Рассказы из серии «вместе с праведниками»: «И в прах земной вернешься»

Рабби Давид Цви Хен, Ав Бейт-дина (председатель суда) в г. Чернигова, сказал, что цадики Аризаль и Бааль-Шем-Тов стоят на одной ступени, однако учитель наш БеШТ выше Аризаля в одном:
Аризаль получил всё учение Каббалы от пророка Элияу, раскрывавшегося ему облаченным в тело, а БеШТ получил свое учение от пророка Ахия а-Шилони, раскрывавшегося ему как нешама (душа, не облачённая в тело), а раскрытие души – это более высокий уровень, чем раскрытие Элияу.
Решимат дварим 2, 1.

Корень, душа и тело

У каждого нового раскрытия света есть особый порядок нисхождения, определяющий как именно он придёт из Ничто. В Каббале это описывается с помощью понятий «корень-душа-тело». Корень – это суть раскрываемого, когда в начале раскрытия он покидает свою непознаваемую суть и, несколько «огрубляясь», становится душой (то есть становится источником, вся цель которого дать жизнь некоему явлению или предмету), а в дальнейшем он еще более выходит наружу из своей глубины, становясь живым и функционирующим телом.
Понятно, что преимущество тела, как конечного результата цели всей цепочки нисхождения света, в том, что в этом виде свет становится доступен и постижим глазом, разумом и даже осязанием. Однако, с другой стороны, тело в состоянии вместить и ясно выразить во вне только малую толику света, лишь ту, что способна спуститься и огрубиться, вплоть до материализации. Львиная доля света не в состоянии «втиснуться» в тело, и она остается «светить сверху» в качестве души.
Таким образом, оказывается, что корень «светит» в душе больше, чем в теле, и человек, способный уловить свет души, поймет и узнает больше других.
Возможно, что в этом и кроется причина того, что в большинстве случаев люди не осознают, что им открылся пророк Элияу, хотя он приходит к ним облаченным в тело. Единение сути Элияу и его проявления в теле ясна далеко не каждому, и нужна особая чуткость, чтобы ее распознать.
Нечто в этом духе рассказывается о рабби Барухе из Межибожа, что был возмущен тем, Алтер Ребе не соглашается с его мнением, ведь он внук самого БеШТа! На что Алтер Ребе отреагировал так: ты – внук материальный, а я – внук духовный (как известно Алтер Ребе всегда называл БеШТа саба – дедушка). Отсюда ясно, что с точки зрения Алтер Ребе, внук духовный ближе к деду, чем внук биологический.

