Быть вместе в изоляции

фото раваСотни пациентов, госпитализированных в изоляторах, десятки и, возможно, сотни тысяч людей, которые опасаются, что могли подвергнуться воздействию короновируса, находятся в одиночном заключении, а все остальные граждане стремятся как можно больше оставаться дома одни и по возможности поддерживать «социальную отдаленность». В учении о прокаженном написано, что он сидит одиноко, и мудрецы объясняют, что он должен размышлять о том, что его негативные разговоры разрушили социальную структуру – привели к разобщению между друзьями, между мужьями и женами — и покаяться, сделав тшуву, чтобы он наконец смог вернуться в свою семью и снова открыть уста для позитивной речи, которая бы соединяла и сплачивала. Конечно, это важный урок — в целом и в частном — в эти дни (после трех избирательных кампаний в Израиле!).
В самом деле, основное правило хасидизма заключается в том, что каждый спуск является «спуском ради подъема». И в глубине, подъем уже является частью спуска. Нужно поразмышлять, каким образом в одиночестве и на расстоянии обнаруживается более глубокая связь: во-первых, важно помнить, что изоляция предназначена для того, чтобы обезопасить других (а не для того, кто уже заразился наверняка или не уверен в этом) – это моя готовность изменить уклад своей жизни и приложить большие усилия для тех, с кем я связан узами любви. Как известно, хасид определяется как человек, очень остерегающийся не причинять вреда другим, и он готов даже причинить себе самому вред, лишь бы спасти других от страданий. То есть, то, что может быть воспринято как «устрожение» человека, защищающего самого себя — путем изоляции и отдаления от других, — это не что иное, как «хасидский hидур (тщательное соблюдение заповеди)» любви к еврею.
Во-вторых, Корона направляет нас — посредством гиматрии — к молитве «рпе на ла» («умоляю, исцели ее!»), «короткой молитве», которая должна быть у каждого на устах в эти дни. Мудрецы учат, что «молитва больного о самом себе (слышна) лучше, чем молитва других о нем» — «сердце знает горечь своей души», и только он один чувствует всю глубину своей боли. Точка внутренней скорби ослабевших страдающих больных выражается в короткой молитве — молитве-стоне, который выражает больше, чем любое «сочувствующая» молитва окружающих. Действительно, пока каждый находится в одиночестве, можно, погрузившись глубже в уединение, полностью отождествить себя друг с другом. Подобно тому, как Моше Рабейну настолько отождествляет себя с Мирьям в одиночестве, что даже чувствует себя «полуистлевшим», — так и в эти дни в молитве, даже если она в одиночестве, возможно и необходимо выявить ехиду (высший уровень) души и полностью идентифицировать себя со всеми больными.
В-третьих, реальная связь между нами часто зависит от изоляции от внешнего мира и встречи с самим собой. На внешнем уровне существует много различий между людьми, но на внутреннем все мы объединены — тела разделены, внешность различна, но в корне души мы одно целое. Во времена встречи внутри дома можно усилить существующее семейное единство, а также способствовать созданию новых семей в Израиле — именно углубление экзистенциального одиночества раскрывает корень души, «Айин мазаль Израиля» и помогает найти пару (и на более простом языке: встреча с самим собой, экзистенциальное одиночество, напоминает о необходимости «быть вместе», помогая сосредоточиться на главном, освобождаясь от второстепенных вещей и, таким образом, приблизиться к созданию еврейской семьи.
Находитесь в изоляции? Мы там находимся все вместе!
Рав Ицхак Гинзбург «Веабита веякhель-пикудей», стр. 3
Перевод Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Возрождение души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.