Рассказы из серии «вместе с праведниками»: Драгоценности невесты

show_image_in_imgtagРабби Йехезкель Ландау (крупный авторитет Торы, известный больше по имени своей книги «Нода бе-Йеhуда») в бытность его раввином г. Ямполя, не раз посещал Бааль-Шем-Това в Меджибоже. Рабанит, его жена, была родственницей БеШТа, и ее вера в праведников была велика.
Однажды у нее исчез драгоценный медальон, стоящий огромные деньги, и она сбилась с ног в поисках. Услышав, что в это время БеШТ находился в их городе, рабанит, вместе с сыном Янка’ле пошла навестить его. Придя, она попросила цадика, обладавшего духом святости, открыть ей, где находится ее украшение. Ответил ей рабби Исраэль, что у них на антресоли есть корзина с нитками, пусть поищут там – и найдут. Пошли искать – и нашли, как и сказал им святой еврей.
Янка’ле побежал рассказывать отцу, что БеШТ просто пророк, но отец возразил ему: Бааль-Шем-Тов – большой мудрец, и очевидно, расспросил домашних и слуг, и сделал выводы.
Но сын был в большом восторге и не поверил словам отца, поскольку видел «внутренним зрением» и ощущал, что это вовсе не так. Ведь БеШТ никого ни о чем не расспрашивал, а, услышав вопрос рабанит, он немедленно дал ей совет.
На самом деле, и сам рабби Ландау осознал, что они были свидетелями большого чуда, но поскольку он, мягко говоря, не был приверженцем Бааль-Шем-Това, то специально приуменьшил значение этой истории в глазах своей семьи.
Решимат дварим 4, ст. 84

Глаза Его видят всё и везде

Да нас дошло немало подобных историй с «находками пропаж», как о самом БеШТе, так и о других праведниках. Такой рассказ записан и в Шивхей БеШТ, другая история рассказывается о Магиде из Межеричей, великом преемнике БеШТа, в которой он находит своим святым видением талит и тфилин, украденные у одного из его учеников.
Можно задать резонный вопрос: зачем цадику, вся жизнь которого посвящена святости, искать для кого-то будничные обыденные пропавшие вещи, не имеющие к святости никакого отношения? Разве праведник – это сыскное бюро, что любой желающий может заказать его услуги, разве тот сокровенный свет, благодаря которому цадики видят мироздание «от края до края», не предназначен для более возвышенных целей?!
Можно еще понять поиск украденных талит и тфилин, ведь речь идет о предметах святых, с помощью которых выполняют заповеди, так что и их поиск – дело святое. Но почему БеШТ занялся поиском исчезнувшего медальона жены р. Ландау?
Это недоумение высказал Бааль-Шем-Тову вор, лично «пострадавший» от этого «увлечения» БеШТ, о чем подробно описывается в книге Шивхей БеШТ.
Вор задал ему такой вопрос: «ваше превосходительство, вы мне загадали большую загадку. Поскольку Вы можете видеть, как воры крадут, и знаете места, где они «работают» и где живут, по-видимому, Вы в состоянии видеть и нечто намного более возвышенное, чем эта грязь. Зачем Вам смотреть на такие низкие дела? Лучше концентрируйтесь на делах хороших!»
БеШТ, благословенна его память, начал отвечать ему на вопрос, но не успел закончить, потому что подошло время молиться Минху.
Сказанное им вору до нас не дошло. Но можно понять, что вопрос намного глубже, чем цадик открыл вору в той встрече. Попытаемся заглянуть в корень дела, понять и почувствовать на базе того, что мы знаем из учения рабби Исраэля из других книг, и представить себе, что могло бы быть услышано в ответ на этот вопрос.

