Сменив одеяния и стиль речи

Press Preview Of Diamonds Exhibition At Buckingham Palace To Celebrate The Queen's Diamond JubileeПосле этого изменил свой подход, не особенно скрываясь, и ушел в другую общину, недалеко от Брод,  став там меламедом. И понравился там всем, так как был очень большим ученым и настолько великим мудрецом, что дела общины решались и завершались по его слову.

И когда ссорились между собой люди, то приходили к нему на суд. И оба, и выигравший, и проигравший всегда были довольны его решением, так как благодаря своей мудрости он находил верный подход к сердцу каждого, и обе стороны чувствовали от такого отношения большое облегчение.

А рабби  Гершон Китовер был председателем суда в Бродах,  его отец, рабби Авраам, у которого была тяжба и другие дела с одним из людей из общины, где жил Бааль-Шем-Тов, однажды приехал поговорить с этим человеком.

И сказал ему тот: есть тут у нас один меламед, большой мудрец, и он такой справедливый судья, что каждый раз, когда он выслушивает обе тяжущиеся стороны, они полностью соглашаются  с его постановлением, которое он замечательно объясняет. Давай пойдем к нему, чтобы закончить наш спор. А если нам это не удастся, то поедим в Броды.

Так они и решили сделать.

Как только рабби Авраам увидел Бааль-Шем-Това, он немедленно понял  благодаря  своему духу святости, что его дочь предназначена быть парой для БеШТа. А в те времена было принято у больших ученых, что когда к ним приходил подходящий гость, они вели продолжительные беседы, обмениваясь высказываниями тех или иных мудрецов на разные темы. И пересказал ему БеШТ простое толкование Рамбама на одну тему с большим остроумием.  И еще привел ему несколько толкований, и потянулась его душа за ним, и привязался он к его душе.

А затем обе стороны уладили свои конфликт с помощью БеШТа, и хотя у них было много претензий друг к другу вследствие многих конфликтов, он выносил им каждый час новое постановление, которое было чистой правдой. И это привело рабби Эфраима в большой восторг, и он очень полюбил его.

А между тем ему стало известно, что БеШТ не женат и ему нужна жена, а у него была разведенная дочь[1]. И подошел к нему в момент, когда никто их не видел, и сказал: я слышал, что вашей чести нужна жена. Может быть, Вам подойдет моя дочь?

И ответил ему:

хорошо, но поскольку в этой общине многие из уважаемых людей желают породниться со мной, я вынужден скрыть от них это, чтобы никто не узнал. Так как я не посмею им об этом сказать после того, как они всегда творили мне добро и хотели найти мне пару. А если узнают, то я лишусь парнасы. И если таково желание вашей чести, то напишем условия брачного соглашения в добрый час без свидетелей.

И это я хочу от Вас – чтобы Вы сделали шидух со мной, а не с моей Торой и моей мудростью. Так как я ни в коем случае не хочу, чтобы Вы превозносили мои достоинства, а просто напишите «наш учитель Исраэль, сын нашего учителя Элиэзера».

И поскольку он привязался к БеШТу всей душой, то согласился со всеми его условиями, и написали они в добрый час тнаим просто так – без названия места, и никто об этом не узнал.

И случилось так, что по дороге домой заболел рабби Авраам и умер. И сообщили об этом его сыну, жившему в Бродах, рабби Гершону Китоверу. И приехав   к отцу оплакивать его по закону Торы, он получил все документы, что нашли у отца, а среди них нашел тнаим, в которых говорится о сватовстве его дочери – она сестра Гершона – с каким-то человеком по имени Исраэль.

И был очень удивлен, что его отец, человек известный, сделал шидух с кем-то, кто ниже его рангом, и также неизвестно ни место, ни фамилия жениха. И рассказал об этом своей сестре, и ответила:  поскольку мой отец счел его подходящим,  нет ни малейшего смысла в этом сомневаться.

БеШТ подождал какое-то время, а затем сказал своим хозяевам: пойду, вернусь на свое место. И стали говорить его сердцу, и подарили ему приданное и дары, и остался там еще на некоторое время, но больше не обращался к ним, так как не это было его намерением.

