В период, когда наш учитель Магид из Межерича учился у Бааль-Шем-Това, он изучал высказывание Зоара на стих из книги Шмот: «И вот законы, которые ты предложишь им» — «Это – (восстановление справедливости, возможное благодаря) перевоплощению душ».
И сказал рав Магид из Межерича нашему учителю Бааль-Шем-Тову, что он не понимает простого смысла Зоара. Какое отношение имеют законы главы Мишпатим к теме реинкарнации? И ответил ему Бааль-Шем-Тов: Здесь, в городе Меджибож, стоящем на берегу реки (по-видимому, называемой «Буг») имеется большой луг с травой, окруженный густым лесом, и это хорошее место для отдыха. Пойди туда, чтобы понаблюдать в течение дня, что там происходит, и там поймешь простой смысл святой книги Зоар.
И встал рав Магид рано утром, чтобы помолиться и пойти к лугу возле реки, о котором сказал ему учитель. И нашел удобное место в лесу, с которого видно всю равнину возле реки, чтобы увидеть все, что происходит на равнине.
Вскоре он увидел, что к лугу завернул богатый человек, который решил, что нашел хорошее место для отдыха. И разложив красивую простынь на траве, он снял верхнюю одежду, вымыл руки в реке, аппетитно покушал и проспал с часок. Затем собрал все, что у него было, и отправился в город.
После того, как богач ушел, рав Магид увидел бедняка, завернувшего на равнину, его лицо и одежда — все свидетельствовало о том, что он довольно беден. И когда он снимал верхнюю одежду, то вдруг увидел перед собой полный кошелек деньги и банкноты. Не мешкая ни минуты, он тут же натянул на себя обратно свою верхнюю одежду и быстро пошел прочь.
Позже рав Магид увидел, что появился на дороге уважаемый с виду ученый человек, он был похож на раввина города или того, кто занимался изучением святых трудов. Он также спустился к лугу, снял с себя верхнюю одежду и омылся в реке, надеясь отдохнуть.
Но вдруг вернулся богач, который появился первым, и начал требовать от раввина, чтобы тот вернул ему кошелек с деньгами и банкнотами, раввин пытался говорить в свое оправдание, что он только сейчас пришел и не видел никакого кошелька, и он не имеет представления, о чем тот говорит.
Богатый не поверил его оправданиям, он быстро и грубо обыскал и ощупал его, и проверил все его вещи. Но ничего не найдя, в гневе излил на него всю свою ярость, от души избив его и заявив, что ему ясно, что раввин нашел потерю и спрятал ее так надежно, что ее невозможно найти.
А между тем рав Магид продолжал стоять и наблюдать за всем, что происходит.
Затем он вернулся к Бааль-Шему-Тову и рассказал ему все, что видел в течение дня у реки, сожалея, что не нашел там никакого объяснения на непонятное высказывание из Зоара.
И сказал ему Бааль-Шем-Тов: я объясню тебе: богач, бедняк и ученый мудрец — эти трое уже были в этом мире, и теперь они вновь спустились сюда во втором воплощении.
В первом воплощении богатый и бедный были компаньонами, и был между ними спор по финансовому вопросу, и пошли они к раввину, чтобы лучше разобраться в нем. Каждый из них изложил свои аргументы, и раввин постановил, что один из них обязан отдать большую сумму денег своему товарищу. Тот, кого обязали выплатить, согласился с приговором и полностью выполнил постановление раввина.
Спустя некоторое время компаньоны и раввин ушли в мир иной, и предстали перед Небесным судом, где компаньоны предъявили свои претензии. Небесным суд пришел к заключению, что раввин невнимательно изучил дело и вынудил одного отдать другому деньги, которые тому на самом деле не полагалась, поскольку первый был свободен от платежа.
Раввин утверждал, что в тот день он был очень расстроен и озабочен и поэтому ошибся, но Небесный суд отклонил его попытки самооправдания и сказал, что поскольку деньги были незаслуженно отобраны у пострадавшего, это необходимо исправить. А также наказать раввина, допустившего ошибку в решении.
Оставался вопрос: как это исправить? И постановил Суд, что их души снова спустятся в этот мир: укравший будет богатым, а пострадавший — бедным. Богатый потеряет кошелек с деньгами на украденную сумму, а бедный придет и найдет принадлежащий ему кошелек. Раввин, который невнимательно изучил дело и допустил ошибку, — будет избит богачом.
И об этом сказано в Зоаре: ««И вот законы» — это – (восстановление справедливости, возможное благодаря) перевоплощению душ». Иногда мы сталкиваемся в Торе с законами, смысл которых не понятен, но на самом деле у них есть смысл – вернуть бедному украденное у него, и как написано в Мишне: «А после того, как ушли – смотри на обоих как на правых».
Решимат дварим 3, ст. 34
Проявлять сострадание в суде
Законы Торы называются Мишпатим-суды. Отличаются Мишкатим от решения суда: в результате судебного разбирательства один выходит оправданным, а другой обвиненным. Правосудие относится лишь к определенной реальности – «У судьи есть только то, что видят его глаза» — он и не претендует на то, чтобы дать глубокое и всеобъемлющее решение для всех сторон конфликта.
