«Быть братьям вместе»

17-е Ияра 5780 года
Запись для Лаг Ба-Омера — Москва (английский)
Резюмирование уроков раввина Ицхака Гинзбурга
Шалом всем друзьям, прежде всего в России-Москве и во всем мире.
Мы готовимся к очень важному и особенному дню в еврейском календаре — Лаг ба-Омер — это день празднования годовщины одного из величайших праведников нашего народа, рабби Шимона Бар Йохая, которого коротко называют Рашби. Он похоронен в Мироне, и каждый год туда приходят и празднуют, разжигают костры, поют и танцуют в его честь.
В традиции, особенно хасидизма, рабби Шимона Бар Йохая среди всех праведников называют «радостным рабби» — он радостен и хочет, чтобы мы были веселы, и он учит нас прежде всего тому, что посредством радости освобождаются от всех бед в нашей жизни и достигают истинного и полного искупления для народа Израиля и всего мира. Конечно, это также означает, что, благодаря ему у нас тоже будет полное выздоровление — для тех, кто нуждается в полном выздоровлении — чтобы все стали здоровыми и сильными, чтобы еще через две недели получить Тору. Сегодня мы также получаем Тору – «Лаг» — это буквы «Галь», «Галь Эйнай веабита нифлаот миТоротеха» — «Открой глаза мои, я буду созерцать чудеса в учении Твоем». «Это день, когда мы получаем внутреннее измерение, внутреннюю душу Торы, и через две недели мы получим общую / внешнюю Тору, душа вместе с телом Торы — чтобы у нас была полная Тора, душа и тело. 613 заповедей со всеми деталями, которые мы должны выполнять на практике.
Зоар учит нас тому, что, когда рабби Шимон Бар Йохай – герой празднования Лаг ба-Омера — хотел спустить с небес благословение миру, народу Израиля и всему миру, он просто открыл уста, раскрывая тайны Торы, Каббалы, хасидизма своего времени. Только рассказывая тайны Торы, он мог спускать с небес все необходимые благословения, особенно дожди. Много раз в истории случалась засуха, и великие праведники поколения молились и постились — все постились и молились — и Творец посылал дождь.
Этот день, Лаг ба-Омер, упоминается намеком в недельной главе Бехукотай, которую читают на этой неделе: это 33-я глава в Торе. В первом стихе «Если по установлениям Моим будете вы поступать» есть 33 буквы, а слова «Если по установлениям Моим» («אם בחקתי») равняется треугольнику 33. Тут есть три разных явления, которые связывают это начало главы – которая читается в неделю Лаг ба-Омера — с числом 33.
Что там написано? «Если по установлениям Моим будете вы поступать, то дам Я вам дожди вовремя». Это первое благословение Торы, знак того, что это благословение включает в себя все наши потребности в этом мире — чтобы мы могли радостно служить Б-гу, это конечная цель. Снова, написано: «И дам Я тебе дожди вовремя». Во времена Рашби не было дождя, и Зоар рассказывает, что рабби Шимон открыл свои уста и истолковал стих: «Вот как хорошо и приятно быть братьям вместе». «Это стих в начале 133 главы книги Псалмов. Хасиды также поют с ним много разных мелодий — очень известный стих. Сосуд, который мы должны создать, чтобы получить все благословения – сосуд для всех благословений, которые Всевышний изливает на нас, все благословения — это дождь, — это «Вот как хорошо и приятно быть братьям вместе». То есть, мы должны достичь единства — любви к народу Израиля и единства Израиля. Мы должны все стать одним целым, работать вместе ради Машиаха.
В этом стихе много глубоких вещей. Первое «Вот как хорошо, как приятно» ровно в точности по гиматрии «дождь», число 7 в треугольнике. Написано, что когда придет Машиах, свет Солнца будет сильнее в 343 раза… Солнечный свет тоже называется гешем (то есть, дождь, материя). Все откровения и благословения, которые Б-г дает нам благодаря хождению по законам Торы, усиленному изучению Торы (как мудрецы комментируют «Если по установлениям Моим будете вы поступать», «что вы будете трудиться над Торой»), включены в благословение дождя.
Часть 2.
Это стих в короткой главе Псалма, в которой всего шесть стихов, третий из которых «Как роса Хермона» и является аналогией для благословения, «Ибо там заповедовал Б-г благословение — жизнь навеки». «Тал Хермон» — символ благословения, «Ибо там заповедовал Б-г благословение — жизнь навеки», — символ вечной жизни – равен в точности тому же числу, 343, то есть, 7 в треугольнике, как в начале Псалма.
«Вместе» также означает что-то дополнительное — еще душа или жизнь. Как в браке — когда между супругами возникает связь, между ними появляется третий партнер, это множественность «также». Существует также множественность в «быть братьям вместе» — если все евреи сидят вместе, в единстве открывается Б-г. Нужно братство среди всех евреев, всех братьев, но комментаторы говорят, что большей частью это относится к некоторым братьям. Первое и главное выражение — между братьями Моше и Аароном. Остальная часть стиха говорит об Аароне, а также относится к Моше Рабейну. Два брата — вместе с третьей — сестрой Мирьям — вывели нас из Египта и подарили нам Тору. Особенно Моше Рабейну, но Аарон — первосвященник, и вода — как дождь – которую они пили, была из колодца Мирьям, благодаря Мирьям, третьей сестре. Это начало их братства.