И уехал оттуда и остановился возле города Броды, и поспешил он нарядиться в короткий полушубок с широким поясом, какой обычно носят далеко не самые благочестивые люди. И принял вид  грубого человека,  сменив также и стиль речи. И пошел в Броды в дом рабби Гершона. Войдя туда, он застал рабби Гершона в тот момент, когда тот рассматривал дела двух сидящих перед ним людей.

И встал БеШТ на входе, и решил  рабби Гершон, что он нищий и достал прута (мелкую монету), чтобы дать ему. И сказал: мне нужно с вами переговорить наедине. И пошел с ним в одну из комнат и показал ему тнаим, и сказал: дай жену мою.

И когда увидел раввин этого мужа и его речи, то очень испугался и поразился его внешнему виду, что это сделал покойный отец? И позвал сестру и рассказал ей о происшедшем.

Села она и сказала ему: после того, что наш отец это сделал, не о чем  размышлять, несомненно это от Б-га, и возможно получится… И так и сделали, установив дату свадьбы.

Перед свадебной церемонией сказал БеШТ, что он хочет поговорить с невестой еще до хупы, как сказано у наших мудрецов: «человеку нельзя освящать женщину, если он ее не видел». И беседовал с ней втайне от всех, и открыл ей всю правду, как и что есть. И взял с нее клятву, что она не скажет ничего из того, что знает, даже спустя много лет, и даже если она будет в большой бедности – и приняла она все с готовностью.

Шевхей а-БеШТ, см. 47

Сменив одеяние и речь

В этой истории, как и в других случаях в его жизни, меняет Бааль-Шем-Тов ловко и мастерски различные одежды и играет несколько ролей. В Учении БеШТа, переданном нам через его ученика Яакова-Йосефа из Полонного, объясняется, что это похоже на происходящее Наверху. Всевышний также «меняет одеяния и стиль речи» в руководстве миром. Он говорит с нами из различных жизненных ситуаций, посредством многих образов. Умение играть и маскироваться характерно для наклонности души, называемой малхут (власть, лидерство)[2].  У малхута есть потребность управлять и влиять на того, кто ниже уровнем, и поэтому к нему необходимо спуститься, говорить с ним на его языке и показаться ему в том виде,  который он в состоянии воспринять . Вот почему внутренним свойством малхута является смирение. Даже самый уважаемый царь знает, что он должен отложить свой престиж в сторону ради государства, и быть в состоянии быстро и легко перескочить со своего места на место своего народа.

И это мы встречаем у царя Давида, главное выражение малхута в народе Израиля: «И я еще больше унижу себя, и стану еще ничтожнее в глазах своих, а пред рабынями, о которых ты говорила, — пред ними я буду славен». И опять обнаруживается у него талант игры: «Песнь Давида, когда он притворялся перед  Авимелехом, и тот прогнал его, и он ушел»[3].

Любящий менять свои одеяния обладает  интересным свойством – даже самый удачный наряд не является для него чем-то, что он постоянно одевает. Это свойство характерно для БеШТа, пришедшего в этот мир, чтобы осветить его сущностным светом, который выше любого известного ограниченного раскрытия. Приверженному сути и сущности Благословенного Б-га малое и большое представляются в его глазах одинаково важными. В этом смысле одеваться и вести себя как судья и учитель, означает облекаться в одеяния, не являющиеся абсолютно естественными.

Еще одно соображение в пользу смены одеяний – создаваемое впечатление – когда границы и определения между различными личностями размываются, и расстояние между ними делается менее заметным. В книге Тания написано, что сыны Израиля – это буквально одна сущность, и этому осознанию мешают лишь тела – разделяющие их. Любавический Ребе объясняет[4], что в понятие «тела» входит также личное представление о себе, преходящее от эго человека, а не со стороны его души.

Поэтому, для того чтобы усилить любовь между сынами Исраэля, БеШТ совершает поступок, ломающий барьеры, отделяющие  облик судьи от облика простого крестьянина. И благодаря этому у присутствующих  появляется осознание равенства, корень которого в самой сути иудаизма и он – подлинная основа обоих образов.

