Душа Израиля

imagesCAGM8OEY Цадик рабби Элиэзер, отец нашего учителя Бааль-Шем-Това, жил на Украине в деревне среди Карпатских гор три века назад. Рабби Элиэзер всегда отличался тщательным выполнением заповеди гостеприимства. Ему было свойственно посылать своих эмиссаров в разные места в поисках гостей, а после того, как гости уже были тщательно накормлены, праведник еще и давал им в дорогу запасы еды и питья. Однажды наверху постановили, что пришло время испытать рабби Элиэзера. Нечистая сила попросила, чтобы ей предоставили такую возможность. Об этом услышал Элияу Анави (пророк Илия) и сказал, что это нехорошая идея, поскольку может привести к падению праведника, не дай Б-г, и поэтому он попросил, чтобы ему самому дали возможность выполнить эту роль.

После того, как пророк Элияу поучил согласие свыше на свою просьбу, он спустился и пришел в дом к рабби Элиэзеру в самый разгар святой субботы, после полудня, под видом бедного путника. Он вошел в дом праведника со словами: «шабта табта!». Но рабби Элиэзер не рассердился на него за то, что он нагло появился посередине шабата, хотя и казалось, что он нарушил субботу и не стеснялся этого. Бедняку незамедлительно подали различные обильные и аппетитные блюда, приготовленные в честь субботы, для чтобы он мог поесть третью трапезу, а  на исходе шабата он  поел блюда еще одной субботней трапезы, носящей название «проводы субботы». На следующий день после шабата рабби Элиэзер отнесся к нему с большой симпатией и провожая его дал приличную сумму денег, не напоминая ему вообще об его нарушении святой субботы. И тогда вдруг лицо бедняка приняло совершенно другое выражение – вместо жалкого бедняка перед ним стоял Элияу Анави, который открылся ему и сказал: «Знай, что я пророк Илия, и из-за того, что ты вел себя очень достойно, ты удостоишься сына, который осветит глаза всего еврейского народа (буквально, Израиля)».

Из Решимот дварим 4, ст. 45

Общая душа

Перед нами рассказ, который – чудо из чудес. Читая его стоит хорошенько вдуматься в события, предшествующие рождению нашего учителя Баал-Шем-Това, чтобы понимать лучше, в чем назначение его сущности и деятельности всей его жизни – «окончание действия [всегда] в начальном замысле».

Благодаря чему его родители удостоились получить такого сына – великого праведника, святая душа которого спустилась к нам с такой высоты? Именно потому, что относились одинаково хорошо ко всем евреям! Отец Баал-Шем-Това смотрел на бедняка, пришедшего под его крышу, и не видел в нем ни грехов и ни недостатков, а только святого еврея, который в нем, – частичку Б-га свыше, которая живет и действует в нем. Именно благодаря любви и преданности, которые были проявлены к подобного рода евреям, к нам в мир спустилась душа главы евреев будущих поколений!

У хасидов принято считать, что у каждого настоящего Ребе светят три составляющие души – новая душа, душа мира Ацилут и общая душа.

Новая душа – то есть очень высокая душа, никогда ранее не спускавшаяся в этот мир, ничего подобного еще до нее не было! Это новый свет, которого мы удостаиваемся, и он поднимает мир на совершенно другой уровень продвижения к полной  Геуле.

Душа мира Ацилут – задача мира Ацилут в том, чтобы соединять между Б-жественностью и существующими мирами. В нем нет ничего, чтобы было бы отделено от Святого Благословенного, и поэтому тот, кто овладевает этим миром, может подниматься и соединять нижние миры со Всевышним и при этом никакое чужое влияние может помешать и испортить связь этого единения.

Общая душа — Ребе (или Раби, רבי) не может быть на самом деле главой сынов Израиля (рош бней исраэль, ראש בני ישראל) если его душа не является общей душой всего еврейского народа. Он должен быть «человеком сильным духом» – то есть тем, кто может идти против (духа) каждого, и это возможно, только
если он действительно будет связан и (буквально) «склеен» с душой каждого, кто называется сыном Израиля (т.е. евреем).

Итак, о Бааль-Шем-Тове можно сказать, что его главным предназначением было выполнение деятельности, характерной для общей души. Он был целиком и полностью погружен в заботы о своем народе и предан ему.

Главное новшество, которое проявляется в душе праведника, находит свое отражение в новаторстве его учения, с помощью которого он проливает новый свет на наш мир. Бааль-Шем-Тов, в учении которого начинают проявляться проблески будущей Торы Машиаха, утверждал, что еврей никогда не грешит. Что все его недостатки и грехи являются чисто внешними, и у них нет какого-либо корня в сути и сущности самого еврея. Как мы видим в этой истории, его отец мог принять к себе в дом еврея, который, очевидно, нагло и открыто нарушал субботу, однако рабби Элиэзеру это не мешало: он даже не чувствовал к нему какого-либо отчуждения.

