Осторожно, озорники!

1_waНепослушный ребенок приносит в нашу жизнь не только большие проблемы, но и большие надежды. Статья на дни «непослушания», השובבי»ם ימי — период, когда занимаются исправлением непослушания

Какого ребенка Вы бы предпочли: «непослушного» или «хорошего»? Как правило, родители и педагоги выбирают в пользу «хорошего» — воспитанного и вежливого, который делает все, что ему говорят и оправдывает все ожидания взрослых. Действительно, кому нужны проблемы, связанные с проказами озорника?
Однако, настоящий воспитатель видит в озорном ребенке не только вызов его самолюбию, но и скрытую под маской непослушания особенную Душу. Одна остроумная хасидская пословица гласит: «если не вредит, то и не принесет пользы» — то есть тот, кто не создавал проблем в детстве — не сможет принести и большую пользу, когда вырастет…

«Дни непослушных»
Мы вступаем в период, известный, как «Дни непослушных». В алахической литературе приводится традиция поститься и делать тшуву в дни, когда мы читаем главы из книги Шмот: Шмот, Ваэра, Бо, Бешалах, Итро и Мишпатим, первые буквы названий которых складываются в слово שובבי»ם — «непослушные». В более поздний период знатоки Каббалы во главе с Аризалем придали дополнительную силу этому обычаю, увидев и объяснив скрытые в нем глубокие тайны.
На самом деле, в наше время возможностей соблюдать посты становится все меньше, как указывают мудрецы Хасидизма, начиная с Бааль-Шем-Това, так как, несмотря на то, что Тора вечна и неизменна, существуют отдельные указания для каждого поколения, связанные с особенностями тела и души. Как говорил Алтер Ребе, Адмор а-Закен: «Тот, кому вредно много поститься из-за опасности заболеть или ослабнуть, не должен увеличивать количество постов». В нашем поколении советуют заменить их, давая больше пожертвования (цдаки), так как деньги — это жизнь, и, отдавая их, как бы отдаешь часть себя, что приравнивается к посту.
Более того, Любавический Ребе утверждал, что в источниках Хасидизма Хабад не упоминается обычай поста в дни Шовавим, и даже само слово «Шовавим», так как основная работа по исправлению посредством поста уже закончилась в предыдущих поколениях. Тем не менее, у многих принято отмечать эти дни и усиливать в этот период молитвы и добавлять чтение Теhилим (что хорошо в любое время).

Негативное непослушание
В этом контексте слово «непослушание» имеет отрицательный смысл. То есть, когда мы говорим о точном смысле этого слова на иврите, надо руководствоваться не разговорным значением, а обратиться к первоисточнику. Выясняется, что понятие шовав в Танахе упоминается в негативном смысле, например: «И пошел непослушный по пути сердца своего», «Вернитесь непослушные дети», — «непослушный», упомянутый в Танахе, не только устраивает фокусы, но и восстает против любого ярма и дисциплины.
«Дни непослушных» посвящены исправлению грехов и тшуве (תשובה) в негативном аспекте непослушания (שובבות). В частности, речь идет о грехе, называемом пгам а-брит (нарушение святого завета – разврат и кровосмешение) — то есть неправильном сексуальном влечении, начиная с оскверняющих душу размышлений об этом, через блуждающий, беззастенчивый взгляд, и вплоть до физических действий, приводящих к греху. Тяжесть этого греха в том, что мы «теряем» некоторые стороны нашей личности. Но выясняется, что у этого греха есть возможность исправления, как мы видим в недельных главах, читаемых в «Дни непослушных». Там рассказывается, что народ Израиля пребывал в рабстве в Египте, именуемом «срамное место земли», где он в буквальном смысле был «потерян» — но вышел оттуда «с великим богатством» и высвободил все «искры святости», пребывавшие в плену.
[Хотя грех пгам а-брит в обычном понимании имеет отношение к мужчинам больше, чем к женщинам, но в более широком смысле женщины ему также подвержены. Поскольку завет (брит) — это правильное и истинное установление связи, то когда женщина не соблюдает завет верности одному единственному мужчине, она «рассеивается» в мыслях, словах и действиях, нанося ущерб своей части завета.]
В любом случае важно подчеркнуть, что главная рекомендация во всем, имеющем отношение к греху пгам а-брит, — это просто не иметь с ним никакого дела, так как направление внимания на эти вещи побуждает погружаться в них, что приводит к унынию и отчаянию, не дай Б-г. Основное исправление состоит в том, чтобы отвлечь свои мысли от этого и посвятить время занятиям внутренней частью Торы, возвращающей душу к самобытному совершенству, которое теряется из-за пгам а-брит.

