Владыка правосудия

Когда наш учитель, Магид из Межерича, учился у Бааль-Шем-Това, он изучал толкование Зоара на стих из книги Шмот: ««И вот законы, которые ты предложишь им» – это (восстановление справедливости, возможное благодаря) перевоплощению душ» .
И сказал рав Магид из Межерича нашему учителю Бааль-Шем-Тову, что он не понимает простого смысла Зоара. Какое отношение имеют законы главы Мишпатим к теме реинкарнации? И ответил ему Бааль-Шем-Тов: Здесь, в городе Меджибож, стоящем на берегу реки (кажется, она называется Буг ), есть большой луг с травой, окруженный густым лесом, и это хорошее место для отдыха. Пойди туда, чтобы понаблюдать в течение дня за тем, что там происходит, и ты поймешь простой смысл святой книги Зоар.
И встал рав Магид рано утром, чтобы помолиться, и пошел к лугу возле реки, о котором сказал ему учитель. И нашел удобное место в лесу, с которого видно всю равнину возле реки, чтобы увидеть все, что происходит на равнине.
Вскоре он увидел, что к лугу повернул богатый человек, который решил, что нашел хорошее место для отдыха. И, разложив красивую простыню на траве, он снял верхнюю одежду, вымыл руки в реке, с аппетитом поел и поспал с часок. Затем собрал все, что у него было, и отправился в город.
После того, как богач уехал, рав Магид увидел бедняка, повернувшего на равнину. Его лицо и одежда – все свидетельствовало о том, что он довольно беден. И, когда он снимал верхнюю одежду, то вдруг увидел перед собой кошелек, полный монет и банкнот. Не мешкая ни минуты, он сразу же натянул на себя обратно свою верхнюю одежду и быстро пошел прочь.
Позже рав Магид увидел, что на дороге появился уважаемый с виду ученый человек, он был похож на раввина города или того, кто занимался изучением святых трудов. Ему тоже показалось, что на лугу возле реки будет приятно отдохнуть. И он повернул к лугу, снял с себя верхнюю одежду и, желая освежиться, помылся в реке.
Но вдруг вернулся богач, который появился первым, и стал утверждать, что этот уважаемый человек наверняка нашел кошелек с монетами и банкнотами, а тот стал оправдываться и сказал, что только что пришел и не видел никакого кошелька, и не имеет представления, о чем тот говорит.
Богач не поверил его оправданиям, он быстро и грубо обыскал и ощупал его, проверил все его вещи и ничего не нашел. И в гневе излил на него всю свою ярость, хорошенько избив его и заявив, что ему ясно, что тот нашел потерю и спрятал ее так надежно, что ее невозможно найти.
А между тем рав Магид продолжал стоять и наблюдать за всем, что происходит.
Затем он вернулся к Бааль-Шему-Тову и рассказал ему все, что видел в течение дня у реки, сожалея, что не нашел там никакого объяснения для непонятного высказывания из Зоара.
И сказал ему Бааль-Шем-Тов: «Я объясню тебе: богач, бедняк и ученый мудрец – эти трое уже были в этом мире и теперь они вновь спустились сюда во втором воплощении.
В первом воплощении богатый и бедный были компаньонами, и был между ними спор по денежному вопросу, и пошли они к раввину, чтобы тот рассудил их. Каждый из них изложил свои аргументы, и раввин постановил, что один из них должен отдать своему компаньону большую сумму денег. Тот, кого обязали выплатить, согласился с приговором и полностью выполнил постановление раввина.
Спустя некоторое время компаньоны и раввин ушли в мир иной и предстали перед Небесным судом, и там предъявили свои претензии. Небесный суд пришел к заключению, что раввин невнимательно изучил дело и вынудил одного отдать другому деньги, которые тому на самом деле не полагались.
