31-е день Омера

Тиферет hода
Ореол величия
После того, как мы поняли, насколько важно признавать место ближнего (хесед hода) и ограничивать наше Я (гвура hода), мы подходим к тиферету hода – величию и особой красоте, присущим сфире hод. Тиферет и hод – это очень близкие понятия, практически синонимы (как мы видели в описании hода тиферета), и все же между ними есть различие: тиферет – это сама красота, а hод подобен сияющей оболочке вокруг, тому, что сейчас называется ореолом.
Написано в Торе, что после того, как Моше Рабейну спустился с горы Синай, он удостоился того, что его лик стал излучать свет: «Лицо его стало светиться» . Не сказано, что его облик был прекрасен, а что лицо в буквальном смысле сияло, и подобное же рассказывается в книге Зоар о рабби Шимоне Бар Йохайе, – что его лицо светилось перед смертью. Моше Рабейну и рабби Шимон – единственные, исключительные в своем роде праведники, но даже в наше время мы можем встретить людей, лица которых светятся.
Величие скромности
Этого величественного свечения удостаиваются исправившие в себе качество hода, глубокого признания того, что выше нашего обычного восприятия, признания, основанного на смирении, внутренней скромности и уважении к каждому человеку. Таким был Моше Рабейну, о котором сказано: «Скромнейший из всех людей, что на Земле» .
Когда мы придерживаемся такого поведения, мы «притягиваем» к себе сияющее великолепие, которое подобно венцу у нас на голове. Именно самые скромные люди удостаиваются самого яркого величия и сами удивляются, обнаружив, что их окружает величественный ореол, как это случилось с Моше Рабейну: «А Моше не знал, что лицо его стало светиться»8.
Практическое упражнение:
Встречали ли Вы когда-либо человека, лицо которого «светится»? Разумеется, встречали, просто попытайтесь вспомнить. Это необязательно должен быть некто известный, – наоборот, более вероятно, что это был человек простой и скромный. Чему мы можем научиться у этих людей?

17-е Ияра
32-е день Омера
Нецах hода
Проигрывать Б-гу
Сфира hод, среди прочего, является «парой» сфиры нецах. Если сфира нецах воплощает стремление победить и достичь успеха, то сфира hод связана с умением признавать поражение. Они подобны двум чашам весов или двум ногам человеческого тела, которые действуют в абсолютном согласовании: нужно не только уметь выигрывать, но и уметь проигрывать, и необходимо научиться находить равновесие между ними.
Существование нецаха в hоде означает, что существует такой вид поражения, которое, в сущности, является победой. Другими словами, иногда проигравший – это и есть настоящий победитель. Когда это бывает? В наших отношениях со Святым Благословенным. Необходимо фундаментальное понимание того, что мы готовы «проиграть» Б-гу. Причина в том, что часто наше естественное желание не является ясным и зрелым, и может идти вразрез с волей Всевышнего (и, следовательно, быть вредным для нас). Быть всегда готовыми «проиграть» Б-гу означает согласиться изменить наше естественное желание и привести его в соответствие с Его волей. Об этом сказано в Пиркей Авот: «Подчини свое желание Его воле» .
Такое «поражение» – это на самом деле победа, нецах hода. Почему? Когда наша воля соединяется с волей Творца, она, в сущности, соединяется со своим собственным высшим корнем, получая колоссальную, бесконечную мощь для успешного изменения реальности. Поэтому после «Подчини свое желание Его воле» заканчивает Мишна в Пиркей Авот: «Чтобы Он подчинил твоей воле желания других». Тот, кто проигрывает Б-гу, на самом деле побеждает.
Практическое упражнение:
Иногда мы слишком упорно стоим на своем. Мы уверены, в том, что точно знаем, как должно быть, и все должно следовать согласно нашему пониманию. А теперь давайте постараемся немного расслабиться и понять, что не все зависит от нас. Можно и проигрывать, и лучше всего – проигрывать Всевышнему.

