Доставлять удовольствие

unnamedРебе Раяц рассказывает:
До своего раскрытия Бааль-Шем-Тов имел обыкновение посещать вместе со своими друзьями скрытыми праведниками города и деревни, где он ободрял и укреплял простых евреев в служении Б-гу.
В те дни воспоминания о жутких погромах Хмельницкого были еще очень свежи, и поблизости от скитаний Бааль-Шем-Това не было семьи, которая не могла бы рассказать свою историю в те дни, истории ужаса и страха перед тем, что она пережила, и жертвы, которые она принесла.
Среди проповедников (магидов), которые те дни бродили с места на место, чтобы проповедовать обществу мораль, как это принято в сообществах израильских с незапамятных времен, существовало два типа:
А. Магиды, которые говорили о вере и уповании в Б-га, преданности Торе и освящении Имени Всевышнего, цитировали слова мудрецов о великой силе евреев в этом. Своими словами они вдохновляли в слушателей глубокое чувство веры в Благословенного Творца и поощряли их и укрепляли их дух.
Б. Магиды, которые упрекают и приводят в отчаяние свою аудиторию, и стараются пугать их как можно больше. Они пространно говорили о наказаниях за преступления, и в словах своих поучений изображали Благословенного Творца как ревнивого и мстительного, который сурово наказывает за все грехи и беззакония, маленькие и большие.
Случалось, что в своей речи они произносили проклятия, что пошлет на них Всевышний всевозможные бедствия (не дай Б-г), их слова понижали моральный дух слушателей.
Рассказчики, как правило, были Б-гобоязненными мудрецами и, безусловно, думали, что это пойдет на пользу евреям, чтобы они улучшали свои поступки, но они не всегда находили правильные слова Таким образом, в соответствии с указанным стилем, установилось в головах простых сыновей и дочерей Израиля, что Святой Благословенный Творец — милостивый и жалостливый, добрый и делающий всем добро — является (не дай Б-г) причиняющим страдания и мстительным.
В какой-то степени повлияла на это сама природа обличающего проповедника. Магид, который был от природы добродушным и сострадательным, также выражал самые острые выражения морали с мягкостью и состраданием. Но когда сам рассказчик был по своей природе суровым и жестким человеком, он выражал этику морали очень резко, горько и с сильным негодованием, когда каждое слово оскорбляло и обжигало. Его голос гремел и угрожал, вызывая только ужас и страх.
В то время, как уже упоминалось, Бааль-Шем-Тов посещал города и селения вместе со своими друзьями, они беседовали с простыми евреями и укрепляли в них веру и уверенность.
Были местечки, где большинство жителей были простыми евреями — ремесленниками и земледельцами, и все же были преданными и набожными евреями. Они усердно работали всю неделю, молились в миньяне три раза в день и под утро произносили все псалмы. В субботу все псалмы произносили дважды в миньяне утром и днем после полудня, и время от времени кто-то из них произносил стих из Торы или мишну из трактата Авот.
Бааль-Шем-Тов получал большое удовольствие от этих простых евреев, их бесхитростных и искренних молитв, произнесения Псалмов и их красивой и чистой семейной жизни.
В тот период Бааль-Шем-Тов одевался как простой ремесленник, и ходил в своей знаменитой шубе среди этих евреев. Он любил встречаться с их маленькими детьми, мальчиками и девочками и учил их говорить: «Шма Исраэль» («Слушай Израиль»), «Моде ани» («Благодарю Тебя»), «Тора Цива» («Тору завещал»), «беядха афкид рухи» («вручаю Тебе я душу свою»), и все это сопровождалось добрым взглядом наставника и руководителя воспитателей. В один летний день Бааль-Шем-Тов прибыл в одно местечко, провел там несколько дней, слушая глубокие вздохи евреев местечка о их суровых условиях существования. Это было самое жаркое лето, которое серьезно повредило их зерновые поля и огороды, и было действительно большое сострадание ко всему местечку.
Бааль-Шем-Тов уже собирался покинуть городок, но великое сострадание к его жителям тронуло его сердце. Он решил пригласить некоторых своих друзей, скрытых праведников, чтобы вместе с ними пробудить милость небес к местечку.
На следующий день прибыли в город некоторые из скрытых праведников, и вместе они сделали пидъйон нефеш (духовное действие, которое освобождает человека от наказания или блокировки) весь город. Они помолились, и Всевышний, жаждущий молитвы праведников и выполняющий их просьбы, откликнулся на их молитвы.
Небо затянулось тучами, и дождь стал падать на поля и огороды. Городок наполнился великой радостью, лица жителей светились от счастья, выражая огромную благодарность Живущему вечно, спасение которого незамедлительно.
Тем временем люди приходили с полей и рассказывали о чудесах Творца, что благословенные дожди буквально воскрешают ростки из земли. В городе царили радость и веселье — мужчины и женщины, старики, юноши, и дети рассказывали друг другу о чудесах и об ощущаемой ими милости Б-га, посылавшего своего доброго посланника — благословенные дожди.
В четверг вечером главы и избранные члены сообщества решили, что в следующую субботу они устроят «Большую субботу». Три раза они скажут в ту субботу Псалмы в синагоге, а в третий раз – в отличие от двух первых — обязательно все должны будут присутствовать. И они также решили, что из-за великой милости, которую Святой Благословенный сделал им, они приготовят для «трех трапез» сладкую выпечку, чтобы поделиться с детьми и рассказать им о милосердии Б-га.
Когда они увидели Бааль-Шем-Тов и его товарищи скрытые праведники, как все благодарят Творца, и, когда они услышали объявление о следующей субботе, они очень обрадовались. И остались в городе, чтобы увидеть там великую радость и освящение небес.
