рабби Исраэля Бааль-Шем-Това, Элиэзеру и Саре, было уже 100 и 90 соответственно. Однажды рабби Элиэзеру открылось в пророческом сне, что он должен освятить себя, и у него родится сын, который осветит Ам Исраэль. Он выполнил это указание и родился Исраэль. Ребенок не был похож на других детей, уже в три месяца он пошел и заговорил.

Когда ему было полтора года, его отец покинул этот мир. Перед кончиной наказал своему единственному сыну: не бойся никого, кроме самого Святого Благословенного. Ровно через год умерла и его мать.

Жители городка принимали в сироте посильное участие, но не очень-то преуспели. Ребенок целыми днями бродил по городу с палкой в руке, никого не боялся, уходил один в горы и подолгу оставался там.

В день, когда ему исполнилось три года, ночью шел проливной дождь, и было особенно темно и мрачно. Мальчик взял свою палку и пошел в лес. Люди пытались его отговаривать: куда ты? Идти в лес в такую темную и мрачную ночь? Он им ответил: я не боюсь ничего, кроме самого Святого Благословенного.

Забравшись глубоко в чащу, он увидел большой роскошный дом, все окна были ярко освещены. Мальчик вошел в дом и стал проходить комнату за комнатой, пока не вошел в помещение, в котором сидела нечисть, посланцы Сатаны. Сказали ему: как ты не боишься сюда входить? А он им ответил: я не боюсь никого, кроме самого Святого Благословенного.

Сказали ему: «дитя, признай, что ‟оставил Б-г этот мир”»! А он прокричал им в ответ: «Исчезнут все творящие зло»! И они исчезли, как будто их никогда и не было там.

Оцар сипурей Хабад 1, ст. 4, согласно запискам Алтер Ребе

Чистая Б-гобоязненность

В другой версии истории «завещания» отца Бааль-Шем-Това сыну рассказывается, что он дал сыну два указания – одно о трепете перед Б-гом, а другое – о любви к евреям.

Однако если вдумаемся глубже и попытаемся сами «пережить» эту сцену завещания и почувствовать себя действующим лицом, нам станет ясно, что главным советом является развивать в себе страх перед Б-гом. Маленький мальчик находится на пороге нелегких времен, когда он в течение года дважды осиротеет. Последнее напутствие накануне разлуки – это нечто,  могущее помочь ему выстоять в приближающийся трудный период. Поэтому его отец-цадик наставляет его не бояться никого, кроме Всевышнего.

Силы не бояться ничего приходят из осознания, что Творец действительно сопровождает нас, буквально повсюду.  Страх перед чем-то другим возникает только тогда, когда я не ощущаю достаточно явно присутствие Всевышнего. Тогда появляется чувство, что Он покинул меня и больше не охраняет. Семя этой веры, что Б-г всегда со мной (кроме того, что в нем заложен цельный верный жизненный путь) – это своевременная неотложная помощь ребенку, чей отец – служивший ему надежной опорой – вот-вот уйдет в мир иной.

Поэтому главное в завещании рабби Элиэзера – именно страшиться только Всевышнего, тогда как любовь к евреям, упоминаемая в другой версии рассказа, есть благословение, вытекающее как-бы само собой из чистой и преданной Б-гобоязненности.

Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство

Разумеется, трепет и любовь проявляются в жизни как одно целое. Святая Тора учит нас путям, включающим и то, и другое. Праотец Яаков (тиферет) – столп и основа Торы – включает и объединяет в себе хесед и гвуру, наследуя своим праотцам Аврааму (чистый хесед) и Ицхаку (чистая гвура). Его еще называют «избранный патриарх», потому что новое целое, интегрирующее два разных аспекта – это большой прогресс по отношению к разрозненным элементам, из которых оно состоит.

Так и написано в Тании: «недостаточно пробуждать одну лишь любовь, чтобы творить добро, а, по крайней мере, нужно  сначала пробудить естественный страх, скрытый в сердце всего Израиля, чтобы не бунтовать против Царя всех царей Святого Благословенного».

Тора является руководством к исправлению всего мироздания. Поскольку в мире существует бесчисленное множество разнообразных творений и дуют многочисленные ветры разного толка, то и Тора, созданная Творцом на базе Его совершенной мудрости, в состоянии помочь каждому, независимо от его состояния, и давая решение любому кризису «чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный». Поэтому Тора – это грандиозное явление, включающее в себя не только любовь и трепет, но и все остальные качества, соединяющиеся в ней в один цельный путь.

Но чтоб прокладывать верный путь в жизненных коллизиях согласно всей глубине и широте подхода Торы Яакова, что для нас, простых людей, выглядит совершенно невозможным, нам нужно качество Ицхака — гвура, мощь и стабильность, выражающиеся, как ни удивительно, именно в трепете перед Творцом.

Разумеется, недостаточно одного трепета для того, чтобы правильно действовать в мире в ситуациях, требующих от нас проявления любви к людям и привлечения их к нам, но он необходим, чтобы охранять спускающегося в мир, чтоб его исправить. В душе это выражается в живом осознании, что всю сложную и сбалансированную Тору мы получили от самого Всевышнего (буквально ми-пи а-гвура. Напомним – гвура  это свойство Ицхака).