Во всяком случае, объясняется, что здесь есть частная ссылка на двух братьев Моше и Аарона. В этой гиматрии, есть еще одна прекрасная вещь: когда вы берете «Вот как хорошо и как приятно быть братьям вместе» («הנה מה טוב ומה נעים שבת אחים גם יחד») — весь стих равен 1169 — и присоединяем Моше-Аарон (601) получаем 1770, треугольники אחים (братья, 59). Сложение всех чисел от 1 до 59 — это ровно 1770, стих и братья, о которых в нем говорится, это Моше и Аарон.
Здесь есть еще одно очень важное братство. Некоторые комментаторы объясняют, что имеются в виду два последних сына наших праматери Леи и праотца Яакова, — Иссахар и Звулун. Их единство очень актуально. Звулун много работал, у него было «чувство» — инстинкт – связываться с материальностью — физическим миром. Он земной тип. В мире нужны небесные и земные души, и наиболее очевидным примером этого во всей Торе являются Иссахар и Звулун. Иссахар — ешиботник, который учится и не работает, потому что у него есть братство, соглашение со своим младшим братом Звулун, который выходит работать. Он также мудрец, также изучает и регулярно занимается Торой, но он усердно работает — преодолевает большие расстояния, добираясь до Перу и привозя алмазы из Южной Америки (Северная Америка тоже нормально …) И поддерживает Иссахара. Существует договор между двумя понятиями «что хорошо, а что приятно» — между добром и приятным существует соотношение, как между мужчиной и женщиной, как объясняется в Каббале. Мужчина влияет, а женщина получает. В контексте с Иссахара и Звулуна, каждый из них как влияет, так и получает. В физическом мире более молодой Звулун является влияющим, и Иссахар получающим. В духовном отношении влияет Иссахар– он учит Торе, и не только своего младшего брата Звулуна, но и весь народ Израиля, он рассчитывает еврейский календарь, двести мудрецов Синедриона происходят из Иссахара — а Звулун — получает. Это пример «Вот как хорошо, и как приятно быть (шевет) братьям вместе». Слово «шевет» также образует слово «Шабат».
Итак, прежде всего, говорят о Моше и Аароне, а также относятся к Иссахару и Звулуну. Если пойти еще глубже, можно подумать о большем количестве братьев — они есть во всех поколениях, и нужно подумать о типах братства, о которых говорится в Торе. Первая пара в Торе не очень хорошо ужилась между собой — Каин и Авель. Каин убил своего брата Авеля. Это убийство должно быть исправлено. Все изгнания, все негативные явления в нашей жизни — народы и детали — начинаются с первого греха Первых Братьев, от Каина, убившего Авеля. Спустя 130 лет у Адама родился сын, который родился вместо Авеля, — есть еще один шанс, что Авель вернется, и есть еще один шанс стать хорошими братьями. Что-то еще не сработало, даже в последующих поколениях существует их разногласие — между Моше и Корахом — и у каждого поколения есть «повторение» этих первых, неудачных братских отношений. Затем есть другие известные братья, возможно, самые известные во всей Торе, чьи отношения также не сложились — Яаков и Эйсав.
Когда придет Машиах, нужно исправить братство, которое не удалось — между Каином и Авелем, между Яаковом и Эйсавом. Относительно Геулы в наше время, Любавичский Ребе говорит, что Эйсав уже готов к исправлению, ожидая нас. Эйсав — цивилизация, особенно культура запада — наука, университет, бизнес. Эйсав ждет, чтобы исправить свое братство с Яаковом. Этот стих автоматически принадлежит братству Яакова и Эйсава, а также первому братству Каина и Авеля. Каин и Авель обладают противоположными духовными энергиями — Каин это гвура, а Авель — хесед. Они не уживаются вместе, но, когда придет Машиах, они должны ужиться. Им нужно научиться налаживать отношения, и не просто задним числом, а уживаться изначально — с пониманием того, что каждый из них дополняет другого. Таким образом можно достичь истинного чувства любви (эмоциональной) и братства (естественного) между братьями, которые произошли из одной матери. Если речь идет о Каине и Авеле — мать — это Хава. Если это Яаков и Эйсав, то мать — Ривка.
Это первая учеба у Рашби, посвященная Лаг ба-Омеру, о том, что нам нужно исправить наши братские чувства — и это основа и сосуд, чтобы спустить в мир все благословения, весь дождь, на мир. Если мы удостоимся, Машиах появится на облаке. Если он появляется на облаке, каков образ его прибытия? Это похоже на дождь, дождь из облака. Чтобы мы удостоились очень-очень скоро этого дождя, дождя Машиаха, спускающегося из облака в небе, и он будет выращивать плоды на земле, в нашей реальности, добре, мире, спасении и сладостях для евреев и всех.
Перевод с иврита А. Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Возрождение души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.