Владыка правосудия

В период, когда наш учитель Магид из Межерича учился у Бааль-Шем-Това, он изучал высказывание Зоара на стих из книги Шмот: «И вот законы, которые ты предложишь им» — «Это – (восстановление справедливости, возможное благодаря) перевоплощению душ».
И сказал рав Магид из Межерича нашему учителю Бааль-Шем-Тову, что он не понимает простого смысла Зоара. Какое отношение имеют законы главы Мишпатим к теме реинкарнации? И ответил ему Бааль-Шем-Тов: Здесь, в городе Меджибож, стоящем на берегу реки (по-видимому, называемой «Буг») имеется большой луг с травой, окруженный густым лесом, и это хорошее место для отдыха. Пойди туда, чтобы понаблюдать в течение дня, что там происходит, и там поймешь простой смысл святой книги Зоар.
И встал рав Магид рано утром, чтобы помолиться и пойти к лугу возле реки, о котором сказал ему учитель. И нашел удобное место в лесу, с которого видно всю равнину возле реки, чтобы увидеть все, что происходит на равнине.
Вскоре он увидел, что к лугу завернул богатый человек, который решил, что нашел хорошее место для отдыха. И разложив красивую простынь на траве, он снял верхнюю одежду, вымыл руки в реке, аппетитно покушал и проспал с часок. Затем собрал все, что у него было, и отправился в город.
После того, как богач ушел, рав Магид увидел бедняка, завернувшего на равнину, его лицо и одежда — все свидетельствовало о том, что он довольно беден. И когда он снимал верхнюю одежду, то вдруг увидел перед собой полный кошелек деньги и банкноты. Не мешкая ни минуты, он тут же натянул на себя обратно свою верхнюю одежду и быстро пошел прочь.
Позже рав Магид увидел, что появился на дороге уважаемый с виду ученый человек, он был похож на раввина города или того, кто занимался изучением святых трудов. Он также спустился к лугу, снял с себя верхнюю одежду и омылся в реке, надеясь отдохнуть.
Но вдруг вернулся богач, который появился первым, и начал требовать от раввина, чтобы тот вернул ему кошелек с деньгами и банкнотами, раввин пытался говорить в свое оправдание, что он только сейчас пришел и не видел никакого кошелька, и он не имеет представления, о чем тот говорит.
Богатый не поверил его оправданиям, он быстро и грубо обыскал и ощупал его, и проверил все его вещи. Но ничего не найдя, в гневе излил на него всю свою ярость, от души избив его и заявив, что ему ясно, что раввин нашел потерю и спрятал ее так надежно, что ее невозможно найти.
А между тем рав Магид продолжал стоять и наблюдать за всем, что происходит.
Затем он вернулся к Бааль-Шему-Тову и рассказал ему все, что видел в течение дня у реки, сожалея, что не нашел там никакого объяснения на непонятное высказывание из Зоара.
И сказал ему Бааль-Шем-Тов: я объясню тебе: богач, бедняк и ученый мудрец — эти трое уже были в этом мире, и теперь они вновь спустились сюда во втором воплощении.
В первом воплощении богатый и бедный были компаньонами, и был между ними спор по финансовому вопросу, и пошли они к раввину, чтобы лучше разобраться в нем. Каждый из них изложил свои аргументы, и раввин постановил, что один из них обязан отдать большую сумму денег своему товарищу. Тот, кого обязали выплатить, согласился с приговором и полностью выполнил постановление раввина.
Спустя некоторое время компаньоны и раввин ушли в мир иной, и предстали перед Небесным судом, где компаньоны предъявили свои претензии. Небесным суд пришел к заключению, что раввин невнимательно изучил дело и вынудил одного отдать другому деньги, которые тому на самом деле не полагалась, поскольку первый был свободен от платежа.
Раввин утверждал, что в тот день он был очень расстроен и озабочен и поэтому ошибся, но Небесный суд отклонил его попытки самооправдания и сказал, что поскольку деньги были незаслуженно отобраны у пострадавшего, это необходимо исправить. А также наказать раввина, допустившего ошибку в решении.
Оставался вопрос: как это исправить? И постановил Суд, что их души снова спустятся в этот мир: укравший будет богатым, а пострадавший — бедным. Богатый потеряет кошелек с деньгами на украденную сумму, а бедный придет и найдет принадлежащий ему кошелек. Раввин, который невнимательно изучил дело и допустил ошибку, — будет избит богачом.
И об этом сказано в Зоаре: ««И вот законы» — это – (восстановление справедливости, возможное благодаря) перевоплощению душ». Иногда мы сталкиваемся в Торе с законами, смысл которых не понятен, но на самом деле у них есть смысл – вернуть бедному украденное у него, и как написано в Мишне: «А после того, как ушли – смотри на обоих как на правых».
Решимат дварим 3, ст. 34
Проявлять сострадание в суде
Законы Торы называются Мишпатим-суды. Отличаются Мишкатим от решения суда: в результате судебного разбирательства один выходит оправданным, а другой обвиненным. Правосудие относится лишь к определенной реальности – «У судьи есть только то, что видят его глаза» — он и не претендует на то, чтобы дать глубокое и всеобъемлющее решение для всех сторон конфликта.
Вот почему мы часто находим того человека, который виновен, возмущенным и предъявляющим претензии не потому, что не доверяет судье, вынесшему справедливое решение, но из-за того, что действительно не бывает тяжбы, в которой каждый был бы абсолютно прав.
Мы удостоились, как народ, близкий к Благословенному Творцу, получить «установления и справедливые законы (Мишпатим)». Секреты законов Торы глубоки, и их истина проникает в сердце реальности и обеспечивает полное решение всех ее аспектов. «Мишпатим милосердны» — потому что они оправдывают обе стороны. У оправданного это видно ясно, тогда как у осужденного это видно тому, у кого есть глаза, чтобы видеть, и знает тот, у кого есть истинная вера.
Во всем доме моем доверенный он
Из этой истории мы получаем некоторое представление о непостижимой реальности, в которой жил Бааль-Шем-Тов, и она не может не изумлять. Только тот, у кого голова вверху и ноги внизу, может объединить своим взглядом небо и землей, может нести в себе такие противоположности как эти: знать все, как должно произойти, и тем не менее не ударить палец о палец, чтобы спасти преследуемого от преследователя.
О таком уровне мы читаем у Алтер Ребе:
«Не так с рабом моим Моше: во всем доме Моем доверенный он» — будучи верным и преданным душой, он умел держать тайны, которые он не открывал никому, даже если видел, что его любимому другу суждено утонуть в реке. Ведь как он не может раскрывать приговоры Небесного суда и затем мешать их выполнению! Разве что если может убедить друга иначе, чтобы тот не понял, что есть тут какая-то опасность и т.п.… чтобы выполнялась воля Всевышнего в мире.
Это все относится только к абсолютным праведникам, которые удостоились получить искру души Моше – человека Б-га (иш Элоким) – лидера, управляющего мирами Брия, Йецира, Асия, и поэтому стоящего над ними. Подобно мудрецу, который руководит простым людом, что не может постичь, почему мудрец ведет себя подобным образом. Поэтому даже своему истинному другу не раскроет тайну, а будет сдерживать себя, поскольку лишь он может познавать наводку, исходящую из Ацилута, мира сокрытия, который истинное благо.
Из новой книги:
83225823_1441752585988056_2333702374708740096_o

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует, Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.