Огонь и вода

Подобно тому, как Аризаль и БеШТ имели разные истоки вдохновений и, соответственно, их учения отличались во многом, так и методы раскрытия их учений были радикально разными.
Во многих историях подчеркивается, что БеШТ всегда стремился вывести предмет из тривиального смысла понятий и предостерегал изучающих Каббалу от понимания терминов Каббалы в их тривиальном материальном смысле, т.к. такая трактовка моделей Аризаля порабощает мышление изучающего и приводит его к грубым ошибкам.
Рассказывается, что в один из подъемов души БеШТа в верхние миры, он спросил Аризаля, почему тот записал постигнутое им именно в таком виде, и не отдалил его еще более от ошибок тривиального понимания сказанного, и получил ответ, что если бы Аризаль прожил ещё два года, все было бы доведено до совершенства.
В других рассказах описывается, что некоторые ученики удостоились видеть своего учителя ведущего диспут с Аризалем, давно ушедшим из этого мира, и БеШТ побеждал его в этом споре. Вырисовывающаяся картина наводит на мысль, что в сущности оба эти праведника были одинаковой величины, но последний «стоял на плечах» первого и продолжал его миссию – дело всей жизни.
Аризаль высказался о себе, что он представляет собой аспект Машиаха бен Йосефа, и перед смертью сказал, что ему еще придется вернуться в этот мир, чтобы завершить то, что не успел. БеШТ происходит из корня царя Давида, вся его деятельность и открытия в Торе были в духе деятельности Машиаха бен Давида.
На фоне всего этого можно рассматривать претензию БеШТа к Аризалю не только как критику, но как вопрос личного характера: если бы ты обучал иначе, если бы все продвигалось быстрее, и ты обучал так, как сегодня обучаю я, мог бы я стать Машиахом уже в простом, буквальном смысле!
Рабби Гилель из Паричей объясняет, как действуют Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и как раскрывают каждый свое учение, и его объяснение удивительным образом соответствует учениям этих двух упомянутых цадиков:
Моше – «срединный столб» (срединная линия сфирот, линия Торы), он явится объединяющей основой в седьмом тысячелетии после завершения берура, совершаемого Машиахом бен Йосеф и Машиахом бен Давид. Поскольку Машиах бен Йосеф привносит Сверху очистку огнем (о чем объясняется подробно в учении о нисхождении души) как мы слышали от Алтер Ребе об этом, а Машиах бен Давид привносит Сверху очистку водой, то есть «он придет вернуть праведников к тшуве», что представляет собой интеграцию мнимо-отдельного «нечто» с настоящее Нечто, а затем посредством Моше Рабейну будет настоящее и полное единение…
Теперь будет понятно то, что написано «поставил во главе нас энош (человека, царя-идолопоклонника)», энош (аспект «неизлечимого сердца»), приходящего со стороны гордыни и грубости сердца, которые являются корнем скверны и зла – со стороны самого сильного ощущения своего эго. А после этого «прошли мы огонь и воду», представляющие собой два вида очищения, сначала огнем, а потом чистой водой и тогда «и вывел нас на простор» — дав уникальное тело утолить жажду…
Оба Машиаха ведут нас к периоду «дней Машиаха», причём особое учение каждого из них является этапом на пути раскрытия учения Машиаха, как сказано: «новая Тора от Меня выйдет».
Новая Тора не будет, разумеется, содержать в себе новые Законы или изменять что-либо в Торе, полученной нами через Моше Рабейну. Единственное её назначение – углубление проникновения в Тору, давно полученную нами, с тем, чтобы раскрыть ее тайны и секреты, «увидеть» Б-га «лицом к лицу» и светом Его лика излечить все изъяны «кривого» и «смертельно больного сердца».
Этот свет обещан нам в строфе Шир а-ширим: «О, напои меня поцелуями уст Своих!», и как объясняет Раши: «обещал Он предстать перед ними еще [раз] и объяснить им глубинный смысл [Торы] и раскрыть её тайну, вылечив их и выполнив этим свое слово, это и есть «напоить меня поцелуями уст Его!»»
Аризаль, в качестве Машиаха бен Йосеф, это «огонь, сжигающий примеси и очищающий». Он принял учение от пророка Элияу, который настолько очистил даже свое тело, что оно смогло, закончив свой жизненный путь, не умереть, а подняться с вихрем в Небеса. «Огненный разум» принадлежит сфире бина, в которой раскрытие света начинается «покрываться кожей и жилами», т.е. материализуясь. На первый взгляд здесь есть противоречие: с одной стороны – спуск вплоть до материализации, а с другой стороны – огонь, стремящийся оторваться от фитиля, уйти вверх к своему источнику и раствориться в нем!
Но на самом деле здесь нет никакого противоречия. Именно материализация способствует ещё большему воспламенению огня. Возможность и необходимость раскрывать тайны Торы в понятиях материального тела вызывает сильную противоположную реакцию – подъем и отрыв от этого мира. Движение шов (возвращение вниз) само толкает вниз, сообщая движению рацо (вверх) интенсивность, подобной которой нет ничего. Поэтому учение Аризаля практически не занимается темой очищения и утончения человеческого сердца, т.е. эмоционального мира, не спускается, чтоб направить заплутавшегося в этих дебрях.
БеШТ, в качестве Машиаха бен Давид, это «чистые воды». В некотором смысле он поднимается выше источников учения Аризаля, получая свое учение у Ахии а-Шилони, учителя самого пророка Элияу. Разум, имеющий характер «воды», принадлежит сфире хохма, самому началу раскрытия света. Хохма сама является источником, светом, который еще не облёкся в сосуды, и по своей природе она стремится спуститься со своих высот в самый низ.
Учение Бааль-Шем-Това оперирует с гораздо более отвлеченными понятиями, чем учение Аризаля, и вместе с тем его главная тема и задача – всё происходящее с «сердцем», эмоциями, во всех деталях. В этом учении нет места никакому страху перед этим миром, оно наблюдает и видит со своей высоты, как все, происходящее в сердце, есть конечная цель существования всех высших миров, и именно в нём оно выбирает себе местопребывание.

