Вне всяких сомнений, Десять Заповедей являются самым известным в мире законодательным документом. Правда, распространенное название «Десять заповедей» является следствием неверного перевода с иврита выражения «Асерет ѓа-Диброт», которое правильнее было бы перевести как «Десять речений»[1]. Дело в том, что в этих десяти высказываниях упоминаются не десять заповедей, а гораздо большее их число – шестисот тринадцати заповедей Торы. Более того, уже самые ранние комментаторы утверждали, что «Десять речений» намекают на все 613 заповедей.[2] Наиболее прозрачный намек на это можно обнаружить в том, что оригинальный текст этого фрагмента Торы на иврите (в Шмот, 20:2-13) содержит 620 букв, на семь больше, чем 613. Как объясняют некоторые классические комментаторы Писания[3], семь дополнительных заповедей – это семь законов потомков Ноаха, которые были известны уже первым поколениям, начиная с Адама.
620 – гематрия, числовое значение, ивритского слова כתר, означающего «корона». Таким образом, евреи, обязавшиеся соблюдать 613 заповедей, и праведные неевреи, обязавшиеся соблюдать семь «общечеловеческих» заповедей потомков Ноаха, тем самым как бы украшают венец Владыки Вселенной шестьюстами двадцатью драгоценными камнями.
Универсальные предписания
О праведном нееврее больше всего говорится в недельной главе Ноах.[4] Она начинается рассказом о самом Ноахе и его достоинствах: «Вот житие Ноаха: Ноах был человеком праведным, непорочным среди живущих в его время: с Б-гом ходил Ноах»[5].
Таким образом, каждый нееврей, желающий «ходить с Б-гом»[6], должен подражать Ноаху, который своей решимостью следовать воле Творца спас человечество от полного уничтожения в водах Потопа. Как сказано в Торе: «Земля растлилась пред Б-гом – разбоем наполнилась земля. Увидел Б-г, что растлилась земля, ибо все живое на ней извратило свой путь. Сказал Б-г Ноаху: «Пришел предо Мной конец всему живому, ибо они наполнили землю разбоем. Я уничтожу их вместе с землей!»[7].
Когда Ноах и его домочадцы вышли из построенного ими ковчега, в котором они спаслись от вод Потопа, Б-г заключил с ними, то есть всем человечеством, новый Завет.[8] Б-г благословил Ноаха и его сыновей, и объявил им правила поведения в новом мире: «Все живые существа будут вам в пищу. Отдаю вам все [это], как и растительную зелень. Только живое мясо с кровью не ешьте! Ведь за вашу кровь – за вашу жизнь – Я взыщу [с пролившего эту кровь]. Будь то зверь, будь то человек, отнявший жизнь у брата своего, – Я взыщу за нее!»[9].
Б-жественные законы, данные Ноаху, ставшему прародителем современного человечества, обязательны для всех живущих после потопа – «потомков Ноаха» (на иврите – бней Ноах). Эти правила, большая часть которых была дана уже Адаму[10], разделены на семь основополагающих категорий, известных как семь заповедей потомков Ноаха.
Вот эти заповеди:
1. Запрет поклоняться кому-либо, кроме Единого Б-га.
2. Запрет на Б-гохульство.
3. Запрет на убийство.
4. Запрет на грабеж.
5. Запрет на прелюбодеяние.
6. Запрет есть части тела еще живого [теплокровного] существа.
7. Обязательство создать судебную систему, которая будет осуществлять правосудие в соответствии с вышеперечисленными законами.[11]
Значение предписаний
Чтобы в полной мере осознать значение этих заповедей, следует, прежде всего, понять, что Тора (то есть Пятикнижие Моисеево) – это не сборник рассказов о начальном этапе истории человечества и еврейского народа, его Исходе из Египта и странствий по пустыне. Тора так же не является исключительно законодательным документом, перечисляющим законы, установленные Творцом. В первую очередь, Тору следует рассматривать как раскрытие самого Всевышнего и Его воли. Говоря языком Зоѓара, «Б-г и Тора едины»[12].
Поскольку в Торе раскрывается воля Всевышнего, Творца, ее можно рассматривать как своего рода «инструкцию для пользователя мирозданием (Творением)», позволяющую понять тому, кто серьезно ее изучит, намерения «производителя». Соответственно, и заповеди потомкам Ноаха невозможно рассматривать как просто «технические требования», которые Бог предъявляет к людям. На самом деле, они являются ничем иным, как раскрытием Его воли. Просто, обязавшись следовать этим требованиям, человек уже способствует проявлению Торы в нашем материальном мире. Все ожидания Творца относительно того, что мы, в качестве людей и Его творений, можем достичь в своей жизни, зависят от признания и готовности исполнять семь законов потомков Ноаха. Более того, в качестве проявления воли Творца эти заповеди являются частью общего механизма мироздания, то есть той энергией и теми силами, которые приводят мироздание в действие.
Получение предписаний
Спустя некоторое время после заключения завета с Ноахом, Всевышний заключает завет с Авраѓамом[13], с его сыном Ицхаком, и с его внуком Яаковом[14], которому Б-г дал новое имя Израиль[15]. У горы Синай сыны Израиля (на иврите бней Исраэль) пережили опыт коллективного Откровения, и получили Тору (Пятикнижие)[16], содержащую 613 предписаний и запретов[17]. Эти 613 заповедей обязательны только для сынов Израиля (евреев). Исполняя эти заповеди, евреи осуществляют свое особое предназначение в этом мире.
