28-е Нисана и установление связи после 3-го Тамуза

Любавический Ребе – выдающийся лидер, на имя которого записаны несколько самых важных новшеств еврейского мира. В послевоенные годы, последовавшие вслед за страшным Холокостом, там, где другие видели опустошенную землю, Ребе видел огромную возможность. В то время, как руководители общин отдали свои силы восстановлению разрешенного и строительству нового в их общинах, Ребе направил все свои усилия на восстановление всего народа Израиля. Это была его «община», а глобус был его «двором». 3-е Тамуза является подходящим днем для вопроса: что мне говорит Любавический Ребе. Как я могу получить вдохновение от его образа в моей ежедневной жизни. В продолжении общего пути Ребе этот вопрос относится к каждому, даже если он и не определяет себя как хабадник.

Чтобы лучше понять, что Ребе хотел и чем он был движим, мы должны узнать его внутренний мир. На последующих станциях мы попытаемся исследовать основные моменты, которыми был движим Ребе, и в связи с этим попытаемся понять, что возложено на нас. Речь не идет о чисто теоретическом изучении, наша задача состоит в том, чтобы «прилепиться» к воодушевлению Ребе, наполниться его желанием и энергией, которые позволят нам продолжить его великую деятельность.

Ребе учит нас, что каждый еврей является посланником. Ему нельзя довольствоваться лишь исправлениям своих духовных качеств, и он должен служить духовным маяком для окружающих его. Это очень трудное требование, означающее, что человек никогда не имеет права почивать на лаврах. Это требование очень сильное, поскольку посланник черпает свои силы у посылающего его, и он не ограничен в видимых глазу материальных и духовных ресурсах.

В рамках предприятия посланничества Ребе инициировал известные мивцоим-компании: мивца тфилин, мивца субботних свечей, мивца еврейского воспитания и другие. Вершиной мивцоим является «мивца Машиах». На четвертой станции мы постараемся перечислить пять основных направлений «мешихистской» деятельности – которая отличается от обычной формы религиозной жизни, и осмеливается ожидать большего от народа Израиля, от Торы и от всех жителей планеты. Ребе возлагает на себя самую большую задачу — привести нас к времени Машиаха. Согласимся ли мы к нему присоединиться?Первая станцияЧто побудило Ребе?Кажется невозможным представить современный еврейский мир без образа Любавичского Ребе. Ребе спасся в последнюю минуту из горящей Европы, присоединился к своему тестю, Ребе Йосеф-Ицхаку из Любавич, и поселился в Соединенных Штатах. В то время большинство Адморов и раввинов того периода посвящали себя восстановлению общин и укреплению их стен. Ребе Раяц и его зять, Ребе, тоже начали реконструировать Хабад, но с гораздо большей и амбициозной целью. Они восприняли ужасный перелом как возможность продвинуть иудаизм еще на несколько шагов вперед, и хасидов Хабада превратили в солдатов операции по реабилитации еврейского мира. Ребе взял на себя ответственность за судьбу еврейского народа и всего мира. Нельзя сидеть сложа руки, даже заботясь о конкретном сообществе или секторе. Мир должен прийти к своему исправлению, и у каждого есть задача. Солдат в армии, школьный учитель, депутат Кнессета и банковский клерк — каждый является посланником Высшего Провидения и должен озарить на своем месте светом Торы и заповедей. Ребе предпринял революционные и неизвестные ранее мероприятия в еврейском мире — «операции» по распространению иудаизма. Привычный иудаизм изменил свое лицо и перешел от оборонительной тактики к наступательной. Тфилин, мезуза, семейная чистота, кашрут, шофар, сукка и лулав — это лишь некоторые из особых специальных мивцоим-«операций». В последние годы Ребе также начал «Операцию Машиах», возвестив: «Подготовьтесь к приходу Машиаха», неоднократно подчеркивая, что задача нашего поколения — «подготовка к приему нашего праведного Машиаха». Многие из «операций» стали общественным достоянием. Возложение тфилин или раздача субботних свечей является обычным явлением во многих секторах, и понятие «миссии» также распространилось на тех, кто не является явным «хабадником». Многие ученые и мыслители пытались обнаружить тайну Ребе и проследить его разностороннюю деятельность, но большинство из них, как правило, сосредоточивались на результатах — на «операциях», в домах Хабада по всему миру и на его широком влиянии. Но для того, чтобы познакомиться с Ребе, нельзя игнорировать его малоизвестный внутренний мир.

Мир Ребе наполнен до самых краев. Бесчисленные практические руководства, охватывающие всю повестку дня, бесконечная любовь к Израилю, которая выражалась в личном отношении к каждому, и прежде всего в его глубоких учениях. Огромный «урожай» глубоких, основательных и систематических статей по хасидизму. Беседы и итваадуйот-собрания, в которых он проложил новый путь в рассмотрении всех частей Торы и подробно разъяснял взгляд на текущие вопросы, а также его «Игрот кодеш» (Святые послания) — десятки тысяч писем, которые он отправил, включая взгляды на Тору, воззрения и руководство, по невообразимому разнообразию вопросов общественной и личной жизни. Способность Ребе проводить операции и менять еврейскую улицу проистекала из его глубокой связи с Торой и с Творцом. Прямое и искреннее отношение к Б-гу, глубокая вера в то, что Тора есть учение об истине и учение о жизни, породили у Ребе сильное стремление сделать мир местом, где мог бы обитать Б-г.