Раввин утверждал, что в тот день он был очень расстроен, озабочен и поэтому ошибся, но в Небесном суде сказали, что у одного из них оказались неправедные деньги, ибо эти деньги на самом деле принадлежали его товарищу. Поэтому нужно исправление и для того, кто забрал деньги своего товарища из-за утверждений, которые не соответствовали закону, и для раввина, который принял неправильное решение.
Оставался вопрос: как это исправить? И постановил Суд, что их души снова спустятся в этот мир: получивший деньги нечестным путем будет богатым, а пострадавший – бедным. Богатый потеряет кошелек с деньгами на украденную сумму, а бедный придет и найдет эти деньги, которые принадлежат ему. А раввин, который невнимательно изучил дело и допустил ошибку, испытает страдания, – и поэтому богач его избил».
Об этом и сказано в Зоаре: ««И вот законы» – это (восстановление справедливости, возможное благодаря) перевоплощению душ». Иногда мы сталкиваемся в Торе с законами, смысл которых не понятен, но на самом деле у них есть смысл – вернуть бедному отобранное у него, как написано в Мишне: «А после того, как они ушли, – смотри на обоих как на правых» .
Решимот дварим 3, стр. 34
Проявляющему сострадание в суде
Законы Торы называются мишпатим – законы. Закон отличается от суда: в результате судебного разбирательства один выходит оправданным, а другой обвиненным. Судопроизводство относится только к определенной реальности – «У судьи есть только то, что видят его глаза» – и не претендует на то, чтобы дать глубокое и всеобъемлющее решение для всех сторон конфликта.
Вот почему мы часто видим, что тот, кто проиграл в суде, возмущен и предъявляет претензии не потому, что не доверяет судье, вынесшему справедливое решение, но из-за того, что действительно не бывает тяжбы, в которой один из тяжущихся был бы абсолютно прав.
Мы, народ, близкий к Благословенному Творцу, удостоились получить «установления и справедливые законы (мишпатим)» . Секреты законов Торы глубоки, и их истина проникает в сердце реальности и обеспечивает полное решение для всех ее сторон. «Законы (мишпатим) милосердны» – потому что благодаря им суд выигрывают обе стороны. Относительно того, кто выиграл суд, это видно ясно, а относительно того, кто проиграл, это видит тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и знает тот, у кого есть истинная вера.
Доверенный он во всем доме Моем
Из этой истории мы получаем некоторое представление о непостижимой реальности, в которой жил Бааль-Шем-Тов, и она не может не изумлять. Только тот, у кого по настоящему голова вверху, а ноги внизу, и он способен объединить своим взглядом небо и землю, может нести в себе столь противоположные вещи: знать все, как должно произойти, и тем не менее не ударить палец о палец, чтобы спасти преследуемого от преследователя.
О таком уровне мы читаем у Алтер Ребе :
«Не так с рабом моим Моше: доверенный он во всем доме Моем» – будучи верным и преданным душой, он умеет сохранять тайну, которую не откроет никому, даже если увидит, что его любимому другу суждено утонуть в некой реке, не откроет ему, что он утонет там, ведь тот, кто открывает приговоры Небесного суда, мешает их выполнению! И он только может пытаться отговорить друга, приведя другую причину, чтобы тот не понял, что есть тут какая-то опасность и прочее… чтобы выполнялась воля Всевышнего в мире.
И все это относится только к абсолютным праведникам, которые удостоились получить искру души Моше – человека Б-га (иш Элоким), доверенного в Его доме, то есть того, кто управляет мирами Брия, Йецира и Асия, ибо тот, кто управляет миром, должен быть выше этого мира. Подобно взрослому, который управляет ребенком – ведь ребенок не понимает, почему взрослый ведет себя подобным образом. Поэтому он удержится и не раскроет тайну даже своему истинному другу, поскольку может узнать предназначенное в аспекте Ацилута, мира сокрытия, где находится истинное благо…
«Факел перел рассветом» рав Ицхак Гинзбург, том 2 в нашем переводе.
83225823_1441752585988056_2333702374708740096_o

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.