«И в прах ты вернешься»

Возможно, самое острое высказывание об описываемом здесь принципиальном отличии между двумя видами праведником было услышано от наставника Шмарияу Гурари, старшего зятя Ребе Раяца:
Сказал Алтер Ребе: «у троих было верное ощущение реалий этого мира – Адам ришон, Рашби и Бааль-Шем-Тов, а у трех других не было верного ощущения реалий этого мира – у Аризаля…», а двух других я забыл… И о БеШТе он привел как довод следующее его высказывание: я мог бы подняться вихрем в Небеса как пророк Элияу (вместо «обычной» смерти), но я предпочитаю выполнить написанное: «прах ты, и в прах ты вернешься».
Источник души Бааль-Шем-Това – тот же уровень, где берут свое начало самые высшие и святые души праведников, живших в этом мире. Ребе Рашаб сказал о нем, что его душа произошла от «зивуг нешикин», того «высшего единения», что порождает ангелов. Однако самое невероятное чудо, проявившееся в БЕШТе, это то, что он всю жизнь жил в постоянном стремлении находиться именно в нижнем, нашем мире; будучи обладателем всех самых возвышенных качеств, он стремился спуститься вниз, «в прах», чтобы «полить» его и «вырастить» из самого серенького материального индивида нечто, в ком раскроется великолепие Б-га, в том виде, в котором оно может раскрыться именно в нём.
В высказывании Алтер Ребе упоминаются два вида праведников: есть праведники, принадлежащие в основном к высшим мирам, «глава» которых пророк Элияу, даже «умирая», они уходят в Небеса живыми, вместе с телом. Всю свою они жизнь живут с ногами в этом мире, и с головой – в грядущем. Тот мир они ощущают как главное, к нему они принадлежат и все их желания – там.
Но есть другие, особенные, подобно редким драгоценностям, их буквально единицы, их деятельность в мире свидетельствует о том, что они понимают тайны Б-га практически во всём, и ощущают прекрасный вкус сокровенной сути всего, что сотворил Всевышний. У них есть талант видеть чудо в земном прахе. Они не только не стремятся испепелять материальное, поднимая ее к Небу, но наоборот – спустить вниз свет и каждую «частицу души», до которой они могут дотянуться, чтоб реализоваться и посвятиться святостью воли Всевышнего, возжелавшего создать себе Жилище в этом нижнем мире.
Учение хасидизма продолжает развивать это стремление, объясняя, что в будущем душа будет получать жизненность от тела, от его святости, от непостижимо высоких достоинств.
В книге Тания это сказано ясно:
И об этом сказано (в молитве): «Великим и безмерным сочувствием [проникся Ты к нам]» — эта близость к Б-гу больше, чем та, которую чувствуют ангелы, [и далее]: «…и нас Ты избрал из всех народов» — это [избрание] физического тела, в своей материальности подобное телам неевреев.
И в самом деле, в начале книги Тания подчеркивается, что корень еврейской души является «частицей безграничной сути Б-г свыше». Можно сказать, что одно зависит от другого: только понимая насколько душа по-настоящему есть частичка безграничной сути Б-г свыше, мы можем осознать, насколько далеко вниз может проникнуть Б-жественность – соединиться воедино с плотью !
Фрагмент из книги р. И. Гинзбурга «Свет Исраэля» 3, 21 (перевод Ш. и А. Кочубиевские) http://kabbala2all.ru/ http://rabbiginsburgh.ru/ http://living-kabbala.ru/

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.