Ежемесячное обновление души. Тэвэт : добрый глаз

Согласно Каббале каждый месяц еврейского календаря был сотворен посредством одной из букв. В данном цикле мы будем рассматривать каждый месяц через принадлежащую только ему святую букву, обнаруживая чудеса (нифла-от, причем слово от – переводится как «буква»).

eye2x3Тэвэт : добрый глаз

 Как мы можем изменить наш взгляд на других людей, открывая заново свои глаза и смотря на них  в позитивном свете? Эта задача подходит для месяца Тэвэт, поскольку, согласно Каббале этот месяц был сотворен буквой аин (ע, буквально «глаз»). А простое соединение названия буквы с названием месяца дает нам понятие аин това.

В Трактате Авот, посвященном улучшению качеств характера, сказано, что Авраам Авину отличался качеством аин това, в отличие от аин раа («злой глаз»), характерного злодею Бильаму. Но мы должны быть учениками Авраама Авину, которые удостаиваются не только жить хорошей счастливой жизнью в этом мире, но и так же получить вознаграждение за добрые дела в мире будущем[1]. В простом смысле, аин това означает позитивный взгляд на ближнего, в отличие от свойства аин раа, характерного злодею Бильаму, при котором видится и подчеркивается вторая, пустая половина стакана. Но каким образом нам научиться видению доброго глаза!?

 Как глаз видит?

 Для этого мы вдумаемся в эту особенную букву аин, עין, и начнем с того, что перечислим три ее основные значения на святом языке:

  1. Орган зрения
  2. Вид предметов и его оттенки, и нюансы (как например Раши эйн а-арец называет «вид земли», т.е. ее поверхность)
  3. Водный источник — мааян («И вот я стою у источника воды»[2])

Все три значения связаны между собой, так как наш глаз воспринимает внешний вид предметов и есть поразительное сходство по свойствам между глазом (из которого вытекают слезы) и водным источником.

Глаз является удивительным органом зрения, а еще более не может не поражать сам процесс видения включая окончательную обработку зрительного восприятия мозгом. Принято  считать, что наше видение абсолютно объективно, ведь мы видим происходящее в точности таким, каково оно есть – но по мере того, как мы все больше узнаем механизм видения, становится яснее, что наше видение не является простым отражением внешней реальности: как я вижу другого и сужу о нем? Оно зависит от моей точки зрения на видимый предмет.

Вид предметов, их оттенки и нюансы зависят от моего видения (позже мы увидим и связь между глазом и источником воды). Но нам еще предстоит понять, каким образом можно устанавливать и направлять нашу точку зрения.

 Скромный глаз

 Теперь перейдем к форме буквы ע аин. Прежде всего обратим внимание на то, что бросается в глаза – у этой буквы есть два глаза! Просто посмотрите на саму букву и представьте два глаза на лице, смотрящие на вас. Точнее, в книгах Каббалы объясняется, что аин пишется как вытянутая буква נ нун, в которую как бы воткнута буква ו вав (попробуйте себе представить также и это). Теперь соединив вместе все три буквы, получим слово ענו – «А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле»[3].

В нашем контексте, скромность – это фундаментальное свойство души, направляющее добрый глаз. Поскольку Моше Рабейну — «скромнейший из всех людей», он вообще не стремится измерять насколько он выше кого-либо другого. Поэтому он смотрит на всех дружелюбно и доброжелательно. Нам легко смотреть доброжелательно на хороших людей. А как насчет тех, кто в действительности причиняет другим зло?  Но Моше Рабейну может видеть в каждом человеке что-то хорошее, особенное, что есть только в нем и нет в самом Моше! Даже если на деле некто и совершает плохие поступки, кто знает, что могло бы выйти из меня, если бы я оказался в похожем  положении? Ведь я никогда не смогу оказаться в точности на его месте! «Не суди своего друга, пока не окажешься на его месте»[4], и поскольку ты никогда не окажешься на его месте, никогда не осуждай его, а «старайся судить каждого, находя оправдывающие для его обстоятельства»[5]. Так и Авраам Авину, он был первым, отмеченным в Торе качеством скромности, «а ]ведь[ я прах и пепел»[6], и поэтому ему было свойственно смотреть на всех добрым глазом.

Приучая себя смотреть на всех доброжелательно, мы обнаруживаем, что в каждом еврее есть источник живой воды — .מעין И даже если этот родник забит сверху и покрыт тяжелыми камнями, позитивное любящее видение поможет его вскрыть и выпустить живую воду на поверхность. Источником воды для сынов Израиля после их Исхода из Египта в течение их сорокалетнего странствия по пустыне был чудотворный колодец, называемый «беер (колодец) Мирьям» — благодаря ее добрым глазам пророчица Мирьям (ее имя буквально переводится как «горькая») видела ту сладкую воду, что есть у каждого еврея (даже если внешне она казалась водой горькой), и тогда вода в колодце поднималась и била ключем: «наполняйся, колодец, пойте (дословно ענו – эну, отвечайте) ему»[7].

