И швырнул правду на землю

  Однажды Бааль-Шем-Тов сказал: принято говорить, что с правдой можно обойти всю землю. И он образно объяснил: имеется в виду, что когда некто приходит в одно место и высказывает там всю правду людям прямо в лицо, его просто никто не в состоянии принять и терпеть, и он вынужден уходить в другое место. И когда он появляется в другом месте и там тоже начинает выкладывать перед людьми свою правду, он снова вынужден сменить место пребывания, и таким образом он может обойти весь мир.

Решимат дварим 2, 33

«Для обитания создал»

Сказал рабби Симон: в тот час, когда Всевышний пришел сотворить первого человека, ангелы очень бурно отнеслись к этому событию, одним эта идея понравилась, а другим нет, как написано: «Милосердие и истина встретятся, правда и мир соединятся». Милосердие сказало: «сотвори» – ведь ему свойственно творить добро. Но истина сказала: «не твори, ведь он полон лжи». Справедливость сказала: «сотвори, ведь он занимается благотворительностью». Мир сказал: «не твори, он все время ссорится».

Что сделал Святой Благословенный? Взял правду и бросил ее на землю, как написано: «и швырнул правду на землю». Сказали ангелы Всевышнему: «Владыка мира, почему ты унизил свою печать? Подними правду с земли!», ведь написано: «истина произрастет из земли».

Итак, мы  можем сделать вывод на основе вышеизложенного, что есть два вида правды: земная и Небесная. Небесная правда не может терпеть этот мир, полный обманчивого пристрастия к злу. И поэтому она заранее старается препятствовать его появлению. Однако второй вид правды, произрастающей и поднимающейся из земли, не гнушается миром лжи и готов поселиться в нем, укрепляя его существование.

Как истинен Святой Благословенный, так истинна и его печать. Не вызывает сомнения, что у него не дай Б-г не могла бы появиться не по-настоящему истинная мысль. Многочисленные Армии Всевышнего – это сонмы сотворенных им ангелов – и они также истинны, однако непохожа правда Хозяина на правду его рабов. Прямо на глазах своих ангелов Творец берет свойство истины и «месит» его по своему желанию. Из этой истории можно понять, что правда ангелов частична.

Так как Творец желает этот мир и человека, созданного им, ясно, что истина находится и здесь тоже. «Ангельская» истина сбрасывается на землю против воли самих ангелов, и образом, который они не в силах понять, она дает Б-жественное существование и мощь уже возникающему Творению.

Ангелы не в состоянии понять скачок, каким образом истина перескакивает через все частичное и недолговечное, все лживое и эпизодическое в этом мире. Но когда ее швыряют на землю, они кричат, понимая, что если несмотря на их протесты этот мир все же был сотворен в действительности, в нем есть истина. Поэтому они тоже повелевают – поднимись истина с земли!

Бааль-Шем-Тов говорит, что качество истины многих людей похоже на «ангельское». Рассматривая все происходящее через призму чистой непорочной истины, они в результате приходят к воззрению, отрицающему нашу реальность.

Где бы они ни стремились осесть, всегда находятся те, кто нападает на них и прогоняет их из своей среды. Можно сказать – цадики страдают за грех своего поколения, которое их не достойно и не в состоянии их вытерпеть! Однако будучи сам великим цадиком Бааль-Шем-Тов утверждает, что местные жители поступают справедливо, прогоняя таких праведников.

«Как в воде отражается лицо, так и сердце человека отзывается в сердце другого»: из того факта, что наш мир не в состоянии терпеть правду, мы можем сделать вывод, что и она в свою очередь не может терпеть этот мир. В этом отношении она отвергается справедливо. Этот мир – место для тех, кто готов участвовать в выполнении желания нашего Святого Благословенного Отца и тем самым поднять истину с земли. Тот, кто хочет истину такой, какова она в ее первозданном виде – его место на Небесах среди ангелов, а не на земле. «Не для хаоса сотворил Он ее (землю), а чтобы обитали на ней»! Любое хорошее свойство, если оно не применимо для совершенствования мира и лишь способствует расшатыванию его основ – не должно иметь место.

«Моше – истина, и его Тора истинна». Поэтому он ставит свой Мишкан вне лагеря исраэлитов. Однако без постоянного участия своего брата Аhарона, любящего людей миротворца, всегда стремящегося к миру и братству с каждым евреем, — он не мог бы руководить народом.  Тот, у кого хорошо развито чувство миролюбия, нередко вынужден говорить «не совсем правду» – ради сохранения мира. Таким образом он удостаивается видеть: «как хорошо и приятно, когда братья сидят вместе!».

Подобным же образом и Машиах нуждается в том, чтобы Элияу а-Нави появился с ним вместе. Без его участия Геула не сможет осуществиться. Ведь Машиах «прийдет вернуть праведников к тшуве», качество истины, присущее ему, пронзает до самых глубин души.  Если даже к цадикам у него есть претензии, то как же он отнесется к грешникам?

Поэтому Элияу а-Нави предваряет его и делает подготовку к его приходу. Он пересчитывает заслуги Израиля и ищет для каждого оправдывающие его обстоятельства, и только после того, как все становятся праведниками, приходит праведный Машиах и  возвращает всем к еще более высокой тшуве. Рабби Нахман из Брецлава выражает следующую мысль о свойстве истины в одном из его известных рассказов:

Однажды царь сказал своему любимцу-министру, второму после него во всем государстве: я вижу на основе своих астрологических познаний, что все зерно, которое созреет в этом году, будет обладать свойством превращать каждого, кто будет им кормиться, в сумасшедшего, поэтому нам нужно срочно посоветоваться, как решить эту проблему. Любимец ответил, что им стоит заранее заготовить себе запасы зерна, чтобы не есть с того урожая.  Но царь заметил: в таком случае, поскольку  мы будем единственные не сумасшедшие, а весь мир будет сумасшедшим, то окажется наоборот, что сумасшедшие – это мы (а заготовить для всех невозможно)! Поэтому несомненно нам тоже придется есть с этого урожая.

Но однако нам необходимо сделать  на наших лбах отметку, во всяком случае напоминающую нам, что мы ненормальные. Чтобы когда я посмотрел на твой лоб, а ты посмотрел на мой, мы вспоминали, глядя на отметку, что мы сейчас сумасшедшие.

Если все стремятся сойти с ума, ни в коем случае не стоит оставаться единственным нормальным. Такое здравомыслие в сущности является бегством из реальности нашего мира. Поэтому правильней будет выбрать путь, который позволял бы участвовать вместе со всеми в сумасшествии. Но все же важно не забыть заранее позаботиться оставить себе какой-либо знак, напоминающий о том, что на самом деле является истиной в этом сумасшествии! Лучше быть обманщиком, знающим, что он собой представляет и озабоченным этим, чем быть «человеком истины», оторванным от всей реальности.

Из книги «Ор Исраэль» Рава И. Гинзбурга

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.