Рассказы о чудесном. Совет и смекалка

horseand-wagonrandy-fath-TUXrJZCNHbU-unsplash-750x400Однажды к Бааль-Шем-Тову пришел один еврей, какое-то время пожил у него, послушал его речи, а когда пришло время уезжать, он зашел к учителю попрощаться и получить от него броху и напутствие на дорогу. Рабби Исраэль дал ему свечу и сказал, что везде, куда он поедет, пусть свеча всегда будет при нем.

На обратном пути, возвращаясь от БеШТа, он очутился в незнакомом городке войдя в первый попавшийся ему постоялый двор, чтобы там переночевать. Ему предоставили комнату, а после того, как зажгли там небольшой кусочек свечи, закрыли за ним дверь снаружи, предварительно забрав ключ. Он моментально сообразил, что здесь что-то не ладно, ведь принято, чтобы ключ оставался внутри комнаты постояльца, а также увидел, что скоро свеча совсем догорит.

Помня, что рабби Исраэль дал ему свечу, ученик зажег ее поняв, что именно это его спасет. Но он также понял, что его учитель не имел в виду, что он лишь не будет сидеть в темноте, поэтому взяв свечу в руки, он начал обследовать  комнату. И увидел, что находится на втором или третьем этаже, и есть там окно, смотрящее на улицу, но оно загорожено тяжелой железной решеткой.

Продолжая искать, он также обнаружил, что под кроватью лежит циновка. Приподняв ее, он увидел в полу дверь, открыв которую разглядел при свете свечи, что там лежат трупы мертвецов, не приведи Б-г!

Поняв, что попал в ловушку, он быстро принял решение, как ему быть. Вытащив из ямы труп убитого, он положил его на кровать, прикрыв его лежащим там покрывалом. Затем разделся и положил рядом с кроватью одежду, а деньги положил в карман одежды, сам же спустился в яму и закрыл за собой дверь.

Через несколько часов он услышал скрип открывающейся двери, а затем звук ударяющего топора,  дверь в яму открылась, и туда бросили «свежий» труп.

Он решил, что не выйдет из укрытия до наступления рассвета, продолжая сидеть там еще несколько часов, пока наконец не забрезжил свет. Осторожно приоткрыв дверь и увидев, что свет уже проникает в комнату, он вылез из ямы и встал возле окна.

Дождавшись пока люди стали появляться на улице и приближаться к дому, он начал громко кричать. Когда прохожие  услышали крики из огражденного железной решеткой окна, они вошли в дом и спросили: что здесь происходит, им ответили, что у них проживает постоялец, который по всей видимости  сумасшедший, поэтому заперли его в комнате.

Но вошедшие прохожие разумеется им не поверили и заставили хозяев открыть дверь. Войдя внутрь, они услышали от заключенного там еврея всю историю, а также увидели яму, наполненную трупами несчастных жертв. Немедленно схватив хозяев «постоялого двора»  они передали их полиции.

В результате благодаря цадику спасся не только сам ученик БеШТа, но и была арестована шайка разбойников, понесших заслуженное наказание. «Да будет так со всеми врагами Твоими, Авайе!»

                                                                                                Ликутей сипурим ст. 10

Подлинное установление связи   

Обратим внимание, если отвлечемся на минуту от бури чувств, вызванной  неимоверным напряжением жуткой фабулы рассказа, что главное чудо здесь – живая связь между рабби и его хасидом. Он не только помнит о свече, но и умеет мгновенно принять правильное решение в трудную минуту и уверенностью, что выпутается из этой западни, правильно используя свечу.

«Время (עת) действовать во имя Б-га»: против нарушений Торы нужно решительно действовать во имя Всевышнего, правильный поступок происходит от  — עת (инициалы «совета»  עצה и «находчивости» תושיה). Совет дается однозначно – сделай так-то — «возьми себе в дорогу свечу». Удача в концентрации всех сил души для находчивости в нужный момент зависит с одной стороны от степени привязанности хасида к своему рабби. А с другой – от глубины связи и силы Провидения, проявляющихся от рабби к хасиду.

В этой истории один лишь совет БеШТа мог бы и не спасти хасида, если бы он не проявил при этом смекалку. Можно сказать, что главным спасением было то, что он не отчаялся, а нашел в себе силы здраво мыслить и решительно действовать.

Эти силы берутся благодаря глубокой связи с Бааль-Шем-Товом, всегда подчеркивавшем важность не бояться ничего в этом мире, кроме Всевышнего. Однако настоящий подарок, полученный от него, это свеча, которую он зажег в душе хасида. Только благодаря этой свече, горящей в душе, свеча материальная принесла ему пользу.

В этих размышлениях подчеркивается важный принцип: знамения всегда лишь внешний аспект облика праведника. Рассказывают, что Алтер Ребе сказал о своем рабби – Магиде из Межерич, что у него знамения «катались под столом» — но ни у кого не было времени их поднимать и размышлять о них.

И есть остроумное аллегорическое выражение: «Знамения и чудеса – на земле сынов Хама». Когда мы удостаиваемся на самом деле изучать секреты Торы, которые можно услышать у рабби, стараясь постигать его пути приверженности Святому Благословенному Творцу, как же можно позволить себе тратить бесценное время на рассказы о знамениях?!

Впрочем ни сами хасиды на протяжении всех поколений и ни весь Ам Исраэль  не желают отказываться от чувств восхищения и удивления, сопровождающих явные чудеса. Все относятся с большой симпатией к чудесам, любят их рассказывать и пересказывать, все больше и больше восхищаясь им.

И в самом деле трудно предъявить кому-либо в этом претензии. Ведь «В начале возникла мысль создать мир судом (дин), увидел Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие (рахамим), то есть – раскрытие Б-жественности через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе».

Знамения даны нам в подарок от Благословенного Творца, из милосердия и жалости к нам. Якобы после того, как он сотворил этот мир и осудил его на сокрытие своего Лика и тьму, пробудилась Его жалость к своим творениям, и Он решил немного облегчить им работу.

В самом деле главное – это Тора и молитва, духовная работа, которая осуществляется через качество строгости (дин), когда от нас требуется пробудиться  из тьмы, «снизу вверх», тем самым удостаиваясь раскрытия света «сверху вниз». Но «увидел Б-г, что [так] мир не устоит»! Отдаление от Лика Царя приводит к такому большому упадку сил, что вся реальность дина просто не может устоять без постоянного побуждения рахамим.

Поэтому постараемся и мы немного смягчить «эдикт» БеШТа (ведь кто еще может уподобиться ему, так прославившемуся благодаря его многочисленным чудесам и знамениям): «зачем вам изучать мои чудеса, учитесь у меня Б-гобоязненности!» Потому что и из самих чудес можно учиться благочестию!

Размышляя над чудом, мы сможем отделить в нем главное от второстепенного, сущность от реальности. Это будет подтверждением, что действительно рахамим Всевышнего не «растрачиваются  впустую», что мы не как тот глупец «теряющий все, что ему дают», не извлекающий из всего получаемого им никакой пользы.

(Перевод А. Кочубиевской из книги р. И. Гинзбурга «Факел перед рассветом» — сейчас со скидкой)

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.