В Торе многократно прямым текстом повторяется, что евреи являются избранным народом[18], которому отведена особая родь в истории мироздания. Например, сказано: «Поэтому, если вы будете слушать Меня и хранить союз со Мной, то вы будете Моим достоянием среди всех народов. Вся земля принадлежит Мне, а вы будете у Меня царством священников и святым народом!..»[19].
В соответствии с этой особой ролью, евреям предназначено служить «светом народам»[20]. Это означает, что евреи обязаны учить другие народы следовать законам потомков Ноаха и таким образом привести все человечество к служению Единому Б-гу. Это приведет к окончательному Избавлению, предсказанному пророком Йешаяѓу. Как сказано: «И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его». Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Г-сподне».[21]
Каждому, кто интересовался законами заповедей, данных потомкам Ноаха, и вопросами служения неевреев Творцу, все сказанное выше наверняка известно. Базовые и технические аспекты «семи законов» были многократно изложены в различных книгах, некоторые из которых были написаны ведущими еврейскими ѓалихическими авторитетами.
Раскрытие сокровенного
В этой книге мы предлагаем взглянуть на законы потомков Ноаха с принципиально иной точки зрения. Для того чтобы «ноахизм» мог пустить более глубокие корни и стать действительно массовым движением, он должен приобрести более духовные и творческие формы религиозного самовыражения. Это возможно лишь в случае обращения к мистическим аспектам еврейской традиции. Поэтому в этой книге будут изложены мистические аспекты семи законов потомков Ноаха, почерпнутые из Каббалы и хасидизма – традиционных еврейских мистических учений, приоткрывающих сокровенные глубины Торы. Тем самым мы предложим читателю возможность осознать ряд духовных и философских моментов, связанных со Служением праведных неевреев, а так же новые пути религиозного самовыражения.
С этой целью мы, в первую очередь, обратимся к принципам веры, лежащим в основе заповедей, данных потомкам Ноаха.
[1] Шмот, 34:28, Дварим 4:13.
[2] Живший в десятом веке знаменитый ученый, законодатель и философ р. Саадья Гаон посвятил этому поэтическое произведение, известное как «Азѓарот» (см. также Раши на Шмот 24:14). Позже аналогичные идеи высказывал в своем комментарии «Гейхал ѓа-Браха» живший в восемнадцатом веке рабби Ицхак Иегуда Иехиэль Сафрин (Комаринский Ребе)
Утверждение, что Тора содержит 613 заповедей, впервые появляется в Талмуде, см. Макот 23б-24а.
[3] Прежде всего, «Сефер ѓа-Хинух».
[4] Берешит, 6:9-11:32
[5] Там же, 6:10
[6] Об Аврааме, первом евреев, в Торе сказано, что Б-г повелел ему: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Берешит, 17:1). Таким образом, Тора требует от евреев – в идеале – предшествовать Б-гу, тогда как от неевреев – в идеале же – следовать за Ним.
[7] Берешит, 6:11-13
[8] Там же, глава 9.
[9] Там же, 9:3-5.
[10] По всем мнениям, заповеди, за исключением запрета есть части еще живого животного, были даны уже Адаму. Что касается последнего запрета, то тут мнения разделились: одни полагают, что он был дан уже Адаму, другие же считают, что первым удостоился получить его Ноах.
[11] Вавилонский Талмуд, Санѓедрин 46 а; Рамбам, «Мишне Тора», Законы царей, главы 9 и 10.
[12] Зоѓар III, 73a.
[13] Фактически, Б-г заключил с Авраамом два завета, один – касательно Земли Израиля (Берешит, 15:18), а второй – касательно обрезания (там же, глава 9). Оба завета преследовали одну цель – создать Б-гоизбранный народ, который будет владеть обетованной страной.
[14] Как сказано в Торе: «…Ибо Ицхаком продолжится твой род» (Берешит, 21:12). Наши, благословенной памяти, мудрецы объясняют, что это означает, что только потомки Ицхака и его сына Яакова будут иметь статус потомков Авраѓама (Недарим 31а).
[15] Берешит, 32:29.
[16] Шмот, глава 20.
[17] Макот 24а.
[18] Вот лишь некоторые из них: «Так сказал Г-сподь: «сын Мой, первенец Мой – Израиль» (Шмот, 4:22); «И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Б-гом. И познают они, что Я Г-сподь, Бог их, который вывел их из земли Египетской, дабы обитать Мне среди них. Я Г-сподь, Б-г их» (Шмот, 29:45-46); Ибо народ святой ты у Г-спода, Б-га твоего; тебя избрал Г-сподь, Б-г твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли. Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Г-сподь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов. Но из любви Г-спода к вам и ради соблюдения Им клятвы, которою клялся Он отцам вашим, вывел Г-сподь вас рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки Паро, царя Египетского» (Дварим, 7:6-8), «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему… Ибо народ святой ты Г-споду, Б-гу твоему, и тебя избрал Г-сподь быть Ему народом, достоянием из всех народов, которые на земле». (Дварим, 14:1-2).
[19] Шмот, 19:5-6
[20] Йешаяѓу, 49:6.
[21] Там же, 2:3.