Интересно, что из этой истории, кроме того факта, что БеШТ менял свой внешний вид с судьи на простого сельского жителя, мы узнаем, что он был судьей и одевался как ученый мудрец еще до своего раскрытия, и эта новость неожиданная.

Поэтому воздается впечатление, что на самом деле здесь главное не смена облика, а возврат к подлинному оригинальному образу, который желал самому себе Бааль-Шем-Тов. Если быть судьей означает быть человеком представительным (бааль цура) – важность и статус, то быть простым евреем означает отсутствие всего этого (нотель цура).

БеШТ мог быстро переходить с одного состояния на другое: «пошет цура веловеш цура»: будучи судьей он облекался в один образ, а когда не нуждался в этом, он «снимал» его с себя. И тогда возвращался к сущностному образу простого еврея, некий прозрачный облик, на который можно «надевать» (как маски) разного рода «я».

Согласно вышесказанному принимает просьба-требование Бааль-Шем-Това большой смысл: сделайте шидух со мной – не с моей Торой и моей мудростью,  ведь есть постановление в Шулхан арухе: «принято для освящения [использовать обручальное ] кольцо без камня» (во время хупы), чтобы невеста не отвлекла свое внимание с ценности самого кольца на ценность камня, прикрепленного к ней.

Согласно Алахе, минимальная стоимость обручального кольца  должна быть не меньше «прута» (сегодня это 20 аготот). Невеста думает, что она выигрывает  больше, чем стоимость обручального кольца, однако БеШТ намекает здесь, что на самом деле его простота стоит больше, чем его мудрость и ученость.  Если вы помолвитесь с моей Торой и моей мудростью, вы не помолвитесь действительно со мной самим.

  р. Ицхак Гинзбург

Автор готовящейся к печати 2-го тома «Факела перед рассветом»  

Перевод: А. Кочубиевская


[1] Можно сказать, что женитьба БеШТа именно на разведенной является примером преимущества в сравнении с первым браком. Объясняется, что когда развод необходим, тогда это мицва, ведь в этом есть что-то от Исхода из Египта. Женщина, прошедшая процедуру развода (гет), освобождается от власти того, кто на самом деле не ее истинная пара, и становится свободной, чтобы встретить того, с тем она сможет сделать настоящий тикун. Так было и с кнесет Исраэль (всей общиной), которая вышла из египетского гнета, чтобы стать (образно говоря) женой Благословенного Б-га.

В задачу БеШТа входило освободить души Израиля, подняв их на новый уровень, несравнимый с предыдущим. И в самом деле, также как и его жене, от идущих его дорогой требуется прежде всего развестись со всеми предыдущими путями, а затем пройти период «(как) шла ты за Мною по пустыне» до тех пор, пока не удостоятся раскрытия нового света.

[2] Точнее, способность быть «пошет цура веловеш цура» происходит от хохма, мудрости, точки абстрактного разума, одевающей разум в различные «одеяния». Однако чтобы в действительности это воспроизвести и реализовывать различные одеяния, необходимо обладать свойством отсутствия собственного самомнения, характерным именно малхуту («отец создает дочь»), что указывает на внутреннюю связь между хохма (отцом) и малхут (дочерью). На языке Каббалы: «хохма в начале, хохма в конце», ведь малхут тоже имеет отношение к сущности хохма, но она является лишь нижней мудростью.

[3] Авимелех – правитель филистимлян. В книге Шмуэль 1 (21:11-15) рассказывается, как Давид, спасаясь от преследования Шауля, бежал в город Гат. Когда филистимляне опознали в нем Давида, сражавшегося против них, они хотели его убить. Давид притворился безумцем, и Ахиш (Авимелех) прогнал его. В честь этого чудесного спасения Давид и составил данную песнь (Раши). — Прим. переводчика.

[4] Ребе называет это представление «я души», поскольку также как тело представляет собой образ, ограничивающий и отделяющий одного еврея от другого, так и в нефеш (душе) и даже в нешама (более высокий уровень души) есть образы, ограничивающие и отделяющие.

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.