Кто мудр? Кто силен? Кто богат? Кто уважаем?

Продолжение Авот, глава 4, мишна 1
(с 1-го часа и 7 минут) Итак, в кратце: 1-й комментарий самый большой мудрец учится на самых «низких» вещах – «смирение» самого большого цадика. 2-й комментарий – искать цадика – общую душу поколения и прилепиться к нему – «разделение». 3-й комментарий – наслаждаться внутренней частью Торы, тайнами каждого человека мира тикун, это не простой смысл мишны.
Далее еще короче – Кто силен? Это работа тшувы, особенно исправление гнева и вожделения. О гневе сказано: («Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти») … «долготерпеливый лучше сильного и (о вожделении) владеющий собою (лучше) завоевателя города». Не будем здесь подробно на этом останавливаться. Обуздывающий свои страсти – тайна «я бина, мне гвура». Тшува – это бина, верхняя буква hей.
Затем кто богат? «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей». Опять он объясняет не согласно простому смыслу, что может быть некто, кто рад своей участи, значит, он настоящий богач. Богатый – это даат, «ейн ашир, эла бедаат», буква вав Имени Вс-го. Речь идет здесь о настоящем богаче, как Звулуне, который поддерживает Иссахара. Так он счастливый богач. А что означает: радуется своей участи? Настоящий богач – у него есть много денег, но у него есть даат (понимание), чтобы различать, что из того, что у него есть, имеет к нему отношение и что он должен раздать на цдаку. Написано: «Трудом рук своих будешь кормиться». Здесь заключена глубокая мысль: есть у человека деньги, которые он заработал своим тяжелым трудом и есть еще добавление как благословение, причем эта добавка больше, чем основной заработок. Он получает изобилие с неба, подобно тому, кто удостаивается выиграть в лотерею. Если у него есть правильное понимание, он знает, что заработанные им деньги – на прожитье, а все, что Творец дает ему –тут речь идет о миллионах настоящего богача, что все они предназначены для цдаки бедным и в основном для поддержания талмидей хахамим (Вс-й дал их богачу как депозит — для раздачи нуждающимся), которые в аспекте шабат, в шабат запрещено работать, и поэтому тем талмидей хахамим запрещено самим добывать себе пропитание работой, и если есть колейниким, которые не зарабатывают, здесь он объясняет что они как шабат и поэтому им нельзя работать. И поэтому им нужен их Звулун, который поможет и поддержит. Это его заслуга, благодаря ей он богат и в этом мире и хорошо ему в будущем мире, поскольку он поддерживает Иссахара.
И затем последняя часть мишны: «Кто уважаем? тот, кто уважает других». Он говорит, что речь идет о цадике, знающем как принимать почести. И тут он объясняет, что главное в служении Вс-го — это быть Аин, мне не полагаются никакие почести, мудрец бежит от почестей. Если во время служения человек не дай Б-г думает, что он хочет быть равом или Ребе, что еще хуже, он моментально теряет все. Таким образом быть мудрецом это отдаляться от почестей. Но написано, что каждый (кто мудр), если бежит от почестей, почести бегут за ним и в конце концов достигают его, что это тот, кто уважаем. Но если тот, кто уважает – Аин (чувствует свою малость), то все почести он моментально отсылает на счет Вс-го. И какой признак? Почет мне не полагается, т. к. я Аин. Но он умеет этим почетом удостоить, чтобы земля светила от его почета, почет (כבוד) это также свет, как мы объясняем в намерениях Хануки, что это посередине между светом и красотой, между светом и сосудами, тайна цламим, что это также одеяния – кавод – это также одеяния, но он светит как катнот ор, с алеф рабби Меира, и земля светила его каводом, он почитает творения, он Аин, это не его, но он передает это дальше, и в процессе этого его познание расширяется и тогда он может этим каводом светить творениям как светом, который «Китов» (благо) нашей Торы, называемой тоже кавод. Он почитает со своей Торой творения, пренебрегает своим почетом и все поднимает вверх. Это краткое изложение 4-х уровней 4-х буквенного Имени Творца. Кавод- это малхут, нижняя буква hей Имени Вс-го. Итак, закончили толкования 4-х цадиков, да охранят нас ихние заслуги, амен. На след. Неделе 33 Омера – hод hода, Йорцайт Рашби. И главное, чтобы мы радовались с царем Машиахом, который придет и спасет нас вскоре, в наши дни!
Рав И. Гинзбург
Перевод А.Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.