18-е Ияра
33-е день Омера
hод hода
Искра Б-га в человеке
Лаг ба-Омер – hод hода – это сама сущность сфиры hод, проявляющаяся в простой целомудренной вере. В то, что понятно и хорошо постигаемо нашим разумом, нет необходимости верить – мы просто «видим» это с помощью собственного разума. Однако существует нечто большее, чем интеллект, более высокий уровень, который наш разум вообще не в состоянии постичь, и в это мы верим. Таково наше отношение к Святому Благословенному: нам, несомненно, заповедовано познавать Б-га, постигая Его все больше и больше с помощью разума, но есть уровень, который выше любого нашего восприятия и постижения. Сам Творец непостижим для разума (ведь Он и изобрел этот разум…), поэтому мы просто верим в Него, и это происходит благодаря признанию сфиры hод.
Бааль-Шем-Тов учил, что так же, как мы искренне верим в Б-га, мы должны верить в каждого еврея. То есть каждый еврей является как бы единственным сыном Святого Благословенного: «Сыны вы Ãвайе, Б-гу вашему» , и, подобно тому, как в душе сына есть часть отца, так и в душе каждого еврея есть часть Святого Благословенного, «буквально часть Б-га Свыше» , как искра огня от большого костра Лаг ба-Омера. Поэтому hод hода включает в себя не только веру в Б-га, но и веру в Его любимых сыновей, в каждого еврея, кем бы он ни был.
Сегодня праздник Лаг ба-Омер, и мы радуемся вместе с рабби Шимоном Бар Йохайем, которого вспоминают в этот день, день его ухода из этого мира. Часто радость Лаг ба-Омера «захватывает» больше всего как раз простых евреев, которые «загораются», подобно костру Лаг ба-Омера. Причина в том, что тайное учение Каббалы рабби Шимона раскрывает силу простой веры, стоящей над и за пределами любого разума.
Практическое упражнение:
Нам трудно вскочить и танцевать вокруг костра с пением «Бар Йохай нимшахта ашреха» («Бар Йохай, счастлив ты, что призван»)? Это «неприлично» для таких мудрецов, как мы? Если так, то нам срочно необходима «инфузия» простой веры в Святого Благословенного, что выше всех премудростей. Пошли танцевать!

19-е Ияра
34-е день Омера
Йесод hода
Умей благодарить
Одной из наиболее важных первичных основ, необходимых для улучшения качеств души, является выражение признательности: не будь неблагодарным, умей сказать спасибо. Открывая глаза утром, мы говорим: «Благодарю Тебя», и в продолжение всего дня после этого мы должны помнить, что нужно благодарить, говорить спасибо Всевышнему и каждому, кто делает нам добро. Ничто не является само собой разумеющимся, и на самом деле ничего не полагается нам просто так.
Выражение признательности является также основой любых хороших отношений между людьми, ключом к установлению настоящего контакта с ближним. Тот, кто не умеет благодарить, остается замкнутым в себе человеком, который как будто бы не нуждается ни в ком другом. А тот, кто благодарен и говорит спасибо, открывает другому свою душу и может прийти к установлению внутренней связи при заключении союза (например, в браке). Это и есть сочетание йесода с hодом, поскольку способность устанавливать связь и заключать союз относится к сфире йесод.
Эхо благодарности
Взаимная коммуникация и заключение союза приносят свои плоды (такие, как ребенок, рожденный благодаря браку). Когда мы благодарим другого от всего сердца, а не просто на словах, осуществляется сказанное: «Слова, выходящие из сердца, входят в сердце и оказывают надлежащее воздействие» : произнесение благодарности находит верный отклик (подобный эху) в сердце другого (hэд – «эхо, отклик» – пишется так же, как и hод), и возникшая коммуникация приносит свои плоды. Перед нами еще одно значение слова hод – от hэд. Взаимная благодарность звучит, подобно эху, еще и еще раз.
Практическое упражнение:
Всегда ли мы помним, что нужно поблагодарить? Даже за самое небольшое одолжение, даже если оно кажется само собой разумеющимся, – никогда не забывайте говорить «спасибо». Это также является важнейшим «приемом» в налаживании счастливых супружеских отношений.

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.