Союз любящих сердец (Глава 6)

ключ6. Быть долготерпеливым
Очень важно развивать в себе умение быть терпеливым во взаимоотношениях с людьми. Терпение — это качество души, противоположное гневу и вспыльчивости – умение выжидать и сохранять сдержанность, не поддаваясь ежесекундному порыву.
Почти все прегрешения возникают из-за отсутствия терпения. Адам и Хава должны были подождать до шабата, чтобы вкусить от Древа познания и вступить в интимные отношения. Если бы они подождали, у змея не было бы никакой силы вмешиваться в их отношения и вводить их в заблуждение. Но у них не хватило терпения дожидаться до субботы, которая должна была начаться всего через какие-нибудь три часа. Этот недостаток стойкости привел к тому, что они были изгнаны из райского Сада и повержены с занимаемого ими там высокого положения.
Подобным образом произошел и грех золотого тельца. У народа не хватило терпения дождаться возвращения Моше Рабейну с горы Синай.
Грех Давида и Бат Шевы тоже произошел из-за недостаточного понимания важности проявлять самообладания. В действительности Бат Шева с самого начала сотворения мира предопределялась быть женой царя Давида. Но он взял ее раньше срока, не дождавшись подходящего времени. Если бы он проявил достаточное терпение, ясно, что Всевышний привел бы ее к нему в предуготовленный час.
Каждый человек должен стараться работать над собой, развивая в себя качество долготерпения. Например муж не должен требовать, чтобы ужин для него был готов в определенный час, а также чтобы просьбы, с которыми он обращается, были выполнены без отсрочки. Его ожидание зависит от степени его веры и упования на Всевышнего. Когда нам не удается получить что-то, что мы очень хотим, то это происходит потому, что мы этого не достойны, поскольку мы все еще недостаточно исправили в себе свои недостатки. И если бы каждый из супругов знал об этом, он относился бы более терпеливо к своей половине.
Подобным образом, вместо того, чтобы требовать от другого исправляться, в то время как сам ты еще далек от совершенства – стоит сконцентрироваться на работе по улучшению своих качеств, попросив у Всевышнего помощи для этого. А относительно второй половины стоит действовать согласно совету мудрецов — вести себя также как ведет себя Святой Благословенный: «как Он милосерден, так и ты будь милосердным… как Он долготерпелив, так и ты будь долготерпеливым». Это было свойственно Моше Рабейну, о котором сказано: «А человек этот Моше очень скромен», Раши объясняет: «скромный – смиренный и терпеливый».
Учиться быть долготерпеливым (ארך אפים) больше всего подходит именно когда мы находимся на Святой Земле, это связано с особенностью Эрец Исраэль, которая называется «страной, текущей молоком и медом (חלב ודבש)». Поскольку слово «текущая» символизирует собой мирную совершенную супружескую жизнь, протекающую отрадно. А гиматрии ארך אפים и חלב ודבש имеют одинаковое числовое значение и равны =352. У Эрец Исраэль есть преимущества, свойственные Райскому саду (Ган эдену). Всевышний поместил Адама и Хаву в Ган эдене, чтобы они были счастливы вместе, чего невозможно достичь без постоянного проявления терпимости друг к другу.
Ребе Цемах Цедек сказал однажды одному из своих хасидов: «делай здесь Эрец Исраэль», согласно вышеизложенному это означает: «в любом месте, где бы ты не был, будь терпимым к людям». Находиться заграницей, вне Эрец Исраэль, означает быть нетерпимым к людям – ведь быть терпимым — это жить на Святой Земле.
Хорошее настоящее терпение не означает недостаточное служение Всевышнему или отсутствие проворности в содействии исправлению мира. Напротив, смысл терпения – осознание постоянного присутствия Всевышнего во всем, и в том, что в конечном счете все успехи в прилагаемых нами усилиях обусловлены согласием Творца благословить наши дела и его Провидением. Действительно самый высокий уровень служения Всевышнему, которого можно достичь, наш учитель Бааль-Шем-Тов называет «сдержанной расторопностью», то есть постоянное проворное действие, с одной стороны, но при этом «управляемое» сдержанностью, с другой стороны.
Из всего вышесказанного ясно, что терпение – это основа, которую необходимо закладывать для исправления характера. И если человек исправил самого себя и приобрёл это качество, он теперь может помогать в этом другим, как сказано: «преобрази себя, а потом преобразишь других». И как сказал царь Шломо: «спокойные речи мудрых лучше слышатся».

Автор Р. И. Гинзбург
Перевод Адассы Кочубиевской

Запись опубликована в рубрике Гармоничные взаимоотношения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.