Царство Малхут

322dc2eb-5622-4d1c-a978-651e67ea55e8Введение к свойству малхут
Мы прошли все сфирот, включая влияющий йесод, который соответствует органам размножения в теле. Что еще осталось нерассмотренным? Итак, последняя сфира, малхут, – это мост, соединяющий с внешней реальностью, и даже сама внешняя реальность!
Представим себе человека, личность которого совершенна, но он сам нем и не может выражать себя, то есть находится в заточении внутри своего тела. Нечто подобное мы видим в том, что касается влияния и управления Всевышнего: до сих пор все как бы происходит внутри, и даже тогда, когда это явно направлено наружу, для этого нет соответствующего инструмента, – возможности выразить себя, весь свет, что находится внутри. Малхут – это способность самовыражения, буквально как речь человека, и поэтому она соответствует устам . С помощью речи человек управляет своей средой, поэтому это и есть малхут, царская власть, как царь, властвующий посредством речи ‒ дибура (דִּבּוּר) и поэтому называемый дабар (דַּבָּר) .
Шхина и женщина
Говорящие уста создают новую реальность: буквы и слова, вышедшие из души наружу, теперь существуют в качестве независимой действительности (и даже мысль является действительностью, отделенной от души). Таким образом, сфира малхут – это корень отделенной от Б-га реальности, подобно тому, как в человеческом царстве народ представляет собой отдельную от царя реальность. Однако данное сравнение является неполным, ведь царь из плоти и крови правит своим народом, но не создает его, а малхут Всевышнего творит и создает народ. И вообще, суть базовых понятий времени и места, в рамках которых мы существуем, создается только в сфире малхут.
Малхут – это проявление Всевышнего внутри сотворенной реальности, это Шхина – Б-жественный свет, обитающий в мире. Мы видели, что в системе сфирот есть мужские и женские аспекты. Так вот, малхут – это именно женский аспект, а ее парой служит влияющий на нее йесод (и их союз называется ихуд Кудша Бриху ушхинтей).
Смирение
Какое внутреннее свойство характеризует малхут? Можно было бы подумать, что это гордость и высокомерие, однако верно обратное: хотя царство святости возвышается над народом, но на основе глубокого внутреннего чувства смирения, как говорит Рамбам: «Так же, как Писание уделило ему [царю] великий почет и обязало всех его почитать, так и ему предписано иметь сердце смиренное и униженное…» .
Смирение, шифлут, – это своего рода «пустота» (как презренное, низкое место), ощущение того, что я – пустой сосуд, и все благо приходит ко мне от Всевышнего как милосердный не заслуженный мною дар. Так и Б-жественная сфира малхут – «у нее нет ничего от себя», она является сосудом, собирающим в себе весь свет, спускающийся сверху. Человек, который отождествляет себя с малхутом, принимает на себя бремя Небесного царства и исполняет написанное в Мишне: «Будь предельно скромен» .
Царица-суббота
В Маасе Берешит мы подошли к субботе. Все дни недели мы ждали шабата, особенно в шестой день (как соединения йесода с малхутом). Таким образом, с одной стороны, у субботы нет ничего своего, а с другой стороны, она и есть королева, «источник благословения», и именно в ней раскрывается малхут Всевышнего. Так и совершенный союз между мужчиной и женщиной в этом мире относится к шабату, женскому дню (и если бы первый человек, Адам, терпеливо дождался субботы, не произошло бы первородного греха)!
В сфире малхут возникает осознание своего «Я». Каково исправленное внутреннее ощущение сути существования? «Я – молитва» ! «О, если бы человек молился весь день!» .
Если бы.

