Правильное сочетание между «сделаем» и «выслушаем» и секрет пути, ведущего к предназначению на горе Синай
Дарование Торы произошло более трех тысяч лет назад, но каждый год в праздник Шавуот, «День дарования Торы», каждый из нас получает Тору заново. Подготовка к празднику начинается с приходом месяца Сиван, поскольку после Исхода из Египта сыны Израиля подошли к подножию горы Синай именно в первый день месяца Сиван . Точная дата синайского откровения не указана в Торе, сказано только, что это было где-то «в третьем месяце» (Сиван – третий по счету месяц, начиная с Нисана), следовательно, весь этот месяц связан с дарованием Торы.
Как же следует готовиться к празднику Шавуот? Можно приготовить творожный торт – это, несомненно, всеми любимая и красивая традиция, – однако нельзя забывать о духовной подготовке к дарованию Торы. Вернувшись назад, в прошлое, мы увидим, что одной из самых важных вех синайского откровения было торжественное заявление всего народа Израиля: «Все, что говорил Б-г, сделаем и выслушаем» (наасе венишма) . Известный мидраш говорит: “В час, когда сыны Израиля сначала сказали «сделаем», а потом «выслушаем», явились шестьсот тысяч ангелов служения и возложили на голову каждого из сынов Израиля короны, одну за «сделаем», а другую – за «выслушаем»“ . Корона на голове означает духовное озарение святости, превосходящей наше сознание, которое мы получили благодаря тому, что сказали: «наасе венишма». Но каков смысл этих двух корон?
Наасе венишма – правая и левая короны
Можно пояснить, что речь не идет о том, что эти короны были надеты одна на другую, а о том, что они находились на голове одна рядом с другой – одна справа, а другая слева. Подходящий этому образ есть в букве ן»זי, заин, с помощью которой, согласно Каббале, был сотворен месяц Сиван, – она изображается вертикальной линией, которая наверху расширяется налево и направо, подобно короне на голове (в отличие от буквы ו» וא, вав, «голова» которой наклонена только влево). И полное название буквы ן»זי, заин, связано с короной, поскольку на языке мудрецов маленькие «коронки» на «головах» букв называются ‘זינין’, зинин, (их пишут на мезузах, свитках Торы и на тфилин).
Если так, возникает вопрос, в соответствии с делением на правое и левое: какая корона (или какая сторона короны) относится к наасе, а какая – к нишма? Итак, правая сторона всегда представляет качество любви (аhава): «А его правая [рука] обнимает меня» , а левая сторона – качество страха (ир’а): «Левая отталкивает, а правая приближает» . Наасе означает безусловное обязательство сделать все, что Всевышний повелит нам сейчас и в дальнейшем. Позитивное действие происходит вследствие пробуждения любви в душе, и все 248 мицвот-асе (повелевающих заповедей) Торы – это различные проявления и выражения любви к Б-гу в нашем сердце: «И возлюби Ãвайе, Б-га твоего» . Эта пламенная любовь на горе Синай превратилась в правую корону, сверкающую на наших головах.
С другой стороны, нишма означает покорную дисциплину, проявляющуюся в первую очередь в отрицании, то есть в воздержании от нарушения всех запретов Торы. Это отсутствие действия основывается на ощущении страха в душе, и все 365 мицвот-ло таасе (запретительных заповедей) в Торе проистекают из глубокого благоговейного страха (ир’а) в сердце. Особый свет этого страха – левая корона на наших головах, сверкающая не меньше, чем правая. Нишма также означает слушание и понимание, а это возможно только при условии «трепета», когда котором человек уменьшает распространение своей личности и обращает все свое внимание на то, чтобы серьезно выслушать собеседника. Связь между слушанием и страхом хорошо видна в стихе, с которого начинается описание синайского откровения в пророчестве Хавакука: «Ãвайе, слышал я весть Твою, испугался я» .
Правое и левое в голове
Разделение на любовь и страх, на правую и левую части, относится к миру чувств, эмоциональных качеств. Но и на более высоком, интеллектуальном уровне души есть разделение на правое и левое. Мы знаем, что мозг состоит из нескольких частей, в самом общем виде он делится на правое и левое полушария. Согласно Каббале, «правый мозг» является «мозгом хохмы-мудрости», а «левый мозг» – «мозгом бины-понимания». Хохма – творческая и интуитивная сторона, новатор и изобретатель, а бина – аналитическая сторона, способная воспринимать и анализировать, детализировать и компоновать.
То, что хохма относится к правой стороне, указывает на сущностную связь между хохмой и любовью, и действительно, хохма появляется в душе как творящий и созидающий, активный и влияющий свет, в точности как свет любви в сердце. Поэтому правая корона, расположенная на голове над мозгом хохмы, – это корона наасе: «Все мудростью сотворил Ты» . Бина, в свою очередь, связана со страхом, со строгим и тщательным сохранением деталей, с серьезным и глубоким слушанием. Поэтому левая корона располагается над мозгом бины, и это корона нишма.
Правая и левая нога
От головы спустимся к ногам, поскольку, согласно Каббале, особым душевным чувством месяца Сивана является хуш а-hилух («чувство ходьбы»). Более того, существует однозначное соответствие между месяцами и основными органами человеческого тела, и в этой системе месяц Нисан соответствует правой ноге, а месяц Сиван – левой.
