Вкус превосходного вина

 События, с которых начинается глава Трума, как бы представляют собой заголовок для всех последующих глав, до конца книги Шмот, описывающих построение Скинии Завета и ее оборудования. В этой главе есть два повеления: о принятии возношения-пожертвования и построении Скинии и ее принадлежностей.

На первый взгляд, второе повеление куда более важное, чем первое, кажущееся относительно второстепенным. Но при внимательном изучении строф вырисовывается иная картина. Вначале следует повеление: «И возьмите Мне возношение», а затем детально перечисляются все материалы, добровольно приносимые в Скинию: «золото, серебро и медь» и т.д., и только в конце есть повеление о постройке Скинии: «И постройте Мне Святилище, и Я буду обитать среди них». Но создается впечатление, что повеление о пожертвовании имеет самостоятельное значение. И неслучайно, что глава так и называется Трума. Итак, здесь есть два похожих повеления: «И возьмите Мне возношение» и «И постройте Мне Святилище».

 Бежать вверх

 Чтобы понять связь между этими двумя повелениями, обратимся к строфам из Зоара, цитируемым в Тании (в главе 47) на строфу: «И возьмите Мне возношение» – «Мне, то есть Меня». Как будто бы посредством приношения мы берем Всевышнего! Но что это значит?

Одним из наиболее важных понятий сокровенной Торы является понятие «бежит и возвращается» (рацо вешов) – фраза, взятая из описания ангелов в Маасе-Меркава (Б-жественной Колеснице) в пророчестве Йехезкеля: «И «животные» эти носятся туда и обратно». Это движение не только характерно для ангелов, называемых «святыми животными», но и имеет отношение к нашим людским душам. Оно подобно движению маятника, взад и вперед, взад и вперед – вначале устремляемся вверх, испытывая огромную жажду к высшему Источнику, от которого все исходит, к Святому Благословенному. А затем возвращаемся обратно, в наш нижний мир, и снова бежим вверх, и снова возвращаемся обратно, и так до бесконечности. Причем это колебание туда (рацо) и обратно (шов) является неизменным атрибутом нашей жизни, ее пульсом (подобно переменному току в электричестве).

Возношение для Скинии сопровождается движением души вверх – рацо. Само слово Трума происходит от леhарим, поднимать, как написано о принесении возношения: «каждый, жертвующий (буквально: поднимающий, меhарим) деньги» – человек, приносящий пожертвование, поднимает тем самым (в духовном смысле) вверх свою душу в полной преданности Б-гу. Ведь, давая деньги, мы как бы отдаем себя (зарабатывая деньги, мы вкладываем в работу часть своей жизненной энергии: «[Вкладывая силы] души приносит он хлеб свой [в семью]», поскольку деньги предназначены для поддержания нашей жизни). В нашей главе сказано: «От каждого человека, чье сердце пожертвует» – пожертвование сопровождается движением сердца, стремящегося к Всевышнему и страстно желающего приблизиться к Нему.

Направление рацо – стрелка указывает наверх, когда душа стремится буквально к бесконечности, к такому высокому уровню, которому невозможно дать определение или назвать его каким-либо именем, выше всех сотворенных миров, выше даже всех тех Имен, которыми называют Всевышнего – прямо к самой сущности Святого Благословенного! Это иллюстрация потрясающего высказывания из Зоара, что посредством трумы мы «берем» Всевышнего – душа стремится и поднимается буквально «до Б-га», испытывая глубокое чувство, что «нет никого, кроме Него» и «Б-г – это все, что есть».

 Вернуться вниз

Если позволить душе устремляться вверх к бесконечности, она просто исчезнет, ​​перестанет существовать, «растворившись» в верхнем Источнике, подобно капле, влившейся в большое море, или искре, упавшей в костер. Это действительно огромное наслаждение для души, но тут «на сцену выступает» сам Творец и разворачивает направление этого мощного порыва вниз, веля душе: вернись обратно! Как парадоксально говорит книга Йецира: «если твое сердце рвется вверх – вернись на место ]обратно[«. Этот душевный порыв играет очень важную роль, при условии, что он заранее содержит в себе возможность вернуться назад в нижнюю реальность, где наше место, и раскрыть здесь свое предназначение.