 Видеть в 70-ти оттенках

 Мы пришли к числовому значению буквы аин – 70. Это число фигурирует в Торе в связи со следующими явлениями: сыновья Ноаха распадаются на 70 народов, говорящих на 70-ти языках, семья Яакова насчитывала 70 душ при их спуске в Египет, Моше Рабейну собрал 70 старейшин для управления народом Израиля и поэтому в Санhедрине было 71 судья-старейшина. Есть известное выражение мудрецов: «в Торе 70 лиц» и также упоминается, что у Святого Благословенного есть 70 Имен.

Что общего есть между всеми этими явлениями? Все они занимаются различными нюансами или деталями одного целого. Одним из увлекательнейших феноменов буквы аин является ее соотношение с буквой алеф – не только ее похожее звучание (как известно, на многих языках нет буквы, похожей на аин, а многие из нас вообще не в состоянии произносить ее правильно). Этот феномен нетрудно проследить на многих парах слов, в которых буква алеф выражает внутренний смысл буквы аин (например, אור-עור. Кожа עור человека заслоняет от нас свет אור его души).

В нашей связи, мы можем смотреть на одного человека самыми различными взглядами, семьюдесятью видами точек зрения размышляющего (причем «лицо» и «глаза» имеют одинаковую гиматрию: פנים=עינים). Подобно тому, как сыны Израиля начинали свой путь как народ, насчитывающий 70-ть душ (как мы читаем об этом в Торе в месяце Тэвэт), так в каждом еврее есть отражение 70-ти различных лиц. Секрет доброго глаза заключается в умении выбрать тот ракурс, в котором наш ближний выглядит лучше всего и краше всего, настраивая наш глаз на это прекрасное лицо!

 Научиться правильно сердиться

 После все этих красивых слов о любви и добром глазе заметим, что в Тэвэте есть что-то что, казалось бы, портит весь праздник. Согласно Каббале, гнев является особым, свойственным именно этому месяцу хушем (чувству) души[8].

Как гармонично соединить в нашей душе чувство гнева с «добрым глазом» – фундаментальным качеством души, которое мы стремимся приобрести как ученики Авраама Авину?

Дело в том, что есть разные виды гнева. «По трем характеристикам можно узнать правду о человеке – по его отношению к стакану, карману и его склонности к гневу»[9] (все три вида слов похожи по звучанию косо, кисо, каасо). Что там под покрытием (кисуем), что прикрыто в кармане (кис), что налито в стакан (кос), и какой «глаз» прячется под прикрытием гнева (каас).

Озлобленность Бильама – гнев, вызванный злым завистливым глазом, он негативен, ядовит и разрушителен для всех, питается он от кипящей гордыни, недовольной тем, что имеет и теми, кто находится у него в подчинении, «каждый гневающийся как будто служит идолам»[10].

Но тот, кто смотрит добрым глазом, кто скромен, как  Авраам Авину и Моше Рабейну – он умеет также сердиться и гневаться правильным образом. Правильный гнев начинается с того, что я сержусь  на самого себя, точнее – на те негативные стороны, что есть во мне: «доброе начало в человеке должно всегда сердиться на злое, как сказано ‘гневайтесь и не грешите’[11]»[12]. Мы сотворены с двумя глазами (подобно форме буквы аин) – один для того, чтобы смотреть на ближнего добрым глазом, а другой – для того, чтобы смотреть на себя критическим взглядом (для того, чтобы исправлять, а не для того, чтобы не дай Б-г приходить из-за этого в отчаяние). Так или иначе, когда я вижу что-то нехорошее в ближнем, в первую очередь мне нужно сердиться на мое злое начало, мешающее мне видеть хорошее в других людях. После этого я вновь смотрю на ближнего добрым глазом, находя для его оправдывающие обстоятельства, и мне удается разделить между другим человеком, его поступками и его злым началом. Таким образом можно прийти к позитивному очищенному гневу: сердиться на само зло и воевать с ним до полного его уничтожения.

Бывает также и фальшивый «добрый глаз», разбрасывающий только цветы и «сладкую» любовь. Такой глаз не разделяет между добром и злом, между святостью и духовной скверной, делая тем самым легитимным  любое зло и несправедливость и в конечном итоге приводя к разрушению. Однако настоящий добрый глаз умеет выделять хорошее и акцентировать на нем внимание, гневаясь на зло и воюя с ним, вплоть до победы добра над злом, как в нашей душе, так и во всем мире.

 Статья написана по беседам Рава Ицхака Гинзбурга

Обработка Йоси Пели

Перевод Адасса Кочубиевская

[1] Авот 5, 19. И комментарий Раши: «добрый глаз, когда он не завидует другу и честь его друга дорога ему также как и его собственная».

[2] Берешит 24,13.

[3] Бемидбар 12, 3.

[4] Авот 2, 4.

 [5] Авот 1, 6.

[6] Берешит 18, 27.

[7] Бемидбар 21, 17. Слова «отвечайте» и «скромный» пишутся одинаково ענו. В Торе есть только два таких слова на сочетание этих трех букв.

[8] Слово «чувство» — неточный перевод слова хуш. Точнее о хушим смотри нашу статью «хушим (чувства) души» на этом же блоге.

[9] Эрувин 65, 2.

[10] Рамбам, Алахот деот 2, 3. Зоар ч. 3, 179, 1.

[11] Теилим,4, 5.

[12] Брахот 5, 1.

Запись опубликована в рубрике 12 способностей чувствовать с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.