Седьмая неделя – неделя царства-малхута
28-е Ияра
43-й день Омера
Хесед малхута
Царствовать с любовью
Последняя неделя отсчета Омера, неделя царства-малхута, является «неделей лидерства». И первый же вопрос: кто хочет быть лидером? Ответ заключается в том, что все мы в глубине души хотим руководить, контролировать и определять. Это свойство заложено в генах человека, сотворенного по подобию Б-га и благословленного умением властвовать над всеми существами: «И наполняйте землю, и владейте ею, и владычествуйте» . Стремление возглавлять и контролировать – это хесед малхута, проявление милосердия власти, и наша задача – делать это правильным образом.
Ани эмлох
Причина возникновения желания править может быть негативной, грубой и низкой, это может быть проявлением агрессивного эго, не знающего ограничений, стремящегося поглотить все: «Я и никто кроме меня!» . Так Каббала описывает «царей мира Тоhу-хаоса», каждый из которых сказал в свою очередь: «Я буду царствовать (Ани эмлох) » – я и только я (поэтому написано о каждом из них по очереди: «И царствовал… и умер» , поскольку эта разрушительная сила «разбила сосуды Тоhу»).
Позитивная причина желания царствовать – не ради того, чтобы выразить свое Я, а из искреннего желания добротой и любовью приносить пользу другим, в соответствии с мерой хеседа и любви. Так, Каббала описывает, что создание мира началось как бы с внутреннего заявления Святого Благословенного: «Ани эмлох» – чтобы делать добро творениям. Таким же образом Всевышний дает нам силы, чтобы мы могли творить добро, уподобляясь Ему, чтобы быть «милосердными царями» , и это и есть «неизменные милости Давида» – хесед малхута.
Практическое задание:
У нас есть силы, но используем ли мы их для того, чтобы влиять на окружающих, принося им добро? Посвятим дополнительное время размышлениям о том, кому и как еще мы можем помочь.

29-е Ияра
44-й день Омера
Гвура малхута
Целенаправленное лидерство
После хеседа малхута, милосердия царства, у нас есть много желания творить добро для всех. Но одного хеседа-милосердия недостаточно. Если мы будем действовать только с помощью света и любви, щедро одаривая и обнимая, всё это будет рассеиваться и растворяться. Мы хотим, чтобы все было хорошо, даже очень хорошо, и хорошо для всех, – но нам не удается конкретно воплотить это в жизнь. Что на самом деле нужно, как действовать, и с чего вообще начать?
Здесь нам на помощь приходит гвура малхута, дополняющая хесед малхута. Одним из наиболее важных свойств гвуры-строгости является умение сконцентрироваться, сфокусироваться. Если общий свет любви служит фоном, то гвура его фокусирует. Царь и лидер – а каждый из нас имеет свою область влияния – обязан обладать способностью к концентрации и фокусировке: понимать, что в точности нужно людям, о которых мы заботимся, что нужно сейчас, а что понадобится в широкой перспективе, и заниматься повседневной жизнью, имея в виду Будущую жизнь.
Тора от гвуры
На языке Каббалы: «Построение малхута – из гвурот» – чтобы «построить» сфиру малхут, необходимо свойство гвуры. Действительно, царь-лидер должен уметь наводить страх и наказывать, если нужно (родители и учителя тоже должны это уметь!). Но главное – в том, что гвура помогает ему войти в детали и выразить свою любовь к своему народу через конкретное действие.
На следующей неделе мы празднуем Пятидесятницу – Шавуот, праздник дарования Торы. Сама Тора тоже дана нам «посредством гвуры» . Хотя Тора наполнена хеседом и называется Торат хесед, однако способность сконцентрироваться и сказать, что и как именно следует делать, приходит от силы гвуры, гвуры малхута.
Практическое задание:
Удается ли нам фокусировать наши добрые побуждения, или же мы остаемся с большим количеством хороших намерений, которые так и не удостаиваются быть реализованными? Не стоит недооценивать детали. Сосредоточенность – это ключ к успеху.

