Седьмое Адара ‒ Повторение нашей истории

imagesCAMZUPELКак душа может перевоплотиться и остаться в живых? Моше Рабейну умер седьмого Адара, но он возвращается в каждом поколении и продолжает свою миссию, чтобы привести нас к Геуле.

 Господа! В самом ли деле история повторяется? Нет никаких сомнений, что на протяжении многих поколений бывают схожие ситуации и повторяющиеся модели, и, если мы будем тщательно искать, то найдем подходящую параллель ‒ «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем»[1]. Поэтому так важно учиться на уроках прошлого, как сказано: «Помни дни древности»[2].

Но относительно самих наших душ, на первый взгляд, ясно: мы не были раньше в этом мире. Были подобные нам люди, преуспевающие более или менее, но моя личность, мое сознание уникальны – и так думает каждый человек из когда-либо ходивших по земле.

Это особенно видно на примере выдающихся личностей, вспыхивающих в небе истории, как сверкающие кометы, которые невозможно «воспроизвести» вновь. «Все права сохраняются». Так, например, в отношении Моше Рабейну: с момента его кончины, седьмого Адара несколько тысяч лет назад, не было и не будет похожего на него, как свидетельствует Тора: «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше»[3], и похожую мысль выразил Рамбам, рабби Моше Бен Маймон: «От Моше до Моше не было никого, подобного Моше». Также известно, что за исключением самого Моше Рабейну, во всем Танахе нет никакого другого персонажа по имени Моше; это верно и в отношении имен других праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова.

Другими словами, кажется, что преемственность и повторение существуют на общем уровне (выражаясь языком Ãлахи, «община не умирает»[4]), но индивидуумы все время меняются, и каждый должен быть уникален. «Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки»[5].

 Новое-старое поколение

 И тут на сцену выступает мудрость Каббалы и расшатывает эти постулаты. Есть явления, повторяющиеся не только в обществе, в «макро», но и в деталях, «микро»; есть понятие реинкарнации. Как вся Каббала, так и эта сфера достигла пика в откровениях Аризаля, описавшего подробно и в деталях реинкарнации душ, от начала сотворения мира вплоть до последних лет его жизни. Аризаль перечисляет целые сложные «династии» душ – образы из Торы, что превращаются в иные образы в эпоху пророков, затем в периоды Танаим и Амораим, а затем воплощаются в персонажах более поздних периодов. Причем воплощение может быть очень сложным: определенная часть души, искра из нее или ее корень воплощаются в другую душу частичным образом или в течение ограниченного времени… В этом учении есть множество сложных деталей.

И вот, личность, которая перевоплощается больше других ‒ это именно Моше Рабейну. Так объясняется в книге Зоар[6] стих из Коэлет, приведенный ранее: «Поколение уходит, и поколение приходит» ‒ поколение уходит, и то же поколение приходит вновь ‒ здесь имеется в виду особенно Моше Рабейну, который перевоплощается и приходит снова в каждом поколении. И сразу за стихом «Поколение уходит, и поколение приходит» сказано: «И восходит солнце, и заходит солнце» ‒ солнце, что взошло сегодня, это то же солнце, что зашло вчера. Так и то поколение, что зашло, вновь возвращается и сияет заново. Многие мудрецы-рационалисты видят в книге Коэлет подтверждение своим мыслям, поскольку ее автор сомневается в продолжении жизни души после смерти тела («Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух животных нисходит ли вниз, в землю?»[7]). Но оказывается, что именно Коэлет, маскирующийся под рационалиста-скептика, намекает на тайну перевоплощения. Итак, «что было, то и будет» («מה שהיה הוא») – в этом есть каббалистический намек: первые буквы фразы образуют имя Моше. Но что имеется в виду?

 Перевоплощение воплощений

 Во-первых, нужно прояснить, что вопрос о реинкарнации душ является наглядным примером каббалистических концепций, которые могут быть использованы в рамках дешевого популярного «грошового мистицизма» для масс – широкое поле деятельности для «каббалистов» в кавычках, которые берут деньги и не дают квитанции … Основная опасность в связи с этим ‒ искаженное восприятие личности и ответственности: моя судьба заранее предопределена, и я не ответственен за действия и их последствия, так как на самом деле «я ‒ это не я».