Душа мира Ацилут выделяется своим благородством (на иврите – ацилут) в буквальном смысле. Цадик – он из «избранников сынов Израиля» – от него «пахнет другим духом», в нем есть что-то скрытое, что тянет к нему все сердца. Бааль-Шем-Тов обнаружил и использовал это свойство на пользу народу Израиля, он старался привлекать сердца и приближать их словами симпатии и любви к Всевышнему образом возвышенным и очень отличающимсяся от того, как это было принято до него. Это еще один аспект гостеприимства его отца, когда последний проявил к бедняку настолько приветливое и теплое отношение, что удостоился извлечь из него то, что было скрыто в нем – благословение Элияу Анави! Заглядывая глубже в корень, можно сказать, что это только пример, а на самом деле в каждом еврее есть что-то скрытое, что нужно извлечь на свет. Разговоры, базирующиеся на любви и симпатии, способствуют такому извлечению, особенно если при этом стараются творить добро в материальном и духовном плане.
Душа называется общей душой, когда можно сказать, что ее биография и занятия – это не ее частное дело, а касается и объединяется с интересами всего общества. Когда Бааль-Шем-Тов наблюдал за действиями людей и находил в них что-то нехорошее, он всегда говорил, что, если он получил возможность увидеть этот изъян, – это признак того, что этот изъян находится также и в нем самом. Все внешние недостатки и промахи, которые он видел в других евреях, он старался распознавать и исправлять, прежде всего, в себе самом.

Какой смысл сердиться на бедняка, нарушающего шабат? Только хорошее может выйти из всей этой истории, потому что благодаря ему ты удостоишься узнать, что тебе нужно исправить в твоей душе. Когда ты исправишь в себе этот недостаток и будешь чист от него, то, конечно же, это подействует и на него.

Есть известная история, которая повторяется в нескольких вариантах и с разными именами:

Однажды некий праведник ехал в поезде. Будучи бедным, он был одет соответственно. Вместе с ним в одном вагоне сидел богач, который всю дорогу посмеивался и насмехался над его внешностью и одеждой.  Но, когда они наконец прибыли к месту назначения, богач вдруг увидел, что на перроне стояло очень много народу, пришедшего оказывать честь праведнику и приветствовать его. Перед его глазами возникла картина, как будто бедняк сбросил с себя одежды нищеты и моментально выпрямился в полный рост, и его свет озарил все, подобно солнцу.

Весь дрожа, богач вместе с другими протиснулся к первому ряду, где стояли пришедшие встречать праведника. Подойдя к цадику он стал просить у него прощения от всей души за то, что он не смог разобраться, кого он позорит…Праведник ответил ему следующими словами: у меня Вам незачем просить прощения, разве Вы имели в виду меня? Не меня Вы стыдили, а того простого еврея, который ехал с Вами в одном вагоне. У этих простых евреев Вы должны просить прощения, и их Вы должны стараться больше никогда не стыдить.

В истории рождения Бааль-Шем-Това есть много красивого. Если бы мы пришли к нему и спросили с удивлением, как этот мир удостоился такого большого света, ведь лишь простого еврея гостеприимно принял к себе его отец, отнесясь к нему милосердно, возможно, он бы сказал следующее: Но я? Что я?  Набожность, Тора, Б-гобоязненность, откуда взялись у меня все эти? Ведь все это я почерпнул от своей еврейской души, из той точки святости, которая есть у каждого еврея. Что в этом удивительного? Отнеслись уважительно к простому еврею, удостоились родить простого еврея!

В учении Бааль-Шем-Това много говорится о простом еврее, сущность которого проста, и в этом весь человек.

Как удостоиться сына

Рабби Элиэзер, отец Бааль-Шем-Това, очень выделялся от многих других своим выполнением заповеди гостеприимства. Именно потому, что он так отличался тщательным соблюдением этой мицвы, было решено на Небесах испытать его. В этом смысл выражения: «в чем] в какой заповеди [твой отец был особенно осторожен ]дословно, светился ею[», у каждого человека есть определенная склонность в душе к святости, которая тянет его самопожертвенно прилепиться к определенной частной мицве. Обратим внимание на точность формулировки: мудрецы не сказали: «чему он в особенности симпатизировал» или «что любил», а именно «в чем был особенно осторожен».

Ибо главная сила жизни человека проявляется в той заповеди, с которой он  связан особенным образом, с той буквой Торы, из которой был высечен корень его души, там, где человек обнаруживает суть его жизни, там, где  его постоянная работа. Это та точка, где человек должен постоянно добавлять и идти дальше, и это также точка, где он проверяется по отношению к Б-гу во все времена – правильно ли он служит Всевышнему или нет. Когда он осторожен как полагается, тогда его душа сияет больше всего.

В дополнении стоит напомнить слова рабби Маггида из Межерич, которые он
сказал Алтеру Ребе перед его уходом из этого мира: благодаря старанию выполнять мицву гостеприимства он удостоится сына, как сказано в Псалмах: «как удостоиться сына – ]благодаря[ гостю»  – посредством мицвы гостеприимства.

Можно объяснить его слова тем, что гостеприимство связано с чувством собственного самоотречения (битуля), базируясь на котором хозяева впускают в свой дом другого человека, а также стараются и хлопочют для него. Рутина жизни хозяина вдруг становится вторичной по своей важности, а потребности гостей оказываются в центре внимания хозяев.

«Как удостоиться сына – [благодаря гостю]» – на иврите במה, посредством битуля, как сказано «а мы что?». Битуль – это вход, открываемый в душе человека по отношению к окружающим его, и размер входа зависит от степени битуля. Когда хозяева дома ставят на второстепенное место себя и свои дела ради другого еврея, это свидетельствует о их битуле перед другими евреями и перед Всевышним, и тогда они удостаиваются (благодаря их объединению, вызванному выполнением мицвы) того, что новая еврейская душа появляется в их доме.

Из книги «Ор Исраэль» Рава И. Гинзбурга

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.