Цель всего Творения: чтобы «создать Ему Благословенному обитель в этом нижнем мире» (образно говоря, Всевышний до сих пор «ходит» бездомным в ожидании, когда мы, наконец, построим Ему Дом). И это второе повеление в этой главе: «И постройте Мне Святилище, и Я буду обитать среди них». Все огромные силы, вложенные в возношения, все страстное устремление сердца ввысь используйте сейчас для постройки из них Скинии Завета и ее принадлежностей, изготовьте все необходимое для того, чтобы через них и в них было явное Б-жественное Присутствие в нашем нижнем мире. На самом деле такое Б-жественное Присутствие в нижнем мире чудо еще более удивительное, чем стремление души вверх, к её Источнику. Потому что гораздо проще сделать битуль, отказавшись от всего ради Всевышнего (ведь кроме Него ничего вообще не существует – «рацо вверх»), чем находиться внизу, в этом мире, в Доме тридцать на десять локтей (размеры Скинии). И в нем прибывает Б-жественная Шхина, то есть в самой реальности мира чувствуется Присутствие Б-га. После того, как сердце устремляется вверх, ему велят спускаться вниз, показывая ему, что в нём самом и есть Присутствие Б-га: «и Я буду обитать среди них» – написано во множественном числе: «в каждом сыне и каждой дочери Израиля» (если бег вверх означает «Б-г есть всё», то спуск вниз подразумевает «всё есть Б-г «).

 Сердце и источник

 Рабби Нахман из Брацлава так объясняет секрет слова Мне (לי) в строфе «И постройте Мне (לי) Святилище»:

Знай, что есть два аспекта мудрости: верхняя и нижняя. Нижняя мудрость происходит от верхней, она черпает из нее и получает от нее. Подобно мудрецу и его ученику, поскольку аспектами верхней и нижней мудрости являются то, чему мудрец обучает ученика и ученик получает от учителя. Т.е. то, чему мудрец обучает своего ученика, является аспектом буквы йуд יו»ד, а то, что ученик получает от него, является аспектом нижней мудрости, это буква ламед למ»ד, называемая «летающая по воздуху башня». Поскольку сердце как бы витает в воздухе, слушая то, что говорит учитель и это помогает слушающему воспринимать. Ведь главное восприятие постигающего происходит через сердце, учитель должен сказать слова, которые «лягут» на сердце, а ученик должен «положить» их на сердце и вдуматься в то, что сказал учитель… И поэтому то, что ученик получает, является аспектом ламед למ»ד, «летающей по воздуху башней». Ламед от слова ломед (учится) – ученик учится у своего учителя.

Вывод: учитель и ученик, являющие собой аспекты верхней и нижней мудрости, это аспекты ламед и йуд.

(Ликутей Moharan, Tнина 91)

 Ученик – это сердце, стремящееся вверх, и намек на это виден в букве ламед, от слова лимуд, мудрецы говорят, что она «летающая по воздуху башня» – единственная буква, форма которой выглядит как стремящаяся вверх. Учитель подобен мозгу, функция которого заключается в спуске приобретенной им мудрости к ученику – в его сердце: чтобы услышанное вошло в сердце и осело там. Буква йуд, самая маленькая буква, всегда представляющая мудрость (хохму), намекает нам на самого учителя. Она похожа на точку, источник мудрости, «нечто» (ейш), происходящее из высшего «ничто» (аин). Правильное соединение между ламедом ученика и йудом учителя создает слово Мне (לי). Ученик и учитель представляют два вида мудрости:

  1. хохма татаа, (мудрость нижняя), исходной точкой которой является нижняя реальность и оттуда она поднимается вверх, это жажда-мудрость обучаемого,
  2. и хохма илаа, (мудрость высшая), спускающая духовный свет сверху вниз – это мудрость обучающего.

 В других местах рабби Нахман упоминает о «сердце» и «источнике»: «сердце мира» стремятся к своему Источнику, и Источник стремится к сердцу. «Сердце» – это ученик, устремляющийся с огромной жаждой к Источнику, а Источник – это учитель: «река вытекающая, источник мудрости», желающий в изобилии «вскармливать» своего ученика. Оказывается, не так-то просто наладить связь между ними … Но когда связь создается, то «сердце» и Источник соединяются, и между ламедом и йудом образуется «Мне» (לי).

