Исцеляющее сердце

226706Царь Шломо сказал: «Жизнь для тела – кроткое сердце, а гниль костей — зависть». И объясняет Ибн Эзра: «Сердце, которое не будет негодовать и завидовать другому, — целительно для тела … то есть, для их исцеления и жизни тела нужно иметь «исцеляющее сердце», и оно — доброе и радостное сердце, которое вылечит тело своей радостью») и прекрасный намек для его слов: «לב מרפא» по гиматрии שמחה («исцеляющее сердце» = «радость»).
Доброе и радостное сердце — это исцеляющее и терпеливое сердце, которое может вылечить все органы тела (в отличие от лекарств, которые полезны для некоторых органов и вредны для других), и оно также «доброе сердце, которое сделает добро своему народу», который также «лечит других» (Рабейну Йона там). Поэтому, благодаря «Жизнь для тела – кроткое сердце», удостаиваются «число дней твоей жизни я сделаю полным» — долгой и приятной жизни, полной достойного содержания. Но как удостоиться этого «исцеляющего сердца»?
Алтер Ребе объясняет, что человек вообще не должен желать все физические потребности земной жизни — детей, здоровье и заработок. Это вовсе не означает, что эти вещи негативны. Наоборот! Праведники хотят, чтобы у каждого еврея было много хороших детей, крепкое здоровье и средства существования в изобилии. Дети, жизнь и пища в изобилии — и все в изобилии – нужны, чтобы служить Б-гу как полагается, особенно в нашем поколении. Если так, то что означает это высказывание Алтер Ребе?
В Тании речь идет о духовном отношении к нашим потребностям в мире: во-первых, нужно устранить желание (внутреннее) к ним самим по себе и относиться к ним как к средствам для служения Творцу, которые являются истинным желанием каждого еврея. Более того, также (внешнее) желание этих вещей должно быть отменено, и жить с чувством «не по своей воле ты живешь» — мы живем здесь не по своей воле и так или иначе нуждаемся (не по своей воле) в детях, жизни и заработке.
Устранение желания моментально вызывает расслабление и освобождение от воображаемых чувств недостатка, трудностей и мучений, которые человек ощущает по поводу своих потребностей в этом мире — если эти вещи необходимы для меня не по моей воле, мне не о чем сожалеть, когда мне кажется, что я не получаю их полностью. Когда они у меня есть — что хорошо. Когда у меня их нет — я в отпуске … «больничный» отпуск превращается в расслабляющий отпуск и освобождение от привязанности к будничному — время для укрепления связи души с источником, который в Б-жественности, подлинном регионе желания.
Но не волнуйтесь — мы не только не лишаемся наших потребностей, но и наоборот: «дети, здоровье и заработок» имеют высокий корень – Б-г создает это мир «есть из ничего» (יש מאין) в каждый момент, и это тот Б-жественный Айин – Высший мазаль («Айин -мазаль Израиля», т. е. у народа Израиля нет звезды, т.к. сам Всевышний — его «звезда»), от которого зависят «дети, здоровье и заработок». Жесткий контроль реальности — потребностей мира — детей, здоровья и средств к существованию — создает мрачное и ревнивое «каменное сердце» (из ощущения того, что ресурсы мира ограничены и то, что есть у другого, не хватает мне) неизбежное чувство, что реальность полна зла и страданий. Отмена жестких желаний и расслабление (благодаря этому) позволяют нам перейти от захвата реальности («есть») к привязанности к Айин (представляющейся как «ничто»), превращает сердце в «мягкое сердце», которое все спокойно принимает и доброжелательно ко всем. Радостное и исцеляющее сердце, связанное с Б-жественным Айин, который сплошное благо, жизнь и удовольствие, — это «исцеляющее сердце», которое излечивает все тело и передает плоти исправленную и здоровую жизнь.
Рав Ицхак Гинзбург (Еженедельник Веабита, Ваикра, 5780 год)
Перевод Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.