«Земля желанная»
На первый взгляд совершенно естественно провести разделяющую линию между талитом и тфилином с одной стороны и женскими украшениями – с другой.
Талит и тфилин – это принадлежности святости, посредством их выполняется воля Всевышнего, тогда как драгоценности не имеют, казалось бы, к святости никакого отношения. Вроде бы они не имеют отношения к евреям, разве что только к самым простым из них (которые «мало чем отличаются от гоев», ведь украшения носят и неевреи), но не к возвышенным, тогда как предметы святости как талит и тфилин – это исключительно еврейская прерогатива.
Но на самом деле это не так. Драгоценность, украшение, – это не просто нейтральный предмет, оно индивидуально для конкретного человека и конкретной ситуации.
Вот как объясняет Алтер Ребе «технику», по которой душа соотносится со своими силами, а также разницу между силами души и ее облачениями:
Чтобы понять, почему десять сфирот называются тикунин (исправления), нужно сначала объяснить, что представляет собой душа. Душа по сути своей – простой (неделимый) свет Б-га, не разделяемый на разум и эмоции, которые представляют собой виды облачений души. Разум и эмоции не являются частью самой души, и называются тикунин, потому что душа как бы облачается в них и приходит к совершенству. Так Онкелос переводит в строфе «да не оденет мужчина женскую одежду» слово «одежда» как тикун. [Арамейское] слово тикун имеет также смысл тахшит (украшение), которым украшаются и от которого приходят в восторг, ведь надевший украшение единяется с ним, как будто это по-настоящему часть его тела… а также разум и эмоции – это не только отблеск души и ее силы, наполняющие тело, и не часть самой души… и, разумеется, они не одеяния, отдельные от души, такие как мысль, речь и действие, являющиеся светом и силами, по-настоящему окутывающие душу [извне]… а тикунин – это когда сама душа совершенствуется и украшается ими, как и тикун-украшение делает надевшего его человека красивее и нарядней.
Талит и тфилин — это великолепие и величие еврея, но, как и все заповеди Торы, они всего лишь одеяния. Они ничего не говорят нам о сути души. Тфилин и талит одинаковые у всех, вне всякой связи с тем, кто эти люди и что они собой представляют, поскольку являются даром Неба. Всевышний «одевает нагих» из жалости к ним, «увенчивает Израиль великолепием» благодаря «точке»-частичке Б-га, скрытой в сердце каждого из них.
Но как же проявляется сама эта «точка»? Посредством украшения! Можно было бы сказать, что одеяние важнее украшения, ведь он окутывает все тело человека, как оно есть. В восприятии окружающих, человек и его одеяния неотделимы друг от друга – ведь он всегда выходит в общественные места в одежде.
Однако взглянув с другого ракурса можно обнаружить, что в украшении есть нечто, чего нет у одеяния: оно не претендует выразить индивидуальность надевшего его человека. Это не более, чем общепринятой средство, позволяющее выйти во вне и жить среди людей. Два человека, имеющие тот же размер, могут одеть ту же самую одежду. И обеих она укроет и раскроет в равной степени.
В отличие от этого, драгоценность выбирается тщательно, она должна подходить выбирающей его женщине. Каждой подойдут лишь те украшения, что соответствуют ее вкусу. Не даже если она может одолжить украшение у подруги, ничто не заменит то украшение, что она сама себе выберет.
Одеяние создает внешний облик надевающему его, тогда как украшение раскрывает его внутренний облик, делая человека красивее и привлекательнее. Тикун всегда означает нечто легкое и утонченное, завершающее всю работу. Это – маленький и нежный аксессуар, самим своим присутствием подчеркивает некую грань внешнего облика. Он раскрывает грани скрытой прелести, которые без него практически не заметны, намекнув всматривающемуся глазу на определенное качество, которое видно далеко не каждому.
Так можно сказать еще, что украшение гоя отличается от украшения еврея, и не похожи драгоценности одного человека на драгоценности другого. У каждого своя внутренняя суть, проглядывающая сквозь украшения.
Бааль-Шем-Тов желал для себя работы по поиску сокровищ, скрытых в самой сути души каждого еврея. В этой книге уже приводилось его высказывание: каждый еврей – «земля желанная», в которой скрыты бесценные сокровища, и нужно потрудиться и глубоко копать в душе, чтобы их обнаружить.
Намного более чем стоит удивляться видением БеШТа, знавшего точное местонахождение медальона в доме рабби Ландау, стоит восхищаться глубиной его понимания тайн душ Израиля. Уметь опознавать сокровища, спрятанные в глубине души, даже когда она «голая», «не одета» в одеяния Торы и ее заповедей. Проникнуть вглубь особенности Израиля и хлебнуть из нее, набрав «полный рот», а не просто поверить «что она есть».
«Мысль [Его] об Ам Исраэль предшествовала всему» — даже Торе и ее заповедям.