Подводя итог: Ребе изменил лицо еврейского мира, повсюду рассылая посланцев, и его влияние вышло за границы. Все это проистекало из его внутреннего мира — глубокая связь с Б-гом и безоговорочная вера в Тору и народ Израиля. Вторая станция Превратить весь мир в посланцев… Ребе выступил в роли мощного двигателя, мотивирующего всех вокруг себя двигаться вперед, подниматься на другую ступень и реализовывать больше талантов. Он не останавливался ни на минуту и старался максимально извлекать пользу из каждого человека, с которым вступал в контакт.На самом деле, Ребе считал, что добро всегда будет побеждать зло, мир движется к своему исправлению, и каждый играет важную роль в этом процессе. Даже самые далекие могут стать ближе, хотя бы на небольшой шаг; даже самые высокопоставленные и успешные люди могут и должны всегда прогрессировать. Важный раввин, бизнесмен, первоклассник или домохозяйка — каждый может и должен исполнить ту роль, ради которой он сюда послан. От Ребе можно было часто слышать высказывание мудрецов, которое является Алахой у Рамбама — «Пусть всегда человек видит себя наполовину праведным-невиновным и наполовину должником-виновным, а также весь мир наполовину праведным и наполовину виновным… сделал одну мицву – счастлив он от того, что склонил себя и весь мир в сторону заслуг» — каждый должен чувствовать, что его следующий поступок будет склонять чашу весов. Ребе верил в потенциал каждого, и эта вера заставляла его подталкивать все больше и больше, требовать от каждого прибавлять добра и никогда не довольствоваться тем, что есть. В духовности, учил Ребе, довольствоваться малым — наихудшая мера. Ребе однажды сказал о себе: «Я всегда радостный, но никогда не удовлетворен». Давайте не будем довольствоваться и удовлетворяться тем, что мы сделали сегодня. Даже если сегодня было лучше, чем вчера, завтра должно выглядеть совсем иначе. Даже если нам удалось записать на кошерное образование сотню детей, не забывайте, что в городе есть тысячи других детей, которые его еще не получили. Это все часть стремления исправить мир. Подводя итог: Ребе, веря в потенциал, который существует в каждом и каждой, служит мощным двигателем, который подталкивает всех двигаться вперед, меняться, освещать окружающую среду и никогда не останавливаться.

—————————————————————————————————-

Третья станция

Теперь мы!

Ребе подтолкнул вперед весь мир, и связь с его характером, безусловно, вызывает желание присоединиться к нему, но Ребе этим не довольствуется. 28-го Нисана 5751 года Ребе произнес речь, которую он сам назвал «известной речью». Ребе выразил глубокую скорбь о том, что, несмотря на все, что было сделано, Машиах не пришел, и с болью сказал, что хасиды не очень-то хотят, чтобы Машиах пришел, и настолько, что даже вопли «Доколе?!» они кричат, потому что Ребе приказал. Позже в беседе Ребе сказал, что свою часть он выполнил, и впредь «единственное, что я могу сделать, — передать дело вам: сделайте все, что можете… чтобы привести нашего праведного Машиаха прямо сейчас!».Чтобы пробудиться в мессианском импульсе Геулы, мы должны присоединиться с Ребе — усвоить его внутренний мир, изучить его учение и присоединиться к его действиям. Но самая глубокая связь с ним заключается не только в том, чтобы присоединиться к нему, но и в том, чтобы взять на себя ответственность за то, что было у него в крови сердца — «Операция Машиах».В беседе от 28-го Нисана Ребе, казалось, объявил об «освобождении арены» в пользу других игроков — нас. Теперь каждый из нас должен не полагаться на Ребе, а «поднять головы» и самим привести Машиаха.Подводя итог: в известной беседе Ребе сбросил бомбу — я сделал своё, теперь ответственность переходит на вас. Каждый должен думать о том, как привести Машиаха и Геулу, и делать для этого все возможное.