Всевышний сказал Аврааму: «Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство» — в силах Ицхака воплотить свое главное продолжение Авраама в своем сыне Яакове.

У лжи короткие ноги

В этой истории Бааль-Шем-Тов проходит первое испытание на стойкость в выполнении отцовского завещания. Маленький мальчик, одиноко бродящий по лесу, без отца, готового каждое мгновение защитить его, попадает в резиденцию клипы, сил скверны («нечистых сил» или ситра ахра), центре низменных страхов этого мира. Посланцы ситры ахры, понимающие, что им будет нелегко напугать этого ребенка, пытаются найти трещину в стене, ограждающей его веру: дитя, признай, что «оставил Б-г эту Землю»!

Весь смысл существования клипы – чтобы вас испытать и возвысить (слово «испытать» однокоренное с «возвысить», от корня нес – знамя, поднятое вверх), т.е. вознести душу вверх при выявлении ее внутренних сил (тогда как сама  ситра ахра лишь оскорбляет Небеса). В каждом из нас живет маленький Исраэль, будущий Бааль-Шем-Тов, в силах которого полностью уничтожить эту нечистую силу. Поэтому мы должны всмотреться внимательно в его действия и учиться у него.

В момент, что еврей признает, пусть даже в самой мизерной дозе, что Всевышний оставил его на какой-то момент – он тут же предоставляет злу возможность ухватиться за него и вторгнуться в его жизнь. Клипа – это лишь бурное воображение и иллюзия, но если мы поддаемся соблазну поверить ей даже на одно мгновение, очень трудно избавиться от этой наложенной на наше сознание печати.

В доме, куда вошел маленький Исраэль, такая иллюзия свила себе весьма капитальное гнездо. Когда клипот собираются в одном месте, там прочно воцаряется ложное впечатление отсутствия надзора Свыше. Тут как бы действительно ощущается, что «Б-г оставил мир». Но фактически с самого момента появления мальчика в этом месте нечисть почувствовала, что в их резиденцию проникло нечто, могущее их одолеть.

Однако Бааль-Шем-Тов не сразу избавляется от них, несмотря на то, что почувствовал их намерения еще до того, как они начали его оскорблять и поносить.  И только после того, как шило вылезло из мешка, он начал действовать. Объяснение его поведения можно найти у рабби из Ижбицы, объяснявшего, что невозможно заниматься исправлением зла пока оно скрыто, и только «разбитая скверна лезет напролом взмывая до (самых) небес». Только после того, как вся мощь зла выплескивается наружу и становится явной, ее можно полностью уничтожить.

Для того, чтобы исполнилось «ибо вот враги Твои, Б-г, вот враги Твои пропадают» необходимо, чтобы природа злодеев была всем видна. Тогда их разгром будет полным и освятится Его Благословенное Имя в мире. Поэтому Бааль-Шем-Тов стремится разозлить силы зла, доведя их до растерянности и полной потери самоконтроля.

Чем больше они говорят, тем сильнее попадают в ловушку своих собственных речей. Когда человек говорит, он словами раскрывает свою сущность собеседнику. Когда верующий еврей говорит слова святости и веры, в нем усиливается чувство единства Всевышнего и ясное осознание Его присутствия. В отличие от этого, когда клипа говорит, ее увлекает собственное неверие, она с желанием лезет в раздоры, ей доставляет огромное наслаждение убеждать еврея не верить Б-га, развивая свою тактику, которая изначально и предназначалась для этой задачи.

Еще одна цель, ради которой предпочтительно выжидание перед боем: когда клипа проявляет себя и усиливает свое самовыражение, тем самым она способствует ускорению собственной гибели. Сущностью сил зла является разобщенность (вместо единства сил святости), и только если она находит пусть очень слабую опору в душе человека, она может получить от Него Благословенного  право на существование и витальность. Когда она теряет контроль над происходящим и распаляет себя своими речами, у нее усиливается желание отдаления от Него настолько, что она даже готова уничтожить основу своего существования. Тут вскакивает мальчик и бьет ее последним ударом – «контрольным выстрелом»: «исчезнут все творящие зло!».

Все, что здесь необходимо – это одно единственное мгновение перед переломом. «Цор наполнился (богатством) благодаря разрушению Иерусалима», и наоборот. «Когда один встает, другой падает», немедленно – и в полный рост.

Гибель клипы при ее падении является полной и окончательной. Под «исчезнут» подразумевается развал на самые мелкие частички. Крик Исраэля привел не только к ослаблению сил скверны посредством их отделения друг от друга, но и к их полному уничтожению – когда каждая из них развалилась на базовые составные части и исчезла из мира.

Окончательная гибель скверны придет не со стороны реальной материи, имеющей ФОРМУ и неистребимой до конца, а со стороны духовного качества, придающего материи СУЩЕСТВУЮЩУЮ форму.

И действительно когда пророк предрекает полное уничтожение зла, он говорит: «дух нечистоты [Я] удалю из мира».

Перевод и редакция Адасса и Шломо Кочубиевские

 

(Из книги Рава Ицхака Гинзбурга Ор Исраэль 1, 63)

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.