Хватит непослушания
В чем заключается исправление негативного непослушания?
На первый взгляд кажется, что исправление в том, чтобы просто отдалиться в противоположном направлении. Если до сих пор ты был непослушным и мятежным, с этого момента и дальше надо вернуться на правильный путь, принять ярмо и стать дисциплинированным «хорошим мальчиком». Хотя в каждом ребенке есть что-то озорное, ты наконец должен преодолеть себя и осознать, что такая пресловутая свобода не является целью. Есть Суд и есть Судья, есть истина и справедливость, и пришло время научиться владеть собой и управлять всеми своими действиями в соответствии с тем, что нужно делать, а не с тем, что хочется и что соблазняет тебя.
Что касается возвращения к Всевышнему (тшува в сегодняшнем понимании этого выражения) — многие евреи живут в течение долгих лет в «непослушании»: «Я буду делать все, что придет мне в голову, и никто мне не указ!» Почему я должен ломать себя из-за непонятной мне традиции предков? Но вот приходит день — и наш повзрослевший озорник вдруг открывает для себя, что эта древняя Тора, которую дедушка изучал в ешиве, эти заповеди, которые самоотверженно исполняла бабушка — не устаревший музейный экспонат, а вечное «Учение жизни», «Истинная Тора», в каждой букве которой сокрыта глубокая мудрость. И тогда он хватается за голову и начинает понимать, что до сих пор жил в мире безумства, ведя себя как идиот, поскольку это давало ему воображаемое ощущение свободы и удовольствий, но в сущности оказалось пустотой и суетой.

Хорошие непослушные
Но мы еще не коснулись того, как достичь подлинного исправления. Ведь понятно, что именно в озорном ребенке скрыт особый потенциал. Его энергия и сообразительность — ценный ресурс, который просто нуждаются в направляющей руке. Должно ли возвращение к Б-гу (тшува) полностью подавить непослушание? Превратить всех нас в послушных роботов — без полета, без искры смелости и порыва? К сожалению, такое представление о тшуве действительно существует, но пришло время отказаться от него. Пришло время понять, что все непослушные призваны быть «хорошими непослушными», превратить само непослушание в дерзание святости!
Когда мы разберемся в этом, то увидим, что и в Танахе непослушание не полностью негативно. Так, в словах «Вернитесь (שׁוּבוּ), непослушные дети (שֹׁובָבִים), излечу необузданность вашу » слово «вернитесь» исправляет слово «непослушание» даже лингвистически. Слова «непослушный» и «вернитесь» происходят от одного корня шин-вав-бет, употребляемого, как правило, в положительном смысле. Тшува возвращает непослушного (התשובה משיבה את השובב), излечивает его душу (ארפה משובתיכם) и превращает его из плохого в хорошего.
Что это означает? Человек, чья внутренняя сущность — проказы, не должен пытаться упрятать под замок всю эту мощь, которая не дает ему покоя. Непослушный — сообразителен и проворен, он обладает такими качествами, как мужество и смелость, и теперь он должен направить их все к святости: «Будь храбрым как тигр…исполняя волю Отца Небесного». Надо использовать свои силы и таланты, чтобы вооружившись мудростью и пониманием, направить их на служение Торе. Основа основ иудаизма — это принятие на себя ярма Небес (и отказ от служения считается в хасидизме корнем корня скверны (тумъы). Поэтому, когда человек решает вернуться к вере, немного смирив свою гордыню, он обнаруживает, что это ярмо даже может быть в кайф, и в рамках Торы и заповедей есть широкое поле для творческой деятельности, личной инициативы, приправленной остротой озорства. Так, например, Любавический Ребе посоветовал вернувшемуся к вере человеку по имени Нимрод не менять свое имя. Несмотря на то, что Нимрод Танаха (его имя в буквальном переводе означает «взбунтуемся») — отрицательный персонаж, «непослушный» бунтарь, восставший против Властелина мира, Ребе посоветовал парню использовать силу бунтарства в созидательных целях, чтобы бросать вызов ложным общепринятым нормам этого мира.
Позитивное непослушание одаряет человека свободой мысли, проворством, творческой активностью и практическими способностями — всем тем, что нам необходимо, как воздух, в работе по исправлению израильского общества. Только дух позитивного непослушания может помочь нам избавиться от пут чужеродного истеблишмента, от нечистых клипот-оболочек, в которые мы себя облекли, и приведет нас к созданию подлинной и желанной «Малхут Исраэль». Требуются «святые непослушные», те, кто может «перевернуть мир», и превратить всех нас в настоящих баалей тшува. Необходимо подчеркнуть, что позитивные «непослушные» должны действовать, до конца осознавая свои обязательства перед обществом и ту взаимную поруку, которую они осмелились возложить на свои плечи (שכם). Намек на это: равенство гиматрий слов «непослушные» (שובבים) и «Шхем» (שכם). Шхем – это город, где особенно проявилась взаимная порука народа Израиля, и где находится место захоронения праведника Иосефа, который хранил завет, был образцом храбрости, мечтал и воплощал мечты, и как никто другой заботился обо всех.
В «Дни непослушных» пожелаем, чтобы все непослушные смогли вернуться к вере, сделать тшуву из любви, и чтобы использовали силу непослушания, привнося в мир свежий, волнующий душу, дух обновления.
И на десерт: красивое равенство гиматрий: שובבים») בנים («שובו = (ביאת המשיח) («Вернитесь непослушные дети» (שובו בנים שובבים) = приход Машиаха (ביאת המשיח)).

Рав И. Гинзбург
Редакция перевода Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.