———————————————————————————————————————

Четвертая станция

Мессианские направления действия

Видение Ребе было мессианским, оно рассматривало исправление каждой детали как часть общей картины гораздо лучшего и более исправленного будущего. Когда Ребе говорит, что передает эту функцию нам, что он имеет в виду? Есть ли какие-то особые практические указания, которые Ребе продвигал как таковые, которые на практике «на столе» приносят Машиаха?При рассмотрении вопросов, интересовавших Ребе, можно выделить пять основных направлений «мессианской» деятельности:Спасение людей и страныОдним из дел, которым постоянно занимался Ребе, было сохранность целостности народа и земли. Он разговаривал с лидерами, отправлял посланников и письма и неоднократно предупреждал, что ни одна часть Земли Израиля не должна быть передана врагам. Он призвал командующих армией и лиц, принимающих решения, проявить твердость перед лицом арабского врага и вооружиться верой и уверенностью в праведности пути. Ребе также был полностью погружен в проблему еврейской идентичности. Он говорил от всего сердца, организовывал борьбу и протестовал против попыток скрыть четкое определение того, «кто является евреем».Спасение народа и земли особенно касается Машиаха. Мы не «просто» совершаем просветляющие действия, но имеем дело с самой реальностью и противостоим ей. Операция «Тфилин» не открывает выпуск новостей, а борьба за идентичность народа и целостность земли да… Приход Машиаха зависит от исправления самой реальности и улучшения ее.Укрепление верыРебе очень поощряет «принятие хороших решений» и укрепление в своих силах. Верующий еврей должен гордиться своей верой, тщательно соблюдать заповеди и не стыдиться этого. Несмотря на операции и выход в реальность, связь с Б-гом не должна ослабляться. Ребе всегда был очень бдительным и постоянно укреплял связь еврея с его Б-гом. Как бы ни были важны приближение ближнего и приветливое отношение, столь же важно настаивать на том, чтобы ничего не менялось, не должно быть даже небольшой неточности в поведении хасида.Точно так же, как приход Машиаха зависит от дополнительных действий каждого из нас, он также зависит от группы, которая будет вести себя безупречно и служить примером и образцом для подражания в еврейской жизни. Так сказал Ребе, что, когда накопится «критическая масса» «искр Машиаха», евреев, которые будут должным образом служить Б-гу, Машиах придет. Это поле деятельности с внутренней установкой, формированием «твердого ядра» богобоязненного общества.Возвращение к Б-гу из любви Спасение народа и страны – это «военное» действие, конфронтация и борьба ради победы. Укрепление соблюдающих Тору — это сбор круга «людей нашего мира». Но многим из нас чего-то все же не хватает. Тот, у кого пробуждается мессианский порыв, не довольствуется узким кругом своей общины, а заботится о состоянии всего народа. Следующее мессианское действие – это обращение ко всем частям народа с целью пробуждения к Б-гу из любви. Чтобы Геула наступила для всех нас, нужно сделать тшуву — вернуться с любовью к нашему Небесному Отцу.Одной из самых сложных проблем еврейского народа является ассимиляция. Только пробуждение самих далеких евреев и их приближение предотвратит проблему. Для этого мы должны любить всех евреев без каких-либо предварительных условий. Так даже самые далекие почувствуют, что они важны и желанны, и у них пробудится внутренняя точка и они вернутся к Б-гу из любви.Новая ТораПока что три сферы деятельности являются реакцией на реальность: есть проблемы, и нам нужно выйти и действовать. Но Машиах — это совершенно новая реальность, исправление мира, даже когда реальность в целом благоприятная. Поэтому, когда мы хотим достичь дней Машиаха, нам нужно нести в мир новый свет, которого мы не знали до сих пор. Еврейский мир построен на Торе, данной на горе Синай. Но Машиах откроет «новую Тору», гораздо более прекрасную, чем знакомая нам Тора, как говорят мудрецы: «Тора мира сего — суета перед Торой Машиаха». Цадики говорили, что учение Баал-Шем-Това — это «дегустация учения Машиаха». Новая Тора возрождает то, что «состарилось» в душе, пробуждает душу, дает ей смысл и надежду и связывает ее с будущей реальностью – днями Машиаха.Исправление мира в царстве ВсемогущегоНевозможно говорить о приходе Машиаха, не говоря обо всем человечестве. «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Б-га, чтобы служили Ему единодушно» . В мессианском видении народ Израиля должен быть «царством священников и святым народом» для всего мира. Более глубокое толкование состоит в том, что ненависть других народов к народу Израиля проистекает из того, что они не выполняют свою роль — быть «светом для других народов».В рамках исправления мира мы должны вложить всю свою энергию, чтобы рассказать всему человечеству о Творце мира и предназначении. Неевреи к этому готовы, Ребе сказал, что «Эйсав» уже готов к Геуле и нам следует только обратиться к нему, и дал указание научить их семи особым заповедям сыновей Ноаха. Кроме того, мы должны познакомить их со светом Торы, научить их вере в Б-га и предложить тем, кто достоин этого, присоединиться к еврейскому народу.Подводя итог: чтобы принести искупление Израилю и всему миру, нужно действовать в пяти основных направлениях: спасение людей и земли, внутреннее духовное укрепление, любовь к народу Израиля и возвращение к Б-гу, изучение и распространение «новой Торы Б-га» — учения хасидизма.

Адаптированный текст из главы: «Установление связи после Гимель Тамуз» из книги «Мелех бейофьё» рабби Ицхака Гинзбурга.

Перевод Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.