О наших фантазиях

imagesCAMZUPEL

Рассказы о чудесном

Однажды Бааль-Шем-Тов пребывая в г. Немирове шел из комнаты в комнату, а добравшись до подвала, он понял, что заблудился в этом доме. Стоя возле подвала, он велел проверить прикрепленные к дверям мезузы. Спросил стоявший неподалеку от него: если некто заблудится в доме, он сразу же взвалит вину на что-то? Может это случайность!

Ответил ему  БеШТ: у меня нет случайностей!

Пусть поверит каждый человек, что ничего не происходит случайно, а лишь благодаря Б-жественному Провидению. Поэтому неверно объяснять случайностью происходящее с нами.

Шивхей БеШТ, ст. 131

Задумайся!

Основой основ хасидизма является принцип: все, что человек видит и слышит, не случайно, а является указанием Свыше. Среди польских цадиков было распространенно выражение: «жить с причинами», стремясь находить во всех жизненных обстоятельствах причины, намеки, скрытые в них, показывающие нам, по какому пути нам идти, чтобы еще больше приблизиться к Творцу Благословенному.

Однако для того, чтобы правильно применять этот принцип, нужно много учиться и тренироваться. А поскольку у многих из нас есть тенденция действовать бесчувственно – БеШТ учит нас не поддаваться именно этой склонности – просто так бесцельно и холодно прожигать время, считая, что все – воля случая. А у иных есть тенденция объяснять самыми невероятными выдумками свои бурные фантазии. В конце концов такие люди в лучшем случае запутываются в своих собственных выдумках, или в менее удачном превращаются в душевно больных.

БеШТ хочет поколебать нашу уверенность в том, что Всевышнего невозможно обнаружить в нашем нижнем мире. Ведь результатом такого взгляда на мир является отсутствие желания вдумываться и вживаться в то, что происходит вокруг нас, бездумно «порхая» в выдуманном безвоздушном пространстве. Он учит нас правильно настраиваться, слушая звучащее в Торе слово Творца, а не увлекаться искаженным выдуманным видением Б-га в нашей проекции на реальность этого мира.

Для этого ведет нас рабби Исраэль в противоположную сторону. Таким образом лечат душу больного, согласно тому, что нас учил Рамбам во введении к Трактату Авот. Он освещает нас сверху «окружающим» светом, который мы не в состоянии принять – светом, приходящим от Совев коль ольмин, с «места», из которого исходят все сивот (причины).

Этот свет не может вынести ни один человек. Да, мы хотим знать, что означает то или иное произошедшее с нами событие, но в наших ли силах вынести всю тяжесть услышанного ответа?! На трудный вопрос, обращенный Ийовом к Всевышнему об Его управлении всем, имеющим отношение к нему и к его домочадцам, он получает такой ответ: «Кто это омрачает мысль неразумными словами? Обвяжи, как муж, чресла свои; я буду спрашивать тебя, а ты поведай мне: где ты был, когда Я основал землю? Скажи, если обладаешь разумом».

«Кто это омрачает мысль неразумными словами» — потому что, когда размышляем и пытаемся приближаться к свету, который глаз не может стерпеть, мы не видим ничего, кроме тьмы. Тот, кто не может разбираться в принципах устройства всего мира, не может понимать даже самую мельчайшую деталь в нем. От рогов буйволов и до мельчайших гнид все связано со всем, все сочетается со всем и излишняя информация, касающаяся любого вопроса, непременно принесет много вреда, подобно слишком сильному духовному свету мира Тоу по Каббале, приводящего к ломке всего исправленного и сбалансированного сознания.

Для того чтобы создать подходящие «сосуды» для указания БеШТа, нужно найти путь как отфильтровать излишнюю информацию и бесконечные толкования, мешающие найти источник причин: «размышляй о том, что для тебя разрешено, не занимайся тем, что от тебя скрыто». Из всего бесконечного моря мы просим черпать только то, что Благословенный Творец предназначил именно для нас, определенный намек, отдельный сигнал, посланный нам.

Это смысл выражения «жить с причинами», любая вещь – причина для чего-либо, но только что-то одно является для тебя настоящей причиной в каждый конкретный момент. Во все, что касается тебя, тебе разрешено верить и в твоих силах расследовать действия Всевышнего, открывая для себя внутренний смысл. Но все, что тебя не касается, тебе не нужно знать  ради твоего же блага[i].