Поэтому важно уравновесить ошибочное впечатление для того, чтобы правильно понимать контекст Каббалы. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Аризаль был полностью верен рамкам еврейского Закона, будучи крайне Б-гобоязненным и святым евреем. Чтобы понять это, достаточно прочитать суровые предупреждения, которые пишет рабби Хаим Виталь, великий ученик Аризаля, о необходимой подготовке тех, кто приходит заниматься Каббалой – об изучении Торы, тщательном исполнении заповедей, как легких, так и трудных, работой над совершенствованием своего характера в чистоте и целомудрии[8].

Но, помимо этого, сама Каббала проходит «перевоплощения», благодаря Б-жественному Провидению Всевышнего, «заранее знающего все поколения (и определяющего им роли и пути)»[9]. Верно, что Аризаль много занимался реинкарнациями и даже обучил своих учеников, что им следует делать в зависимости от корней их душ. Это было нужно в том поколении для тех особых душ. Но сокровенная мудрость прошла необходимый переворот с появлением души Бааль-Шем-Това и, вслед за ним, всего хасидского движения. Перевоплощение душ существует, но человек не должен думать об этом, его основная задача – сосредоточиться на своем нынешнем положении, на том, что ему знакомо и известно, на мире, где ему дана свобода выбора и где он несет полную ответственность за свои действия.

Секрет перевоплощения может объяснить много непонятных историй, дать иной взгляд на соображения Святого Благословенного, согласно которым Он управляет миром; но, в конце концов, ответственен за все именно я, а не кто-либо другой, как сказал Гилель в его великом правиле: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя – то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?»[10]. В нашем контексте объясним: «Если не я за себя, то кто за меня?» ‒ ничего не нужно приписывать предыдущему воплощению, но только сегодняшнему «я». «Но если я [только] за себя – то чего я стою?» ‒ без посылаемой мне помощи, в том числе в образе предыдущих душ, что я? «И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?» ‒ необходимо выбирать здесь и сейчас, ничего не откладывать на следующее воплощение…

Кстати, Бааль-Шем-Тов сказал о себе, что его душа является реинкарнацией рабби Саадии Гаона (сокращенно РаСаГ, блестящего образца для подражания периода Геоним). РаСаГ сам решительно отвергал веру в воплощения душ[11], и это своего рода «еврейский анекдот» – именно о его душе сказано, что она возвращается и перевоплощается… Но, если серьезно: РаСаГ возвращается, на этот раз в образе Бааль-Шем-Това, и учит, как правильно следует относиться к перевоплощениям. Есть новая жизнь после перевоплощения души, но не стоит из-за этого слишком много переживать.

 Каждое поколение имеет своего проповедника

 А что нам дает знание о перевоплощении души Моше Рабейну?

Существует тенденция «втискивать» всех еврейских героев в прошлое. Когда-то были пророки, мудрецы, праведники, великие люди Израиля, когда-то была духовная святость. Но сегодня (тут следует тяжелый вздох)… Можно найти немало статей наших мудрецов о еридат а-дорот (снижении духовности каждого следующего поколения, поскольку оно дальше предыдущего от момента дарования Торы на горе Синай); например, «если (поколение) Ришоним[12] ‒ как ангелы, то мы ‒ как человеческие существа. Если Ришоним ‒ как человеческие существа, то мы ‒ как ослы»[13]. Это и верно, и неверно. Великие личности вновь возвращаются, но в других лицах, «исправленное издание» подходит для нашего поколения согласно его стилю и уровню. «Каждое поколение имеет своего проповедника»[14]. Так, например, рассказывают о рабби Маараше из Любавичей, который спросил своего отца, рабби Цемах Цедека, если ли и сегодня 36 скрытых праведников, и ответил ему отец: «Они есть. Но теперь они [выглядят и действуют] иначе»[15].

