Я сплю, но мое сердце бодрствует

Предыдущий Ребе рассказал следующую историю:

[1] Положение евреев было очень тяжелым как в моральном плане, так и в плане острого недостатка средств к существованию, вплоть до полного обнищания. Помещики издевались над ними, священники ложно обвиняли их в несуществующих грехах. Не было года, чтобы не страдали от этой клеветы и обвинений еврейские души, их тела и имущество.

Обычным явлением бывали случаи, когда помещики сдавали в аренду корчмы (или гостиницы) на дороге или в городе, и если у еврейского арендатора не было достаточной суммы денег для своевременной оплаты за аренду, помещик-самодур вел себя с ними так, словно они его собственность и издевался с ними так, как хотел. Когда материальное положение евреев резко ухудшилось, это подействовало на их духовное состояние в такой степени, что они словно оказались в состоянии глубокого сна или потери сознания.

И вот пришло время, когда должна была спуститься вниз высокая душа, чтобы вдохновить и поднять еврейский народ физически и духовно[2].

Как известно, если нужно пробудить человека от обморока, проверенным средством  является попытка позвать его по имени и это возымеет свое действие. Подобным образом, чтобы пробудить евреев из обморочного состояния и спячки, в которых они пребывали, в этот мир спустили душу нашего учителя Бааль-Шем-Това, чье личное имя Исраэль – имя всего нашего народа – и от этого они пробудились[3].

Решимат дварим 3, ст. 7

Родовые схватки

 спящаяВ каждом событии, наполненном горькими страданиями, испытываемыми евреями в течение всего долгого изгнания, мы видим снова и снова, каким образом сбывается «Это час бедствия для Яакова, и в нем же [кроется] его избавление»[4]. Когда происходит какое-либо тяжелое событие, мы вынуждены крепиться, пробуждая самые мощные и скрытые в нас силы, и благодаря этому к нам приходит спасение. В каждом человеке вынужденное противоборство с трудностями оттачивает и усиливает его личность, помогая реализовать дремлющий в нем до поры до времени потенциал.

Беда приходит не в наказание, она – предоставленная  нам возможность приблизиться и стать более преданными[5]. Когда Святой Благословенный и народ Израиля далеки друг от друга, к сожалению, иногда бывает необходимость в острых, даже травмирующих переживаниях с тем, чтобы вновь создать обновленную близость, но уже иного уровня.

Самое высшее спасение от невзгод – это приход высокой души цадика в
этот мир, такого праведника, в силах которого быть истинным лидером и буквально поднять народ на ноги. Оно является результатом обновленного союза между Б-гом и общностью душ Израиля, как плод, родившийся после продолжительного отдаления супругов друг от друга.

Так было в Египетском изгнании, основе всех галутов, в которым мы удостоились получить такого лидера, как Моше Рабейну, после многих лет горьких мучений и слез. Любое страдание (צרה) содержит в себе родовые схватки (צירי לידה) и также «ציר נאמן«[6] – верного посланника, стоящего между нами и Всевышним, не только дающего нам необходимые указания, но и спасающего нас по слову Его.
Так нам был послан Моше Рабейну, посредством которого была дана Тора народу Израиля и от света которого была уделено семидесяти старейшинам – общему руководству того поколения. Так нам был послан и Бааль-Шем-Тов, наряду с «шестьюдесятью героями» которых он зажег своим большим светом[7].

Неизвестное имя

Мы увидели, что страдания вызывают раскрытие скрытых сил души народа. Спасение не есть нечто внешнее, а с самого начала проблемы оно «стоит» в ожидании, что его будут искать и отзовутся на его свет. В хасидизме мы находим три примера, объясняющих три вида сокрытия:

  1. Есть такой вид сокрытия, который  подобен пламени тлеющих углей. Пламя находится внутри тлеющих углей, но оно почти не видно. Это сокрытие называется «сокрытием, которое явно присутствует в самой реальности». Поскольку это скрытое явление находится буквально на той грани, с которой его уже можно заметить извне. Для того чтобы пламя вновь разгорелось, достаточно  на него подуть и оно моментально разгорается, подобно открытому огню.
  2. Более глубоким сокрытием является огонь, скрытый в кремне. Он не находится фактически внутри самого камня, но лишь как бы присутствует там в скрытой потенциальной форме. Такое явление называется «сокрытие, которое не присутствует в самой реальности», и для того, чтобы обнаружить скрытый огонь, необходимо приложить большее усердие  – удар с силой.
  3. Еще более глубоким является сокрытие имени внутри сущности человека. «И как назовет человек каждое живое существо – таково имя его» – у каждого человека есть свое имя, которое является производным от его сути, и только на это имя он в действительности хочет отзываться, потому что только оно «высечено» прямо из основ корня души, называемого высшим мазалем.

Однако под сокрытием сущности очень тяжело обнаружить имя. Оно там находится в еще меньше степени, чем в камне из кремня. И действительно праведники сказали, что к родителям приходит дух святости в момент поиска имени младенца. В противном случае им бы никогда не удалось дать ребенку правильное имя.

