Тот, кто велел маслу гореть…

Ребе Раяц пересказал нам услышанное им от своего отца Рашаба:

Однажды в 5579-м году (по григорианскому летоисчислению 1849-м году) рассказал Ребе Цемах Цедек своим хасидам на итваадуте, что у Бааль-Шем-Това горели даже свечи изо льда, а сегодня вопреки ожидаемому и самые мудрые из хасидов холодны как лед.

Далее он сказал, что Бааль-Шем-Тов очень любил свет (אור), который по гиматрии «тайна» (רז) – знающий внутренний секрет всего может светить.

Как-то раз у  учеников рабби Исраэля была лишь одна свеча, и в ожидании Учителя они не знали, что им предпринять, помня, что он очень любит свет.

Войдя Бааль-Шем-Тов сразу заметил: «У евреев должен быть свет, моя миссия освещать сынам Израиля!» Ответили ученики, что им удалось добыть только одну свечу. Тогда он велел им снять с крыши ледяные сосульки и зажечь их. Что было немедленно сделано и ледяные свечи горели.

После этих слов Цемах Цедек воодушевленно запел нигун и сказал: у учеников рабби Исраэля горели и светили свечи из льда, а у наших хасидов ныне тьма и холод.

Эту историю внук Цемах Цедека Рашаб закончил словами: мой дедушка открыл: «огонь (души) должен постоянно гореть»– чтобы пути хасидизма освещали дома хасидов. Чтобы им удавалось освещать светом Торы все уголки Земли.

Сефер а-сихот, ст. 174

Свет Торы

Тора освещает наш мир. Вначале пути кажется, что она как бы освещает его извне и сверху. Но чем больше мы удостаиваемся узнавать ее тайны, тем нам яснее, что свет Торы буквально находится в самом мире. Поэтому умеющий разгадывать тайну льда может превратить его в горящую свечу.

Похожая история была у рабби Ханины бен Досы, сказавшего своей дочери: «Тот, кто велел маслу гореть, Он скажет и уксусу гореть». (И у нее загорелся уксус вместо масла.) И все же здесь задача еще больше заостряется, поскольку холодный по своей природе лед превратился в согревающий огонь.

Для того чтобы светить человек должен пройти процесс, напоминающий фотосинтез растений: вначале он получает свет сверху, свет Торы. Этот свет принимает душа изучающего, а затем она удостаивает его раскрытием тайн. После этого зная секрет, он уже может освещать свою среду.

Этот процесс можно проследить в двух частях строфы из Теилим, которые при поверхностном взгляде кажутся противоречащим друг другу: «Только к Закону Б-га влечение его», «и об учении своем он думает днем и ночью».  Что он учит : Закон Б-га (так называют Тору) или  учение свое? Ответ уже понятен, по словам Раши, сначала Тора называется  «Закон Б-га», но когда человек усердно занимается Торой, открывая в ней новые законы, она становится его учением. Вначале свет освещает человека, пребывающего в темноте, а затем наполняясь этим светом он уже сам может освещать окружающую его тьму.

Свет и тепло

Ребе Цемах Цедек сетует на то, что у хасидов сегодня тьма и холод.  Чувствуется нехватка тепла и света, характерного для Бааль-Шем-Това и его свечей. Свет – свойство разума, знание о Б-ге – светит и очищает. Тайны Торы проливают свет на наше мировоззрение, согревают сердце чувством святости любви и трепета к Святому Благословенному.

Рабби Исраэль всегда благословлял детей, чтобы они стали теплыми евреями. Рассказывая эту историю на итваадуте, Цемах Цедек стремился пробудить у своих хасидов сердечное тепло.

Высказывания Рашаба призваны смягчить сетования, ведь цадик никогда не жалуется просто так. Он объясняет, что острое ощущение нехватки любви подтолкнуло его дедушку с еще большим усердием зажигать огонь в душах и усиливать свет в хасидских домах.

Можно проанализировать ситуацию и прийти к заключению, что на самом деле с течением времени каждое новое поколение оказывается еще дальше от момента дарования Торы на горе Синай… Хасидизм – это открытие сокровенных тайн и изучающие его в состоянии быть путеводными звездами в каждом поколении – точно также как в поколении Бааль-Шем-Това! Почему же это не так?

Но можно еще глубже проанализировать и понять, что хотя неизбежно каждое новое поколение все ближе к пяткам и дальше от головы Адама, но добро в этом мире не теряется – а находит другие пути своего выражения.

В период Бааль-Шем-Това каждый из его учеников был выдающейся личностью. Даже если и не все из них умели разжигать лед, все могли освещать и согревать в значительной степени свою окружающую среду.

В последующих поколениях это свойство светить перешло от избранных людей ко всем и каждому. И это смысл высказывания, что свет освещает хасидские дома – тот самый свет, которого удостаивались приобрести лишь единицы своим тяжелым трудом, стал достоянием всех и каждого. В хасидских домах любовь и трепет светят просто и естественно, и в этом есть огромное преимущество по сравнению с предыдущими поколениями.

Еще одно правило внедрил Ребе Цемах Цедек: чтобы в любом месте, где они не находились, им сопутствовала удача при распространении света Торы. Когда свет ослабевает, следует придерживаться совета осветить ближнего. «От учеников больше, чем от всех других» — отраженный свет, исходящий от принявшего от нас, освещает самого влияющего, и затем все начинается сначала. Языки пламени соединяются вместе, тем самым оплодотворяя и усиливая его во много раз.

В особенности нашем поколении мы можем видеть, как жар, с которым молились в прошлом, сегодня служит мощным двигателем в буквальном смысле для задачи освещения светом Торы всех уголков этого мира во всех концах Земли.

(Ор Исраэль 2,74)

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.