Дарование Торы и Мегилат Рут – сила и милосердие

Самобытная мощь одевается в одежды любящего и щедрого милосердия, так дается Тора и так приходит Геула

tora_sМилосердная Тора
Два аспекта в Торе. Два аспекта праздника Шавуот — дня дарования нашей Торы.
С одной стороны, Тора – «Тора милосердия», «Тора начинается с благодеяния и заканчивается благодеянием». В Шавуот мы читаем Книгу Рут, которая являет собой один сплошной хесед-милосердие, по словам Боаза, обращенным к Рут: «Эта твоя последняя милость (еще) лучше первой». И так сказали мудрецы: «Почему эту Мегилу читают в Шавуот? Поскольку эта Мегила — сплошной хесед и Тора — сплошной хесед, и дана в праздник Шавуот, как сказано «Милосердная Тора на устах ее»».
Свойство хеседа – первое, ведущее из эмоциональных черт, поэтому исправление сердечных качеств в течение периода отсчета Омера – как подготовка к Шавуот – это в основном исправление хеседа. Самый простой смысл хеседа — «доброе сердце» («хорошего еврея»), «Подумайте: какого пути должен придерживаться человек, чтобы он был самым прямым? Доброе сердце» — отсчитывая дни Омера мы обретаем доброе сердце, как видно из гиматрии: לב טוב =49 дней отсчета (причем основная работа делается за тридцать два первых дня, до Лаг ба-Омер).

Тора отваги
С другой стороны, в Торе есть много гвуры-мощи, справедливости и оз-силы, «Ãвайе дарует силу (оз) народу Своему, Ãвайе благословит народ Свой благоденствием». «Один раз говорил Б-г, дважды я это услышал, что сила (оз) у Б-га». «И там тайник силы (славы) Его» — слова пророка Хавакука, рассказывающего о даровании Торы.
Хотя Тора – «хороший подарок, лучше которого нет», но синайское откровение абсолютно не похоже ни на какую «церемонию награждения», оно наполнено атмосферой напряженности, «Дарование Торы сопровождалось наводящим ужас страхом, трепетом и дрожью», как в широко известном выражении мудрецов, что Тора дана мипи а-гвура (от Б-га). И тот, кто получает Тору и изучает ее, несомненно, обладает свойством оз-смелости, «будь дерзким как тигр… выполняя волю твоего Небесного отца» — не слишком увлекайся измышлениями, не косись все время по сторонам. Не каждый может сказать наасе венишма («сделаем и будем слушать») – только сыны Израиля, «самые дерзкие из народов», могут заранее твердо и непоколебимо обязаться купить товар, который еще не видели и выполнить все, что завещано отныне и в дальнейшем.
При внимательном прочтении и в Мегилат Рут мы обнаруживаем оз, который находится в имени Боаз (бо-оз, в нем смелость). Так же и моавитянка Рут – она не только милосердна, но и обладает уникальной силой духа, так как готова бросить все, что ее связывает с Родиной и сказать Наоми: «куда ты пойдешь – пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ (это) мой народ и твой Б-г – мой Б-г. Где ты умрешь, там и я умру…». Действительно, настоящий прозелит не стремится получить льготы и привилегии – правильное принятие гиюра на основе мужественного личного решения вступить в союз между Б-гом и людьми, и даже быть готовыми пострадать за него (в то время как мы, с нашей стороны, не стараемся убедить никого проходить гиюр), и само такое решение указывает на то, что перед нами человек, достойный принадлежать к народу Израиля, самому дерзкому из народов. Рут несомненно является одним из таких женских образов еврейской женщины, увенчанной титулом эшет хаиль (добродетельной женщины) – не эшет хесед (милосердная женщина), хотя ее действия несомненно полны милосердия «милосердная Тора на ее языке», но именно эшет хаиль, внутренняя сила смелости которой не знает себе равных, «Туго перепоясывает чресла свои».
Секрет в соединении силы и милосердия (гвура и хесед). В нашем контексте гвура представляет самобытную внутреннюю мощь, подобной которой нет, милосердие «одевает» эту мощь для выхода наружу. Поэтому в качестве основной подготовки накануне обновленного дарования Торы в праздник Шавуот мы должны усилить в себе свойство позитивной смелости, тем самым соединиться с сущностью Б-га и получить Тору мипи а-гвура.
Двойственный образ Торы виден из стиха, который описывает синайское откровение «от правой руки Его пламя закона для них» — правая рука символизирует хесед, а огонь – это оз и гвура. И в стихе, упоминаемом ранее: «Один раз говорил Б-г [тем не менее, из одного Источника], дважды я это услышал, что сила (оз) у Б-га». И вот следующий стих говорит о свойстве хесед: «У Тебя Б-г хесед» и так объясняет Раши: «Один раз говорил Б-г, а я услышал дважды. Что представляют собой эти два? Ибо у тебя оз-сила отплатить человеку согласно его действиям, и второе, ибо у тебя Б-г хесед. Из какого речения слышали? Из второго заповеди Асерет а-диброт (10 заповедей) слышали, что Всевышний карает за вину [оз] и творит добрые дела [хесед], как сказано там «карающий за вину отцов» и [в продолжении: "и творящий милость на тысячи"]».