Теперь вернемся к стихам, упоминаемым здесь: сначала упоминается возношение сердца, стремящегося вверх, это буква ламед ученика, хохма татаа, а затем строительство Скинии и проявлении Шхины в ней, буква йуд Учителя, хохма илаа, которой удается спуститься вниз и войти в сердце ученика. Из соединения ученика и учителя, объединения рацо с шов, образуется слово  לי , составная часть двух выражений: «И возьмите Мне возношение» ((рацо, где основным является ламед слова לי), «И постройте Мне Святилище», (шов, где главная роль принадлежит йуду, входящему внутрь ламед). Соединение двух לי образует основу слова חכלילי  из строфы: «красны будут очи от вина». Это слово аллегорически толковали мудрецы как: «каждый, попробовавший его (вина мудрости), говорил: ‘мне мне’ לי לי«. Когда сердце находит свой источник и страсть познания ученика утоляется благодаря его учителю, это подобно вкусу самого превосходного вина. Лехаим, лехаим!

Сумасшедший слон

 Согласно Каббале, каждому месяцу соответствует буква, отражающая его суть. Буква месяца Адар קו»ף (коф), это слово, имеющее также два значения: обезьяна и коф амахат. Отверстие в игле называют коф амахат. Есть неожиданное изречение мудрецов, «пришивающее» игольное ушко другому животному – слону. При обсуждении темы снов мудрецы говорят: «не показывают человеку [во сне] ничего, кроме того, что посещало его сердце в размышлениях». Следовательно, мне не снятся сны, полностью оторванные от моей жизни. И, мудрецы приводят пример того, что нам не может присниться: «слон, проходящий через игольное ушко».

 Здесь скрыт глубокий намек: слон является самым крупным животным на земле, не зря говорится в «Перек Шира«, что в песне слона: «как велики дела Твои, Б-г, очень глубоки Твои мысли» – ведь это огромное животное ведет себя тихо, с королевским достоинством, оно также является прекрасной иллюстрацией величия Творца и отзвуком Его нерасшифрованных глубин. Поэтому мудрецы указали на связь между слонами (פילים пилим) и (פלאים плаим) чудесами. В слове пэлэ (פלא чудо) очень выделяется буква алеф, которая символизирует удивительное единство Б-га. Алеф слова אלקים как бы скрывается за буквой бейт слова בראשית (брейшит). То есть символ сокрытого единства Творца расположен (в порядке следования букв) за видимой двойственностью Творения. Это иллюстрирует, как в слоне, при всей его приземленности, проявляется чудо алефа (как это даже чувствуется в английском слове elephant, слон).

Слон, проходящий в игольное ушко, символизирует создание мира: Бесконечный Творец создает ограниченное пространство, а затем проникает в него. Безграничный вошел в ограниченное. Этот образ позволяет нам избавиться от общепринятого воззрения, что Б-жественность возвышенна и абстрактна, и поэтому парит над реальностью и не заинтересована в «низменных» людях. Вход слона в игольное ушко означает, что трансцендентная Б-жественность действительно проникает даже в самые малые пространства нашей жизни (даже заинтересована в таких «низких обезьянах» как мы).

Далее. Выход слона с другой стороны игольного ушка выражает проявление Б-га в мире, обновление процесса творения из ничего в любой момент. Квантовая физика описывает, как субатомные частицы создаются и распадаются в каждый момент времени. Слон, выскакивающий из игольного ушка намекает, что это верно не только для микро-, но и для макро-реальности: вся реальность создается из «ничего» в каждый момент времени.

Хотя маловероятно, что нам просто так приснятся слоны, которые пролазят в угольное ушко, но тот, кто будет думать об этом весь день, несомненно, сможет увидеть их во сне. Ощущение невероятности увидеть такое явление во сне означает, что идея создания из ничего находится за пределами человеческого понимания. С другой стороны, возможность думать об этом днем, чтобы это нам приснилось в ночное время, означает, что человек может вполне представить себе подобное явление на минуту, или даже понять его полностью.

(Внимание: после прочтения данной статьи возможны странные сны …)

  Из листка «итхадшут» Рава Ицхака Гинзбурга,   месяц Адар, 5768 год

 Обработка Йосефа Пели.

 Перевод и редакция: Адасса и Шломо Кочубиевские.

 Этот и другие интересные материалы можно найти на сайте http://rabbiginsburgh.ru/

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.