1-е Сивана
45-й день Омера
Тиферет малхута
Царская красота
В чем особенность царской красоты, тиферета малхута? Прекрасен не только облик самого царя, «царя в красоте его» , но и всё царство в целом очаровывает своим великолепием. Понятие красоты связано с гармонией и слаженностью, и когда царство функционирует, как полагается, оно демонстрирует эту красоту: царь – глава, под ним есть министры, заместители министров, и так далее, – целая система, хорошо организованная и функциональная, подобно лагерю сынов Израиля в синайской пустыне, описанному в книге Бемидбар: «Каждый в лагере своем, и каждый при знамени своем» .
В системе царства происходит движение не только сверху вниз, в виде приказов и инструкций, но и снизу вверх: даже самый незначительный из граждан в свою очередь влияет на самого царя, согласно каббалистической концепции «отраженного света», ор хозер. «Нет царя без народа» , и даже простой человек добавляет свою уникальную красоту царству.
Царский облик
Каждый из нас должен быть в первую очередь царем над самим собой. В каббалистических книгах написано, что слово מלך(«царь») – это аббревиатура слов מוח-לב-כבד (мозг-сердце-печень). Это внутреннее «царство», которое должно властвовать в самом человеке: мозг – разум, стоящий во главе; под ним – пульсирующее сердце, мир эмоций; и ниже – печень, представляющая самые низкие естественные потребности (ведь кровь производится в печени). Настоящий царь – это тот, у кого разум властвует над его эмоциями, а чувства над потребностями, но, с другой стороны, он умеет прислушиваться к чувствам и потребностям, идущим снизу. Такая исправленная личность излучает особую красоту, тиферет малхута.
Практическое задание:
Прочтите, пожалуйста, описание лагеря сынов Израиля в сегодняшней недельной главе Бемидбар. Можно полюбоваться хорошо организованным лагерем и подумать о том, какая красота скрыта в каждом, чье личное «царство» управляется подобающим образом.

2-е Сивана
46-й день Омера
Нецах малхута
Всё под контролем
Лидерство проходит проверку в период кризиса. Сравнительно легко руководить и управлять в мирное время, когда все идет как по маслу, предсказуемо и по заранее расписанному плану. Но когда случается потрясение, хаос и возникает угроза существующей системе, можно «потерять голову». Что делать? Именно в это время проявляется истинное величие лидера, раскрываются его скрытые доселе силы, и он вселяет чувство уверенности: «всё под контролем». Это нецах малхута – сила царя-лидера, умеющего преодолевать трудности и выигрывать.
Победа Давида
Когда царь Шауль оказался в тяжелом положении, он потерял контроль и поэтому потерял власть . Однако о царе Давиде во время одного из самых трудных для него периодов сказано: «И подкреплял себя Давид (упованием) на Ãвайе, Б-га своего» . Эта сила, нецах малхута, происходит не от гордости и бравады, а от упования на Всевышнего, внутреннего свойства сфиры нецах. Если Б-г дал мне это испытание, значит, Он дал мне и силы, чтобы выстоять в нем! Только так удается сохранить присутствие духа, и с Б-жьей помощью и найти в себе достаточно рассудительности и смелости для того, чтобы действовать и даже добиться успеха.
Действительно, переход от царства Шауля к царству Давида отмечен словами «Сильный (нецах) Израиля не солжет и не раскается» : Царь Давид переживает трудности и падения, и все же находит в себе необходимую рассудительность и смелость, потому что уповает на «Сильного Израиля» (так Всевышний проявляется в сфире нецах). Когда лидер предстает перед народом в образе уверенного победителя, он наделяет их мужеством, и все «заражаются» его чувством уверенности.
Практическое задание:
Склонны ли мы терять контроль в моменты стресса? Если так, сделайте, пожалуйста, глубокий вдох. Это испытание, и у нас есть силы выстоять в нем. Не теряйте контроль – у Вас есть силы, и Вы можете излучать уверенность в глазах окружающих.

3-е Сивана
47-й день Омера
hод малхута
Подходящая корона
Кто на самом деле достоин быть лидером? Можно делать различные опросы, но после всех исследований, в конечном счете, выбор бывает обусловлен чем-то, что невозможно никак измерить. Какое-то внутреннее чувство говорит нам: вот этот человек! Царская корона так ему подходит, будто она ждала только его. Это и есть hод малхута – величие царства, подобное сияющей царской ауре, которую признают все: «Йеуда! Тебя восхвалят братья твои» .
Да здравствует король!
Мудрецы говорят, что у царей Дома Давида была особая корона: «Каждому достойному царства она подходила [т.е. подходила для его головы], а каждому недостойному царства она не подходила» . В более широком смысле, не только золотая корона, но и сама должность «подходит» или «не подходит» для данного человека.
И сегодня при выборе руководства мы, как правило, предпочитаем выбирать не столько по способностям или в зависимости от платформы кандидата, но чаще (возможно, в основном) в соответствии с нашей симпатией к тому кандидату, который кажется наиболее подходящим для лидерства. Это не так уж глупо, однако нужно остерегаться увлечения внешним, блестящим и шумным; дешевого популизма, ослепительного ореола «знаменитости», и искать подлинные ценности. Так описан выбор царя Шауля, который был «скромным», действительно совершенно никому неизвестным, и вдруг все увидели, что именно он достоин быть царем: «И стал он среди народа, и был он на голову выше всего народа» .
Практическое задание:
Есть ли у нас внутреннее чутье, которое позволит узнать подлинного лидера? Или же мы увлекаемся блестящими внешними «обертками», за которыми ничего нет…

