Рассказы из серии «вместе с праведниками»: На опасной дороге

56481277cc

Однажды, находясь в дороге вместе со своими Хеврая кадиша (святое братство – так называли его учеников) сказал им вдруг Бааль-Шем-Тов: «молитесь и размышляйте о тшуве (раскаивайтесь)», так как арель («необрезанный») Алекс хочет нас убить.

Ученики поразились, ведь этот кучер-арель у него уже много лет, но БеШТ вновь повторил сказанное им слово в слово. Они остановились пораженные, и как смогли, выполнили просьбу рабби, а затем поехали дальше, пока не прибыли в какое-то село.

После этого рабби Исраэль позвал ареля и сказал ему: «скажи честно, о чем ты думал, когда мы проезжали такое-то место?» Кучер моментально повалился ему в ноги, зарыдав: «по правде говоря, я хотел вас всех убить!».

Сказал ему БеШТ: «но ведь ты знаешь, что я чувствую каждую вещь, и от меня ничего невозможно скрыть, как же тебе в голову могли прийти такие мысли?!» и ответил ему: «я и сам не знаю, меня укусил какой-то злой дух». И снова упал ему в ноги, чтобы БеШТ его простил.

Затем рабби Исраэль объяснил своим Хеврая кадиша, что на этом месте несколько лет назад были убиты несколько евреев и поэтому там остался рошем (некий отпечаток) от убийства. Когда арель появился на этом месте, он был захвачен там духом убийства.

Но после того как мы здесь остановились, помолились и сделали тшуву, этот дух  был уничтожен, и с этих пор здесь больше не будет причинен никакой вред кому-либо из сынов Израиля.

Из книги Ликутей сипурим, ст. 15

Находящийся по дороге

 Зло, как мы можем здесь видеть, оставляет за собой рошем: на месте преступления остается осадок от скверны, она как бы сидит в засаде в ожидании первой же возможности выйти и нанести удар. Однако добро также оставляет свой след, и несомненно, его отпечаток намного  явственней, ведь «мера добра много больше меры бедствия»[i]. Оба отпечатка проявляются на этом месте беспорядочно, сменяя один другого. Идущие или едущие по дорогам путники, подвержены их влиянию больше, чем кто-либо другой[ii].

Любая дорога опасна[iii], ведь человек оставляет защищенную вотчину, построенную им своими руками, обращаясь лицом к ветрам, дующим в порочном мире[iv]. Духи вселяются в людей, находящихся в дороге. Если человек заслужил – в него вселяется добрый дух, рошем от его мицвы или праведника, действовавшего в этом месте. А если нет – естественным образом в него вселяется злой дух скверны, пребывающий там (согласно высказыванию «по той дороге, по которой человек сам хочет идти, его ведут»).

Путники, находящиеся в дороге, исправляют этот мир, потому что войны между добром и злом происходят в общественных местах. Там в целом усиливаются и борются между собой решимо людских поступков —  как добрых, так и злых, наполняющих этот мир.

Когда человек собирается в дорогу, он должен подготовить себя к этому: с этого момента он перестает быть частным лицом и волей неволей становится выполняющим определенную роль в общей борьбе, только потому, что он оказывается в пути. Он увидит, услышит и почувствует многие вещи, и позиция, которую он выработает, сможет либо усилить, либо развенчать их, в зависимости от его отношения и желания.

БеШТ любил дороги и часто ездил по ним. Очень бросается в глаза выбранная им оригинальная манера ездить в телеге, когда кучер дремлет сидя на облучке, а лошади «сами по себе» везут, никем неуправляемые (как рассказывается во многих историях). Хотя, казалось бы, их не нужно было направлять, поскольку они знали сами куда ехать, но можно добавить, что любое место, куда бы они ни прибывали, Бааль-Шем-Това вполне устраивало.

В каждом месте его ждала работа – силы зла, с которыми он воевал, или добрая душа, которой он помогал высвободиться из теснин. Нет пути, где бы работа не ждала его – «на всех путях твоих познавай Его».

Бааль-Шем-Тов не боялся идти в опасные места. Он ничего не боялся – только самого Б-га Благословенного. Более того, возможно именно это входило в его задачу – привезти туда своих учеников. Нет более подходящего места для совершения тшувы, чем то, где евреи погибли только за то, что они евреи, освящая Имя Всевышнего.

По-простому понятно, что размышления о тшуве – это способ состязания со скверной, но можно также понять иначе – для того, чтобы сделать настоящую тшуву, размышляя, как полагается, о своих недостатках, Бааль-Шем-Тов привез своих учеников именно туда, где святость оставила свой глубокий след.

И это поможет нам лучше осознать и почувствовать обычай, который ввели преданные своей вере в нашем поколении, когда они на месте террористического акта, приведшего к гибели еврея, немедленно строят поселение. Освящение Имени Всевышнего, которое происходит в ходе выполнения мицвы овладения и заселения Эреца, является основной базой  для существования нового поселения[v].

Учиться ощущать святость

 Обратим внимание, что этой гой был сосудом, готовым принять решимо от скверны. Дух зла «ужалил» его, когда он там оказался и ему моментально захотелось убить всю Хеврая кадиша. В отличие от него, ученики Бааль-Шем-Това не почувствовали отпечатка освящения Имени Б-га убитыми евреями, и их к этому побудил сам учитель.

Как уже отмечалось, есть большая разница между отпечатками святости и скверны в разбираемой истории. Убийство – это пик переживания скверны, проявление йехиды души, противоположной святости[vi], и душа гоя моментально это улавливает, так как этот пик грубый и отчетливый.