Вот почему мы часто находим того человека, который виновен, возмущенным и предъявляющим претензии не потому, что не доверяет судье, вынесшему справедливое решение, но из-за того, что действительно не бывает тяжбы, в которой каждый был бы абсолютно прав.
Мы удостоились, как народ, близкий к Благословенному Творцу, получить «установления и справедливые законы (Мишпатим)». Секреты законов Торы глубоки, и их истина проникает в сердце реальности и обеспечивает полное решение всех ее аспектов. «Мишпатим милосердны» — потому что они оправдывают обе стороны. У оправданного это видно ясно, тогда как у осужденного это видно тому, у кого есть глаза, чтобы видеть, и знает тот, у кого есть истинная вера.
Во всем доме моем доверенный он
Из этой истории мы получаем некоторое представление о непостижимой реальности, в которой жил Бааль-Шем-Тов, и она не может не изумлять. Только тот, у кого голова вверху и ноги внизу, может объединить своим взглядом небо и землей, может нести в себе такие противоположности как эти: знать все, как должно произойти, и тем не менее не ударить палец о палец, чтобы спасти преследуемого от преследователя.
О таком уровне мы читаем у Алтер Ребе:
«Не так с рабом моим Моше: во всем доме Моем доверенный он» — будучи верным и преданным душой, он умел держать тайны, которые он не открывал никому, даже если видел, что его любимому другу суждено утонуть в реке. Ведь как он не может раскрывать приговоры Небесного суда и затем мешать их выполнению! Разве что если может убедить друга иначе, чтобы тот не понял, что есть тут какая-то опасность и т.п.… чтобы выполнялась воля Всевышнего в мире.
Это все относится только к абсолютным праведникам, которые удостоились получить искру души Моше – человека Б-га (иш Элоким) – лидера, управляющего мирами Брия, Йецира, Асия, и поэтому стоящего над ними. Подобно мудрецу, который руководит простым людом, что не может постичь, почему мудрец ведет себя подобным образом. Поэтому даже своему истинному другу не раскроет тайну, а будет сдерживать себя, поскольку лишь он может познавать наводку, исходящую из Ацилута, мира сокрытия, который истинное благо.
Из новой книги:
Рубрики
Ссылки
-
Свежие записи
- Позор на пути в Эрец Исраэль 19.03.2023
- Влюбиться в Эрец Исраэль 19.03.2023
- У души нет цвета 19.03.2023
- Еще немного и не будет злодея! 19.03.2023
- Понюшка табака 19.03.2023
- Думай хорошо — будет хорошо 19.03.2023
- Я сплю, но бодрствует сердце мое 19.03.2023
- Помогая друг другу 19.03.2023
- Лицом к лицу 19.03.2023
- Свадьба на кладбище 19.03.2023
- О пропавшей царской дочери 19.03.2023
- Ночная помолвка 19.03.2023
- Взлетевшая в небо корова 19.03.2023
- Рекомендательное письмо 19.03.2023
- Очарование и искусство прикосновения 19.03.2023
- 4 вида мировых кризисов 19.03.2023
- С чего начинается Родина? 19.03.2023
- Что важнее разум или вера? 19.03.2023
- Пустые сосуды и жизнь после жизни 19.03.2023
- Тайна колодца и женская решимость 19.03.2023
- Человек или билет 19.03.2023
- Некупленный билет 19.03.2023
- Каждый может стать пророком Элияу 19.03.2023
- В начальном замысле 19.03.2023
- Неудачливый колдун 19.03.2023
- Как прекрасны твои ноги в сандалиях 19.03.2023
- Очарованная душа 19.03.2023
- Блестящие монеты 19.03.2023
- Напутствие и каравай 19.03.2023
- Поиск 770 19.03.2023
- Коронация в лесу. 19.03.2023
- Будешь ехать между каплями. 19.03.2023
- Где взять смех? 19.03.2023
- Новая душа 19.03.2023
- Черные свечи 19.03.2023
- Еврейский способ разбогатеть 19.03.2023
- Ты сжег уже сгоревший Храм 19.03.2023
- Мужество быть храбрым 9-й день Омера 24.04.2022
- Пятый день Омера 20.04.2022
- Четвертый день Омера 20.04.2022
- «49 шагов восхождения» 30.03.2021
- Первый день отсчета Омера — «Любить любовь» 30.03.2021
- Третий день Омера. 30.03.2021
- Второй день Омера 30.03.2021
- Владыка правосудия 27.01.2021
- Большая распродажа 04.08.2020
- Из нашей книги «Тело, разум, душа» 01.08.2020
- 23-е Тамуза 15.07.2020
- 22-е Тамуза 14.07.2020
- 21-е Тамуза 13.07.2020
Метки
Авайе Б-г Бааль-Шем-Тов БеШТ Всевышний Геула Гивон Гинзбург Единый Б-г Израиль Любавический Ребе Машиах Ребе Служение Творец Тора Учитель благословение взгляд гармонизация душа еврей женщина заповеди любовь милосердие мир праведник простой еврей рабби Исраэль разделение реальность свет сердце смирение страх тшува тьма убийство ученик хасид цадик царь чудеса эго