4-е Сивана
48-й день Омера
Йесод малхута
Царь и праведник
«Праведник – основа мира» : сфира йесод связана как с образом праведника в целом, так и с образом выдающегося праведника, живущего в каждом поколении, в частности. Итак, йесод малхута означает праведник, который в лидере.
Минуточку, но является ли образ царя обязательно образом праведника своего поколения? Не обязательно. Царь и праведник могут быть двумя разными людьми, но царь должен быть связан с праведником. Это йесод малхута, поскольку свойством йесода является умение устанавливать связь и, в частности, быть связанным с определенным праведником.
Царь, уважающий мудрецов
Хотя царь стоит во главе пирамиды власти, он признает над собой авторитет духовного руководства, как видно из описания мудрецами царя Давида, преклонявшегося перед своими учителями . Достойный царь подчиняется указаниям Синедриона, прислушивается к словам пророка и почитает мудрецов, как пишет Рамбам: «Мицва для царя – уважать мудрецов Торы» . Это связь, конечно, зависит от степени смирения царя, которая не противоречит его вознесенности над народом.
Как йесод («основа») обеспечивает прочность здания, так и связь лидера с праведником обеспечивает стабильность его руководства, поскольку благодаря этому оно как бы обращено наверх и обеспечено праведностью, благом и прямотой. И наконец, царя Машиаха, которого мы все с нетерпением ждем, описывают как личность, объединяющую в себе совершенство царя и праведника!
Практическое задание:
Там, где мы сами являемся «царями», то есть лидерами, давайте всегда помнить, что наш статус еще не гарантирует того, что мы все делаем хорошо. Стоит иметь перед глазами образ праведника, «духовного руководителя», с которым можно посоветоваться.

5-е Сивана
49-й день Омера
Малхут малхута
Царство Небесное в царстве земном
Накануне праздника Шавуот, Пятидесятницы, когда творожный торт уже в холодильнике, наше путешествие подходит к концу. В течение недели малхута мы узнали о лидерстве и исправленном царстве, и сейчас перед нами предстает само царство, малхут малхута, как в стихе: «Давид, царь Израиля – живой и сущий [хай векаям]» , Давид, который родился и умер в праздник Шавуот.
В конце концов, ради чего мы здесь? Для чего нам нужен лидер-царь, кроме того, что он наводит необходимый порядок в обществе (что очень важно само по себе)? Секрет кроется в последнем дне, малхуте малхута: в царстве земном, во главе которого стоит царь из плоти и крови, и проявляется Царство Небесное. На самом деле, еще до того, как мы назначаем лидера, мы должны короновать над собой Святого Благословенного, как мы учим из повтора глагола в стихе: «То поставь [сом тасим] над собой царя» .
Смиренный и вознесенный
В каждой из сфирот есть свой внутренний духовный аспект (например, любовь – это внутреннее свойство милосердия-хеседа). Так вот, внутренним свойством сфиры малхут является именно свойство смирения-шифлут. Сам властвующий царь стоит перед Б-гом в благоговейном смирении, без каких-либо внешних поз, как Давид, царь Израиля, который самозабвенно плясал перед Ковчегом Б-га и объяснял это так: «И стану еще ничтожнее в глазах своих» .
Именно благодаря свойству царского шифлута, смирения, ему удается отражать для нас Царство Б-га, и только благодаря этому он вознесен над народом (именно в той степени, в которой это необходимо). Красивый намек на это: по гиматрии שפל=גאות («смиренный» = «величие»); чей смиреннее он в собственных глазах, тем в большей степени в нем проявляется Б-жественное величие.
Реально ли это? Насколько велико расстояние между современной политикой и властью, которая бы действительно представляла Святого Благословенного Творца… И все же народ Израиля продолжает упорно верить в приход Машиаха: «Я верю полной верой в приход Машиаха», – царя-праведника, царство которого излучает мир и истину, справедливость и мудрость, изобилие, благословение и свет святости для всего человечества. Царство Машиаха – это Царство Б-га, и эта связь между царством земным и царством Небесным гарантирует долгожданный мир.
И мир в маленьком царстве каждого человека, мир в его доме и семье, – все это следствия проявления царства Б-га среди нас: «И даст тебе мир» . Всем мира и счастья!