«”Поколение уходит, и поколение приходит“ ‒ пусть будет в твоих глазах твое поколение подобно поколению ушедшему. Чтобы не сказал ты: «Ах, если бы я жил в поколении рабби Акивы (или другого цадика)!… [Не так сегодня...]. Но поколение, которое приходит в твою жизнь, и цадик твоего поколения ‒ как ушедшее поколение и мудрецы, что жили…»[16]. Не увлекайся ностальгией, говоря: «О, были времена!». Не увиливай, произнося: «Если бы я жил в другом поколении, я бы ценил праведников, но не в наши сиротские времена (когда якобы уже нет достойных праведников)». Более того, если сегодня ты сомневаешься в нынешних мудрецах, имеет смысл опасаться того, что, если бы ты жил в поколении Моше Рабейну, ты бы присоединился к бунту Кораха, не дай Б-г. Раскрой свои глаза, сбросив с себя кожуру цинизма и недоверия, и тогда ты поверишь и увидишь, что и сегодня, прямо здесь среди нас ходят настоящие праведники.

 Моше – лидер поколения

 Но, помимо веры и доверия, которое необходимо испытывать по отношению к евреям, праведникам и мудрецам Торы, тот факт, что у каждого поколения есть свой Моше, означает, что в каждом поколении есть свой образ лидера. Это подчеркивают мудрецы, говоря, что каждый лидер поколения является продолжением Моше, великого вождя всех времен[17]:

Ируваль [судья Гидон] ‒ как Моше в своем поколении. [Герой Шимшон] из колена Дана в своем поколении – как Аарон в своем поколении. Ифтах в своем поколении – как Шмуэль в своем поколении. Из этого следует, что даже легкомысленный из легкомысленных, назначенный главой общины, становится подобным бесстрашному рыцарю. И сказано: «И приди к коэнам, левитам и к судье, который будет в те дни»[18]… ‒ тебе некуда идти, кроме как к судье, который живет в твой период. И «не говори: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих!»»[19].

А в контексте Пурима добавим: «Мордехай в своем поколении – как Моше в своем поколении»[20].

Именно Моше Рабейну должен вновь и вновь перевоплощаться, поскольку его миссия еще не завершена. Моше послан вывести Израиль из галута, и мы все еще находимся в пути. Так же, как каждое поколение участвует в исправлении греха золотого тельца и греха разведчиков, так возвращается Моше в каждом поколении, чтобы добавить ещё один уникальный этаж, относящийся именно к этому поколению и необходимый для продвижения в направлении Геулы. И поэтому лучший результат инкарнаций Моше будет достигнут, когда Царь Машиах быстро и в наши дни завершит эту работу. Каббалисты говорят, что душа Машиаха ‒ это душа Моше Рабейну («Первый спаситель – он же и последний спаситель»[21]).

В каждом поколении много праведников, но только один из них – «Моше Рабейну поколения» (по словам Любавического Ребе, который, безусловно, подпадает под это определение); однако любой лидер может натолкнуться на недостаточное доверие и послушание со стороны поколения.

 Лидер, который страдает и открывает

 Когда мы говорим, что некто является лидером поколения, под этим подразумевается, прежде всего, что он «дышит» этим поколением, живет его духом и стилем, языком и мышлением, его особыми нуждами. А значит, страдает от всех недостатков, болезней и типичных трудностей поколения, тонко чувствуя их. Так страдал Моше Рабейну, когда Израиль совершил грех золотого тельца, есть также описание Машиаха как страдающего от язв своего поколения: «Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он»[22]. Лидер настолько полно солидаризируется с поколением, что можно сказать: «Глава поколения – как все поколение»[23]. Есть цадики, которые живут в своем поколении, но «вещают на старой волне», окутанные древним величием; счастливы мы, что у нас есть такие цадики! Но лидер – это тот, кто вырастает из «почвы» своего поколения, как в живописном сравнении мудрецов: Всевышний насаждает праведников в каждом поколении[24], и они укореняются в земле, а не подвешены в воздухе.

Одновременно с солидарностью подлинного лидера с поколением и его нуждами ‒ и в силу этой солидарности – он служит «каналом», соединяющим Верх с низом, через него проходит особая для данного поколения Тора. В приведенном ранее изречении мудрецов упоминается образ Ифтаха Гилади (из книги Судей) в качестве крайнего примера лидера, который был «из легкомысленных мира», и все же «Ифтах в своем поколении – как Шмуэль в своем». Имя Ифтах намекает на способность лидера открыть (лифтоах) дорогу. Он получает особую помощь с Неба, чтобы из всей нескончаемой сокровищницы Торы выбирать и говорить слова, подходящие для своего поколения, на основе глубокой преданности традициям. И так толковал рабби Симха Буним из Пшисха (один из великих и остроумных праведников): «Ифтах в своем поколении – тот, кто открывает новые ворота в служении Благословенному Творцу в своем поколении; он и есть истинный лидер ‒ как Шмуэль в своем поколении. Раскрытие всего нового в каждом поколении происходит посредством подлинного лидера этого поколения»[25].