Чем глубже горе, чем глубже проникает в душу удар, тем сильнее есть необходимость появления нового света, чтобы оживлять человека из более глубокого корня. Если удар несильный, достаточно небольшой тряски, чтобы помощь человеку встряхнуться и прийти в себя. Однако, если беда тяжелая – когда человек теряет сознание и вот-вот готов испустить дух – тогда нет другого средства, кроме как позвать его по имени. Только так удастся достигнуть тех глубин души, где находится  корень ее витальности – только оттуда можно достать жизненную росу и оживить ее.

В период пророков, накануне разрушения Храма – мы были  в состоянии дремоты – сна наяву. Тогда пророки пытались раздувать наши тлеющие угли и воспламенять своими назиданиями и словами утешения. В самый разгар длительного изгнания, в период Мордехая и Эстер, мы задремали и спали глубоким сном. В Мегилат Эстер написано «есть (ешно) один народ», слово ешно напоминает о сне шейна. Только после дерзкой встряски, которую произвел декрет Амана, требовавший «убивать, уничтожать и губить всех евреев», наша душа встряхнулась и вновь ожила.

В период окончания галута, когда тьма все больше усиливается, накануне рассвета, наши силы оставили нас и мы остались в обмороке лежать на земле. И тогда к нам был послан Бааль-Шем-Тов, общая душа всего Израиля,  когда его имя прозвучало в ушах всей нации, к ней вернулась ее душа и ожила, будто родилась заново.

Это значение понятия «позвать по имени», благодаря беде возвращается душа к месту своего зарождения, туда, где она еще не была – и оттуда она начинает свое возрождение.  Теперь она свежее, решительнее и больше подготовлена к новым трудностям.

Имя и суть

С периода Бааль-Шем-Това до наших дней прошло более двухсот лет, однако мы вновь обнаруживаем себя все в том же обморочном состоянии. В душе мы ощущаем, что те поколения, по сравнению с нашим, как свет в сравнении с тьмой. Если они были в обморочном состоянии, то мы словно пребывающие в коме.

Если в тот период мы были в тисках колодок, когда гои-злодеи устраивали нам пытки, то в наше время мы причиняем страдания сами себе, словно злокачественная болезнь свила себе гнездо в сердце нации, не дай Б-г, и оттуда она посылает метастазы, умертвляя еврейские мозги и сердце.

Есть предание, согласно которому выдающийся цадик рабби Айзик из Гомеля сказал накануне своего ухода из этого мира 157 лет назад, что мир рушится и нужен «новый порядок». Под понятием «порядок» он подразумевал порядок освещения хасидизма, начиная с Бааль-Шем-Това, Магида из Межерич и Алтер Ребе.

Рабби  Айзик понимал, что нам недостаточно того света, что освещал наш путь до сих пор. А усиление тьмы вокруг себя он расценивал как свидетельство того, что работа еще не закончилась. Сущностное имя, которое мы услышали из уст Бааль-Шем-Това,  должно быть произнесено громко и ясно и услышано нами вновь, а не как шепот на ухо упавшему в обморок.

Тех, кто немного знаком с хасидизмом, могут уловить, что хасидизм в целом, а деятельность Любавичского Ребе в частности, немало касаются именно сути происходящего. И это как отклик на насущную потребность нашего времени – времени Геулы. Ребе указывает нам путь как можно принадлежать к сущности, как открывать самого Творца Благословенного в каждом явлении, а не довольствоваться различными промежуточными ступенями.

Перевод А. Кочубиевская (Из готовящейся к печати книги о Бааль-Шем-Тове Рава И. Гинзбурга)


[1] См. Решимат дварим 4, ст. 17:

У хасидов принято считать, что для того, чтобы высокая душа спустилась вниз в тело, перед этим должно быть подлинное самоотверженное пробуждение душ. Перед спуском души Аризаля в наш мир было изгнание евреев из Испании, перед спуском души нашего учителя Бааль-Шем-Това были погромы Хмельницкого (1648-1649 годы).

[2] Об улучшении физического состояния, примечание Предыдущего Ребе:

Рассказывается, что Бааль-Шем-Тов старался очень самоотверженно выполнять заповедь выкупа пленных. Он много ездил в разные края для сбора пожертвований, помогающих аннулировать долги за аренду у помещиков, чтобы спасти еврея-арендатора и его семью
от смерти.

В книге Решимат дварим (4, ст. 52) приводится любопытное письмо из Херсонской коллекции уникальных документов:

С Б-жьей помощью

Я, нижеподписавшиеся, полагается с меня тысяча красных злотых господину Антону Старицки из села Тарнафка с условием, что он освободит всех пленных в этот день, указанный здесь. Через месяц устраню вышеупомянутый долг: тысячу красных – 1000 красных – в первый день Ваикра 5013 года…слово Исраэля сына… Элиэзера из Мэжибож.

[3] В другом месте этот пример приводится как пример раскрытия Бааль-Шем-Това от имени рабби Пинхаса из Кориц (см. Кетер Шем Тов, дополнения, знак 418).

[4] Ирмияу 30,7.

[5] См. р. И. Гинзбург «Леhиот им а-зман», объяснение беседы Ребе к главе Шмот.

[6] Мишлей 25,13.

[7] См. в «Нетив мицвотха», швил 1, от 13 (приведено во введении книги БэШТ, от 4).

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.