Очень важная заметка : Не будь чересчур святым

אמתЕще до того, как наш учитель Бааль-Шем-Тов стал широко известным праведником, он держал постоялый двор. Как-то раз гостил рабби Менахем-Нахум из Чернобыля у БеШТа. В то время молодой рабби Менахем-Нахум был проповедником, то есть ходил пешком из города в город, чтобы обличать сынов Израиля в их грехах и увещевать их.
Когда все сели за покрытый белоснежной скатертью субботний стол, гостя посадили во главе стола, а БеШТ с женой сели сбоку от него. БеШТ привечал и приближал его мягко говоря несколько необычно.
Во время трапезы Бааль-Шем-Тов вел себя довольно пренебрежительно к рабби Менахем-Нахуму и сбивал ему шляпу со стороны на сторону. Также и длинный кафтан его, жупице, из простой ткани и подбитый ватой (так как он был не из богатых, чтобы иметь шелковый кафтан), рабби Исраэль безжалостно дергал влево и вправо.
Рабанит, жена БеШТа, даже сделала замечание мужу: «Почему ты так относишься к нашему гостю!?» И ответил ей наш учитель: «Ты просто не знаешь что он такое! Он хочет забрать себе весь Ган эден (рай)!»
После этого он благословил рабби Менахем-Нахума, чтобы его сыновья и внуки носили шелковый жупице и ездили в золотой карете.
Решимот дварим 4, стр. 30
Ибо нет на земле такого праведника
Хотя рабби Менахем-Нахум из Чернобыля удостоился встретиться с Бааль-Шем-Товом, он был учеником преемника БеШТа рабби Дов-Бера, Магида из Межиричей. Он написал книгу, весьма значительную в хасидской мысли – «Маор эйнаим» («Видеть ясно»). Благословение БеШТа полностью сбылось, и от рабби Менахем-Нахума произошла династия известных праведников, которая продолжается и по сей день.
Какой недостаток нашел рабби Исраэль в этом цадике, который был таким праведным, что практически не имел отношения к этому миру, передвигался по нему пешком и одевался как простонародье? Это мы сможем понять, лишь познакомившись поближе с учением Бааль-Шем-Това:
Строфу из Теилим «Размышляя о путях своих, обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим» БеШТ толковал так: «Дело в том, что «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы [только] добро и не нагрешил бы». Имеется в виду, что невозможно, чтобы в том благодеянии, которое он творит, не было ни капли греха или личной заинтересованности. И если он делает чистое добро без примеси какого-либо зла, злое начало (йецер а-ра) провоцирует его. Однако если йецер а-ра видит, что у него тоже есть в этом своя доля, тогда он оставляет его в покое и уходит, и на этом заканчивается его провокация, и тогда человек уже может творить добро бескорыстно.
И написано: «Ам Исраэль – воры», так как нужно красть у йецер а-ра все имеющее отношение к мицвот. И об этом написано «размышляя о путях своих» — имеется в виду, что в начале каждой мицвы или чего-то святого я думал, как получить удовольствие в материальном, а потом «обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим», то есть «стопы», которые у меня привыкли делать то, что им заблагорассудится, я учусь направлять к добру и святости во имя Б-га».
Из этого поучения можно сделать два вывода: во-первых БеШТ хочет уберечь рабби Менахем-Нахума от опасности проявления гордыни, угрожающей ему на его пути. Тот, кто хочет «забрать себе весь Ган эден», йецер а-ра оставляет все свои дела в стороне и концентрирует на нем свои усилия, чтобы поймать его в свои сети.
С другой стороны тот, кто настолько чист, что у него нет никакого настоящего контакта с этим миром, находится в состоянии такого самозабвенного служения Всевышнему, что его невозможно подозревать в гордыне. Тогда что плохого в том, что он хочет «забрать себе весь Ган эден»?
Да, он хорошо знает себе цену, но он и на самом деле цадик, который лишь творит добро, не греша!
Однако, согласно БеШТу, не эту чистоту и праведность желает видеть в нас Творец. Если некто «настолько цадик», что он не живет в этом мире вообще, он похож на тех, чьи души пребывают в телах, абсолютно игнорируя всё вокруг (своего рода «аутизм»), как будто они все еще находятся перед Всевышним в верхних мирах и душа не спустилась в тело.
Не этого желает Б-г, спускающий души в тела для того, чтобы они извлекали свет из тьмы. Для того чтобы люди выстояли во всех кризисах и преодолели все препятствия, реально живя при этом в материальном теле .
Согласно этому, тот, кто чист и праведен, должен искать «трюки», которые помогут ему ощутить свою малость. Из этого вытекает вышеизложенное размышление, что нужно покопаться и в самом добре, чтобы найти в нем корысть и личные интересы . Объясняется в хасидизме, что в этой работе есть нечто от «козла, посылаемого в пустыню». Когда стремятся найти негативную часть в самом хорошем поступке – тогда йецер а-ра берет эту часть себе, оставляя все остальное человеку.
Обратим внимание на технику влияния Бааль-Шем-Това на рабби Менахем-Нахума, когда он тянет шляпу и его одеяние то в одну сторону, то в другую. У некоторых праведников есть замечательная способность воздействовать на духовное через материальное, буквально передвигая человека с одного духовного «места» на другое посредством какого-либо физического прикосновения или подталкивания.
Так БеШТ «играл» с ним в «игру в смирение», ни капли не заботясь о «лице» своем или о «лице» гостя, сталкивая его с образа совершенного цадика в этот мир, в котором много недостатков и несовершенства.

(Перевод Ш. и А. Кочубиевских из книги Р. И. Гинзбурга «Свет Израиля» 2 ,65)
Наши сайты: http://kabbala2all.ru/ http://living-kabbala.ru/ http://rabbiginsburgh.ru/

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.