«Дерех Эрец предшествовала Торе»
Видимо в самом появлении хасидизма можно распознать принцип «Дерех Эрец предшествовал Торе» в действии. Дерех Эрец – сложное понятие, означающее «принятое у людей», «достойное поведение» и др.
Бааль-Шем-Тов занимался избавлением самой сути души, пробуждая ее точку выйти из дремы такой, какая она есть сама по себе, без облачения в Тору и мицвот. На протяжении многих поколений никто не занимался этим особым светом, и все внимание уделялось работе по единению человека с облачениями, придающими совершенный облик удостоившемуся приобрести их.
Но наши мудрецы многократно указывают на огромную важность женских украшений. Каждый, кому жена действительно дорога, должен относиться серьезно к ее украшениям, поняв, что именно они выражают ее самобытность и проявляют ее свет. Даже если ее одежды идеально подобраны, при отсутствии украшения ощущается недостаток чего-то самого главного. Предшествовали сыны Израиля (в мысли о Сотворении мира) Торе. И Тора дана им лишь для того, чтобы поднять и возвысить их.
Поэтому пришел в мир БеШТ, чтобы украсить души Израиля, надев каждому из них на голову корону Доброго Имени (Кетер Шем Тов – инициалы каф-шин-тет, כשט , – корень слова драгоценность תכשיט) – кетер раскрывает достоинства, скрытые в самой сути души, «корону доброго имени», имеющееся в сущности у каждого еврея, которое выше трех корон – короны Торы, короны Кэуны и короны Малхут, которые даны ему Свыше.
Мудрецы причисляют к Дерех Эрец также интимную связь супругов (зивуг) – благодаря которой возможно заселение и совершенствование мира, а главный зивуг – это между Святым Благословенным и кнесет Исраэль (совокупность душ Ам Исраэль), когда объединяется подруга и ее Возлюбленным в чистой любви – лицом к лицу, сама суть души без каких-либо одеяний с сутью Самого Святого Благословенного.
Этот последний зивуг постоянно ощущал БеШТ при каждом своем вдохе, и это осознание он укоренил в нас. Поэтому он занимался в основном тем, что имеет отношение к самой глубинной «точке» этой связи, исправление которой настолько увеличивает привлекательность, что ничего подобного этому нигде не найти.
Рав Магид из Межеричей, преемник БеШТа, и продолжающий раскрытие света БеШТ, вроде возвращается назад: вновь заниматься Торой и ее заповедями. Однако на этот раз это сопровождается новым содержанием – когда скрытая прелесть сути души «прядет нить благосклонности», наделяющую иным качеством каждую молитву и каждое изучение Торы. Теперь всё это сможет действительно быть желанным в глазах Благословенного Творца, когда души Ам Исраэль, облачённые в одеяния, которые Он приготовил для них, не пренебрегают своей внутренней сущностной красотой и очарованием, и это подобно для Него самому лучшему благоуханию.

(Перевод Ш. и А. Кочубиевских из книги р. И Гинзбурга «Свет Исраэля» 3, 124) http://kabbala2all.ru/

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.