О подобных случаях пишет рабби Нахман из Брецлава:

И со всем, что ежедневно предоставляет ему Творец Благословенный, нужно углубиться в размышления, чтобы понять намеки Святого, Благословен Он. Но все должно быть в меру, излишние раздумья об этом могут вывести его за границы святости. Ему стоит размышлять об этом только на уровне человеческого разума, и не стремиться понять недоступное для него, находящееся на более высокой ступени, так как «не ищи того, что для тебя является непостижимым».

Несколько советов

После того, как мы подробно разобрали, почему так трудно правильно расшифровывать намеки, посылаемые нам Благословенным Творцом, мы можем вернуться к первоначальному намерению – научиться безошибочно улавливать указания и советы, необходимые ради исполнения воли Всевышнего в действительности.

Каждый имеющий компьютер и пользующийся  электронной почтой понимает необходимость использования все более и более высококвалифицированных    программ-фильтров. Личная почта постоянно «бомбардируется» разного рода письмами, в которых периодически появляются сообщения о опасности получить имплантированные «вирусы», могущие принести вред компьютеру при их открывании.

Ниже приводятся несколько советов, при искреннем использовании которых у нас  появятся силы отфильтровать многие нелепые мысли и искаженные толкования:

  • Никогда не превращать намек в основную суть. Любавический Ребе сказал, что увлечение гиматриями хорошо и полезно только при условии, что их назначение в подчеркивании тех мыслей, которые появляются во время традиционно принятых путей изучения – это лишь «десерт мудрости». И с другой стороны неверно вводить новое понимание только на основе гиматрии.

Точно также обстоит дело и в связи с намеками Свыше, в задачу которых входит направлять нас в сторону полученных нами Торы и заповедей. Любой намек, на поверку оказывающийся не дай Б-г противоречащим словам Торы, является вздорной мыслью, которая была послана нам не Всевышним, а вышла из еще неисправленных в нашей душе мест.

  • «Добр Б-г ко всем и милосерден во всех Его поступках». Всевышний добр и благодетелен ко всем Его Творениям, и всегда думает только хорошее обо всех сынах Израиля в целом и обо всех людях в частности. Есть душевнобольные люди, привыкшие видеть в каждом падающем с дерева листе намек на приближающуюся беду. Те, кто страдает этой болезнью, даже если на первый взгляд внешне это незаметно, могут расшифровать намеки Свыше как пугающие и  угрожающие – в каждом событии они находят намек на неприятие и отдаление со стороны Святого  Благословенного.
  • «И пусть душа моя уподобится праху земному». Всевышний не гневается на тебя, но и не посылает тебе постоянные намеки, что ты король Машиах. Хотя это  крайнее толкование большинству людей даже и не придёт в голову, но те, чьими поступками постоянно движет гордыня, склонны видеть во всем подтверждение своей правоты и доказательство своего превосходства над другими.

Эти три правила призваны направлять в нужное русло полет нашего воображения – попытки толковать происходящее – собственно в область служения Всевышнему. Это выверенный путь, по которому могут идти люди вроде нас, не владеющие скрытым Учением, растолковывать намеки и получать указания. Всегда следовать принципу «главное – действие», отдаляясь от погрязания в ненужных иллюзиях, поскольку даже если и есть в них некая доля истины, выигрыш от нее обернется в конечном счете потерей.

По словам Ребе Маараша из Любавич:

Придерживайся этого правила и всегда помни его: любое хорошее дело, полезное и способствующее достижению хороших результатов, если перед его выполнением появляются препятствия – даже если они еще более благородные, чем оно само – эти  помехи всего лишь являются уловками животной души.

И не может быть большей помехи, чем навязчивые мысли, не знающие меру и не имеющие границ в вопросах, понимание которых разум не в состоянии охватить.

(перевод  из готовящейся к печати книги р. И. Гинзбурга «Свет Исраэля» 2, 129)

Газету подготовили к печати Ш. и А. Кочубиевские

Новые книги можно заказать по телефону 054-798-9682

Наши сайты: http://rabbiginsburgh.ru/ 

                         http://kabbala2all.ru/           

                         http://living-kabbala.ru/

[i] Можно сравнить преувеличенное увлечение причинами со сплетнями. Ведь сплетники любят ходить с места на место, всегда пересказывая другим то, что они увидели и услышали – даже если это не подходит и не интересует слышащих. Это свойство разрушает мир, пустые разговоры, не приносящие нам никакой пользы. Каждый, увлекающийся полностью, по самые уши, разгадыванием намеков Свыше, в конце концов Тоу усилится в нем против Тикуна и он исключит себя тем самым из этого мира.

 

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.