И вот, в пятницу на заре приехал в город один проповедник. Сразу же по прибытии он пошел к председателю сообщества, прося у него разрешения на следующий день выступить с проповедью перед аудиторией. Согласно рекомендательным письмам, которые были в его руках, он был особенно преуспевающим проповедником, и ему было достаточно нескольких минут проповеди, чтобы вся аудитория залилась слезами. О нем было сказано, что его проповеди делали баалей тшува.
Председатель сообщества был простым евреем, но в то же время Б-гобоязненным. Он отнесся к магиду почтительно и сказал ему, что эта суббота была установлена для них как благодарственная суббота и что в подходящее время для его проповеди уже установили дополнительное чтение Псалмов.
Когда магид услышал его слова, он стал поносить председателя сообщества за то, что он позорит Святую Тору и не чтит должным образом такого мудреца, как он. «Как Вы можете отвечать такому мудрецу, как я, что у вас нет свободного времени, чтобы услышать мою проповедь? У вас есть время поспать и съесть пирожков, но у вас нет времени слышать моральные проповеди?! Геенна огненная будет слишком мала для вас! » И добавил целый град резких проклятий на голову председателю и горожанам.
Председатель сообщества, который был потрясен и испуган, попросил у проповедника прощения и попросил его пойти с ним к раввину, чтобы поговорить с ним о подходящем времени слушания его проповеди.
Магид сказал председателю сообщества, что согласно правилам, когда магид приезжает в город, он должен подойти к председателю сообщества, чтобы запросить разрешение, но он не обязан идти к раввину города. Обычно магид ждет, пока раввин не отправит ему уважаемого посланника, чтобы пригласить его, а такой великий мудрец, как он, ждет, пока раввин не придет в нему сам.
Председатель сообщества подошел к раввину и рассказал ему все происходящее. Раввин, будучи смиренным и скромным, ответил, что несомненно нужно уважать нашу святую Тору и достоинство великого мудреца, особенно такого мудрого, как этот магид, который в моральных проповедях самоотверженно очищает многих, и он выразил готовность с большой радостью самому пойти к магиду.
Магид остановился на ночлег у служки Бейт Мидраша. По пути в городок магид решил, что, поскольку в городке ему нужно найти подходящего человека, который мог бы сказать ему, с кем ему связаться, чтобы тот выполнил для него различные поручения, лучшим местом было бы остаться у служки, а дальше будет видно.
Когда раввин и председатель сообщества прибыли к магиду, он успокоился. И сразу же начался разговор на темы Торы между раввином и ним, и раввин понял, что магид действительно великий ученый. Председатель сообщества стоял в стороне и почтительно слушал, хотя и много не понимал.
В конце концов, они установили время проповеди после «трех трапез», до времени Псалмов, которые предшествовали вечерней молитве.
Раввин пригласил магида к нему на утреннюю трапезу, и во время трапезы они остро и тонко обменивались между собой словами Торы в талмудической полемике. Сразу же стало известно, что, в городке появился великий и праведный гений, который очищает многих, кто произнесет проповедь в субботу после «трех трапез» в Большом Бейт Мидраше, и все должны прийти.
Женщины местечка придерживались особых указаний, касающихся этой благодарственной субботы, и со своей стороны добавили еще одну традицию — вместо одной свечи, которую зажигали каждую субботу в Бейт Мидраше, в честь этой субботы была добавлена еще одна свеча, так что все было освещено необычно празднично.
Великая радость, которая пришла в эту субботу от зажигания свечей, субботнего ужина и различных песнопений, произнесения Псалмов под утро, субботних молитв и благословений «Мишеберех», дополнительных Псалмов, раздача сладкого выпечки для детей и рассказы о милосердии Б-га, — произвела большое впечатление. Бааль-Шем-Тов и его друзья скрытые праведники были очень счастливы от такого великого освящения небес и были довольны, что остались в городе.
Когда пришло время для проповеди магида, все жители местечка собрались Бейт Мидраше. Магид поднялся на сцену и начал со слов в Мишне Авот : «Бедствия семи видов постигают мир за семь различных проступков». Он перевел эти слова на разговорный идиш, так что все поняли и громко зарыдали.
Магид говорил громко, сухо и раздраженно, порицая аудиторию за то, что они не обеспокоены должным образом, и Б-г накажет их — сначала голодом — будет нанесен ущерб зерну на полях, а затем Святой Благословенный накажет их дома.
Вся община разразилась горькими слезами. Мужчины и женщины, старики и молодые лили горькие слезы из глаз. Магид продолжал утверждать в своей проповеди, что Б-г накажет также кровью, сначала их детей, а затем родителей, которые будут (не дай Б-г) вдовами и сиротами Б-га, как это было (не про нас будь сказано) при погромах Хмельницкого. Услышав эти вещи, крик страданий разразились у всех собравшихся, многие упали в обморок, и шум все больше нарастал с каждой минутой.
Тем временем Бааль-Шем-Тов вошел в Бейт Мидраш, и, увидев плач, крики и узнав о всем, что сказал магид, его сердце глубоко тронулось горем жителей местечка. Бааль-Шем-Тов вскочил на один из столов и громко обратился к магиду:
Рабби в Мидраше написано , что Святой Благословенный «как будто» велел Моше Рабейну упрекать его. Почему вы говорите моральные слова жителям местечка за то, что они не служат Создателю Благословенному так преданно? Упрекайте «как будто» Всемогущего за то, что он не жалел своих сыновей и свое наследство! И теперь, когда Он действительно пожалел их и послал им благословенные дожди — его сыновья будут преданно служить!
«Амен!» Разразилась вся аудитория. И тут же сказали Каддиш Дерабанан: и стали произносить Псалмы с большой радостью.
Ликутей дибурим 11, 15-21.
перевод Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.