Секрет Геулы
В конце Мегилат Рут происходит драма в связи с вопросом, кто выкупит Рут — кто на ней женится. Боаз говорит Рут: «а утром, если выкупит он тебя, (то) хорошо, пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я выкуплю, (как) жив Ãвайе!» — есть более близкий родственник, который может тебя выкупить, имя которого Тов, если он не захочет тебя выкупить, то я выкуплю. И так в самом деле произошло на следующий день, Тов отказывается выкупить Рут, и тогда Боаз женится на ней, и в конце рождается Давид, царь Израиля.
Есть более глубокий смысл этой истории: Искупление Рут подразумевает Геулу всего народа Израиля. Там пришло спасение с хорошей стороны – «если выкупит он тебя, (то) хорошо-Тов». То есть, спасение, в котором ощущается много хеседа и света, сердечной доброты и щедрой любви. Это все очень хорошо, но не достаточно для того, чтобы настало спасение.
Истинная Геула приходит благодаря мужеству Боаза (бо-оз) – то есть раскрытию самого глубокой и сущностной силы, прямо от «сути» Всевышнего, а не только раскрытие приятного и прекрасного света. Также и от нас, желающих приблизить Геулу, требуется найти в себе такое мужество, которое поможет нам настоять на своем и извлечь из глубин души «дерзкие как тигры» самобытные силы.

Анохи тов
И вот, сообщая о том, что он готов ее выкупить, Боаз говорит: «я (Анохи) выкуплю, (как) жив Ãвайе!» — бросающийся в глаза намек на первую заповедь Асерет а-диброт (которые читают в Шавуот): «Я (Анохи) Ãвайе, Б-г твой». Слово Анохи намного более глубокое и сущностное, чем «Я» — оно раскрывает внутреннюю силу, мощь Боаза, спасителя, и мощь Святого Благословенного Б-га, дающего нам Тору и освобождающего нас вскоре, в наши дни.
Всмотримся внимательно в предложение — » ‘הוי חי אנכי וגאלתיך» («я (Анохи) выкуплю, (как) жив Ãвайе!») – в нем есть 17 букв, = טוב, и подсчет его гиматрии кратен טוב =17*35 (то есть это среднее число каждой буквы). В нашем случае, 35 — יהודי,йеуди, а так же святое Имя Б-га אלד – от него секрет рождения вообще, и рождения Машиаха, в частности. Эти ключи присоединяются к тому, что является внутренней силой, Анохи, одеваются в добро, טוב и раскрываются посредством него.
После всего вышесказанного, можно подумать, что мы говорим о двух различных аспектах. Но, на самом деле, у Всевышнего противоположности полностью соединяются, и подобно тому, как есть у Него бесконечная мощь, у Него есть бесконечное милосердие (причем все включено в Высшую категорию, называемую хивион оз Ацмут – выражение, взятое из описания пророчества синайского откровения: «И там тайник силы (славы) Его»). «Хорошо» — это не только внешнее проявление. Хотя мы не можем дать определение самому Творцу, все же Его можно по праву назвать «суть добра» (как в английском языке есть связь между G-d и good). Таким образом, будет правильным сказать, что в Анохи, с которым сам Всевышний обращается к нам, скрывается суть добра. С другой стороны, Анохи открывается в действительности добром, ведь «в природе добра творить добро».
Таким образом, мужество и милосердие взаимосвязаны: Святой Благословенный – «суть добра», величие Которого невозможно расследовать, но в той же мере Он полон и бесконечных оз и гвура (аспект Анохи). И раскрытие тоже двойное «дважды слышал я» — милосердная Тора обнаруживает, что «в природе добра творить добро», «у Тебя, Б-г хесед». И также «нет (другой) силы, кроме Торы», «сила у Б-га», раскрывающего суть мужества.
Именно благодаря сочетанию двух этих граней приходит Геула.
Автор рав Ицхак Гинзбург
Перевод Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует. Добавьте в закладки постоянную ссылку.