Практическое задание:
Что мы делаем для того, чтобы наше маленькое царство было достойно называться Царством Б-га? Давайте накануне праздника Шавуот пообещаем самим себе, что будем делать как можно больше для того, чтобы наш дом стал домом святости, местом, в котором пребывает Царство Б-га, и тогда мы также удостоимся мира.

6-е Сивана
Праздник Шавуот
Пятидесятые врата
Великая радость
Мы завершили счет Омера, сорок девять дней, в течение которых мы старались исправить свойства характера – семь сфирот от хеседа-доброты до малхута-власти, представляющих также качества души, связанные в основном с нашим эмоциональным миром. В ночь самого праздника Шавуот мы уже не считаем дни, тем не менее, сказано в Торе: «Отсчитайте пятьдесят дней» , следовательно, в Шавуот тоже присутствует некий подсчет. Что имеется в виду?
Счет бины
Над семью сфирот-качествами, о которых мы говорили, находится сфира бина, которая включает в себя «пятьдесят ворот бины», точно так же, как Шавуот является пятидесятым днем счета. То есть после того, как мы преобразовали наш эмоциональный мир, относительно внешний, мы поднимаемся на более высокий уровень, уровень интеллекта, соответствующий сфире бина. Здесь подсчет происходит как бы сам по себе, и мы удостаиваемся принять Тору (говорящую с нами на языке разума-бины).
Внутреннее ощущение сфиры бина – это радость-симха, שמחה. Итак, после того, как мы закончили «исправление сердца» при подсчете Омера, мы не погружаемся в низменное самодовольство (которое разрушит то, что было сделано!), а просто радуемся – радуемся самому празднику, этому прекрасному дню, радуемся получению Торы. Само слово «пятьдесят»,,חמשים при изменении порядка букв превращается в слово «радуемся» – שמחים.
Я не знаю
Что такое пятидесятые врата из «пятидесяти ворот бины»? Мудрецы говорят: «Пятьдесят ворот бины были сотворены в мире, и все они были дарованы Моше, кроме одних» , – даже Моше Рабейну, величайший из пророков, достиг только сорока девяти ворот, соответственно счету дней Омера. Есть ли у нас шанс достичь пятидесятых ворот?
Сорок девять ворот – это относительно внешнее постижение, подобно пониманию путей Всевышнего и Его качеств, – открытое постижение, представляющее собой источник семи поддающихся определению качеств сердца (которые умножаются и превращаются в сорок девять). А пятидесятые врата – это само познание. С помощью обычного познания даже Моше не может этого постичь, однако на горе Синай, во время праздника Шавуот, Моше постиг, и все мы – вместе с ним! Это непосредственное переживание, во время которого Б-г открывается и говорит: «Вот я!» – «Я Ãвайе, Б-г твой» .
Однако, когда мы достигаем пятидесятых врат, мы никогда не постигаем их полностью. Относительно любого понимания, достигаемого в сфире бина, можно сказать: «Я знаю», а о пятидесятых вратах говорят: «Я не знаю». Мы воспринимаем их где-то очень глубоко, но не «схватываем» обычным пониманием. Я знаю, что я не знаю. И это действительно самая большая радость.

Практическое упражнение:
Веселитесь!

Запись опубликована в рубрике Возрождение души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.