Освящение Имени убитыми евреями, в отличие от этого, пассивно – ведь они были убиты против их желания, не совершив какого-либо действия, вытекающего из их свободного выбора и активного усиления святости. Поэтому рошем, оставшийся от этого, не носит активный и насущный характер, и нужно чуткое восприятие, чтобы его распознать.

Отсюда вытекает важное правило – находящийся в дороге должен учиться оттачивать свои ощущения, быть энергичным и активным насколько это возможно для того, чтобы использовать свою поездку самым наилучшим образом. Опасные дороги предназначены для добродетельных людей, не стоит просто так блуждать по ним. Если еврей едя по дороге не следит внимательно за своим поведением, он может подпасть под губительное влияние дующих там «ветров», вместо того, чтобы самому активно влиять на них (условно это можно назвать типом женским).

Праведник по своей сути тип мужской – от него всегда исходит животрепещущая Б-жественная энергия и его сознание находится на очень высоком уровне. Такой человек движется по дорогам нашего мира с ясной целью – собирать искры святости, которые попадаются на его пути, поэтому он очень чутко воспринимает все происходящее вокруг него. Есть много историй о цадиках, которые идя по своей дороге, внезапно останавливались, говоря, что они обоняют очень приятный запах или что они чувствуют святость, покоящуюся на этом месте. Впоследствии выяснялось, что много лет назад в этом месте останавливался цадик, решимо его святости и ощутили прибывшие туда через много лет праведники.


[i] В Тосефта к Масехет Сота объясняется, что их соотношение как 1:500! О мере бедствия написано: «припоминающий вину отцов их детям и внукам, и третьему, и четвертому поколению!» (если и эти поколения не вернутся к Б-гу). А о мере добра написано: «[Он,] помнящий добрые дела отцов для тысяч поколений их потомков». О мере бедствия сказано: «третьему, и четвертому поколению», а о мере добра: «тысячи» – то есть минимум две, поэтому соотношение 4:2000, то есть 1:500! (Прим. переводчика)

[ii] Первым убийством в истории человечества было убийство Авеля (הבל) его братом Каином (קין). Дух убийцы и убитого вселяется в идущих по дороге – дух убийства «одевается» в гоя, корень души которого принадлежит к корню Каина, в то время как молитва с намерением, выходящая из самой глубины души ( הלב הבל ),  и жар души (להב) от  настоящей тшувы «одеваются» в душу еврея, корень души которого принадлежит к корню Авеля (הבל).

[iii] «Предполагается, что все дороги опасны» (כל הדרכים בחזקת סכנה), переставив местами несколько букв, получим: «невеста Мордехая сильна в опасности» (.(כלת מרדכי חזקה בסכנה Кто ещё  подобно Эстер оставив родной дом, вышел в чуждое ему место, противоположное по своей сути настолько, что она сказала: «и если уж погибать мне, то погибну»! Но именно в этих условиях у нее пробудились скрытые ранее силы души, принесшие спасение всему народу Израиля.

[iv] Согласно Мишне (Авот, гл 3, м. 4): «Рабби Ханина бен Хахинаи говорил: «тот, кто, бодрствуя ночью или находясь один в пути, отдает свое сердце во власть пустых [мыслей] (леватала), — играет со смертью (митхаев бенафшо)»». Приведем высказывание Маараля, подробно объяснившего эту Мишну:

Так как Б-г Благословенный предоставил человеку возможность жить в сообществе с людьми, то когда он отказывается от этого, нарушая этот уклад… оставляя людей, его место не там. А когда человек находится на своем месте, там его охраняют наилучшим образом. И это называется «место»  — его охраняют в том месте, где его место… И еще, так как человека охраняют, когда он находится в обществе людей… Поэтому, он играет со смертью когда нарушает этот уклад, так как Всевышний его в этом случае не охраняет.

Более того, также как человеку угрожает опасность, если он исключает себя из общества, так и велика заслуга того, кто храбро сражается  в войне, защищая свой народ.

А рабби Нахман из Брецлава так толкует эту Мишну, посылая  своих учеников вплоть до сегодняшнего дня в поля и леса:

Знай, что наибольшая часть битуля, когда человек аннулирует свой эгоизм, становясь «ничто», включаясь в единство Б-га Благословенного, возможна только благодаря уединению (итбоддут). Для итбоддут необходимо выделять особое место и время, когда ему никто не сможет помешать. Лучшее время ночью («бодрствуя ночью») – когда все спят. Место должно быть укромное, где никто не мешает, там, где никто не ходит, он пусть пойдет туда и уединится, то есть выражаясь словами Мишны «находясь один в пути». И тогда он сможет освободить свое сердце от всего, достигнув битуля (аннулирования своего эгоизма): «отдает свое сердце… леватала». И тогда, полностью достигнув битуля, он включится в единство Б-га Благословенного, тогда он будет как мехуяв (другое значение этого же корня: «обязан»), поскольку только Святой Благословенный  несомненно существует в реальности (мехуяв в реальности), а все Творения – лишь возможно существуют. Достигнув битуля и включаясь в единство Б-га Благословенного, человек переходит из возможно существующих в аспект «несомненно существующие» (митхаев бенафшо).

[v] Слово «убийство» רצח  состоит из тех же букв, что и слово רחץ – означающем на арамейском языке «упование». Именно  на месте, где произошло убийство еврея, нужно еще больше уповать на Всевышнего, потому что там будет оказана особая помощь.

[vi] В святости единственное переживание – это полный битуль и абсолютное включение в Благословенного Б-га. В противоположность этому, у тумъа, сил скверны, все с точностью до «наоборот»  – усиление своего «я» и его сильное увеличение посредством захвата жизней других людей.

 

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.