Так что нет смысла сравнивать праведника ‒ лидера нашего поколения ‒ с праведниками предыдущих поколений. Ведь если и существует еридат а-дорот, цадик нашего поколения не находится на том же уровне, что цадики предыдущего, в любом случае он выбран как лидер этого поколения, и в этом аспекте никакой другой праведник из предыдущих поколений не может с ним сравниться. Есть непонятное выражение из Мидраша: «”И Йеhояда ‒ правитель Аарона…” ‒ разве Йеhояда был правителем Аарона? Но если бы Аарон жил в поколении Йеhояда, то Йеhояда был бы выше него в то время», ‒то есть сейчас Йеhояда ‒ первосвященник, и даже если вдруг появится первосвященник Аарон собственной персоной, он должен будет подчиниться Йеhояде, поскольку это его поколение. Именно Йеhояда «раскрывает» это поколение, поэтому он велик в своем времени больше, чем кто-либо другой!

Дай нам Б-г вскоре удостоиться завершения воплощений Моше Рабейну, открытия особого света Торы, хранимого для Царя Машиаха, как сказано: «Вот человек, Цэмах – имя его, и из места своего произрастет он [из самого своего поколения][26]», ведь об Учении Машиаха написано: «Новая Тора со мной выйдет»[27].

Из итваадута от седьмого Адара 5768 года.


[1] Коэлет, 1, 9.

[2] Дварим, 32, 7.

[3] Там же, 34, 10.

[4] Тмура, 15, 2.

[5] Коэлет, 1, 4.

[6] Зоар, 1 25, 1; 216, 1. И др.

[7] Коэлет, 3, 21.

[8] См. пример во введении к книге Эц хаим,.

[9] Йешаяу, 41, 4.

[10] Авот, 1, 14.

[11] В его книге Эмунот ведеот, статья 6.

[12] Ришони́м (ивр. ‏ראשונים‏‎; ед.ч. ראשון, Ришон, «Ранние, Первые»)— ведущие раввины и еврейские законодатели, жившие примерно в XI—XV веках главным образом в Западной Европе, вслед за эпохой гаонов и до написания Шулхан аруха. Раввины после Шулхан аруха известны как «Ахароним — Последние, Поздние».

[13] Шабат, 112, 2.

[14] Санhедрин, 38, 2.

[15] Рамах отиот, 122.

[16] Коэлет Раба, 1, 4. И стоит прочесть Игерет а-кодеш рабби Эльазара, сына рабби Элимелеха из Лиженска, напечатанную в конце книги «Ноам Элимелех». Приведем оттуда цитату: «Ибо нет ни одного поколения, в котором не было бы праведников, и только не верят в них те, чьи души запачканы грехами. И даже когда им приводят доказательства о праведниках предыдущих поколений, они говорят так: мы верим в мудрецов прошлого, что у них был уровень Духа святости, но теперь, в нашем поколении, это невозможно; и в каждом поколении они так утверждают … Пусть ваше сердце будет уверено, что даже в дни святого Аризаля у него тоже были противники, не верившие в него».

[17] Рош а-Шана, 25, 2 (и подобное этому в Коэлет Раба).

[18] Дварим, 17, 9.

[19] Коэлет, 7, 10.

[20] Эстер Раба, 6, 2.

[21] Сефер а-Ликутим, глава Веитханан.

[22] Йешаяу, 53, 4.

[23] Раши на Бемидбар, 21, 21.

[24] Йома, 38, 2.

[25] Книга «Махшавот харуц», рабби Цадок а-Коэн из Люблина, 7.

[26] Зехарья, 6, 12.

[27] Ваикра Раба, 13, 3.

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует, Вместе с праведниками с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.