Что это означает? В Нисане мы «запрыгнули в телегу» Геулы, Избавления, таков смысл слова «Песах» – «И минует (пасах) Б-г вход того дома» , «Песах» от «пропуск», «скачок». При прыжке одна нога активна, и на этот раз мы начали с правой ноги, которая представляет собой практическое выражение любящей правой руки, поэтому мы вскочили и вышли из Египта, внезапно загоревшись большой любовью.
Но одного прыжка недостаточно. Чтобы достичь устойчивой ходьбы, нужно задействовать хуш а-hилух, и поэтому нам нужна также левая нога, которая стабилизирует и уравновешивает тело и силы действия, – так же, как благоговение (ир’а) служит якорем для любви (аhава), так же, как бина правильно воспринимает хохму, и так же, как нишма дополняет наасе. Итак, в месяце Сиван мы шагаем двумя ногами: правой и левой, наасе и нишма.
Коленом Сивана является колено Звулуна, который выделяется своим хождением на большие расстояния: «Звулун на побережье морском обитать будет» , и Раши объясняет: «Ибо Звулун занимался торговлей и предоставлял пропитание колену Иссахара, а они занимались Учением. К этому (относится) сказанное Моше: «Радуйся, Звулун, при выходе твоем, а ты, Иссахар, в шатрах твоих» , – Звулун выходит торговать, а Иссахар занимается Учением в шатрах». Таким образом, правильное «хождение» (в значении «поведения») – это не только хождение в Дом учения, но и деловая активность вне дома. Более того, «хождение» представляет собой более трудную задачу: не забывать, что и оно должно быть во имя Небес (как у Звулуна, предоставляющего пропитание Иссахару), и знать, что везде, куда бы я ни попал, я нахожусь по воле Б-жественного Провидения: «Б-г утверждает шаги человека, если путь его угоден Ему» ; даже если я не знаю, в чем именно заключается здесь моя задача, я верю, что в ней, без сомнения, есть некий тикун-исправление (поднять «искры святости», находящиеся там, как объяснял Бааль-Шем-Тов ).
Праздник Шавуот
До сих пор мы вели речь о подготовке к празднику Шавуот и дарованию Торы, начиная с первого дня месяца Сиван, однако на самом деле эта подготовка начинается уже во время праздника Песах, когда мы приступаем к исполнению непрерывной заповеди отсчета Омера. На самом деле, у праздника Шавуот, в отличие от других праздников, нет самостоятельной даты в еврейском календаре! Подсчет Омера начинают во второй день Песаха, день принесения Омера в Храме (16-го Нисана), отсчитывают 49 дней, а 50-й день является днем праздника Шавуот. Верно, что в принятом сегодня календаре есть постоянная дата для Шавуота – 6-е Сивана, но, в принципе, Шавуот может приходиться и на другие числа (5-е или 7-е сивана, в зависимости от продолжительности месяцев Нисан и Ияр, каждый из них может состоять из 29 или 30 дней) .
Праздник Шавуот – это праздник швийот, «седьмиц» (то есть недель), итог отсчета Омера, когда мы отсчитали семь недель. Мудрецы также подчеркивают, что согласно всем мнениям, дарование Торы было в шабат, седьмой день недели (но точная дата небесспорна, как мы отмечали) .
Число семь вообще является одним из значимых чисел в Торе, начиная с седьмого дня от Сотворения мира, через отсчет Омера и до цикла седьмого года (Шмита) и Юбилейного года (Йовель), и еще – как буква ן «זי, гиматрия которой равна семи. Моше Рабейну, через которого нам была дарована Тора, – это седьмое поколение от Авраама Авину, «Все седьмые (особенно) любимы» . Кроме того, мы привыкли к разделению Торы на пять книг, но существует также разделение Торы на семь книг, при котором небольшой раздел «И было, когда двигался ковчег» (в недельной главе Беhаалотха, которую читают в Сиван) считается самостоятельной книгой и делит книгу Бемидбар на три книги.
Один, три, семь
Таким образом, праздник Шавуот отмечен двумя основными цифрами, 3 и 7, – его отмечают в третьем месяце и на исходе семи недель. Но невозможно обойтись без цифры 1, потому что все выходит из одного источника: «Даны от Единого Пастыря» , и это единство, которое в праздник Шавуот чувствуется особенно сильно, ведь его празднуют только один день (в отличие от Песаха и Суккота) . Итак, перед нами возрастающая последовательность чисел: 1, 3, 7. Эта последовательность будет иллюстрировать характерное свойство этого месяца – хуш а-hилух, которым Всевышний обучает нас, как правильно ходить, подобно тому, как отец учит своего ребенка делать первые шаги. Готовы? Шагом марш:
Один: начинаем с первого и единственного шага, который малыш решается сделать. Правда, он сразу падает, но ведь он открывает новый мир. Так и мы вышли из Египта, и это был первым шагом в мир свободы.
Три: когда удается пройти три шага, можно радостно провозгласить: «Он ходит»! Так мы на третий месяц пришли к горе Синай и приобрели ощущение уверенной ходьбы, ходьбы, у которой уже есть направление и определенная цель. Теперь можно получать Тору.
Семь: после того, как мы научились ходить относительно уверенно, нас ждет самый важный урок – научиться вставать после падения! «И семь раз упадет праведник, но встанет» . Тот, кто умеет вставать после падения, его хождение-продвижение стремится стать вечным, ницхи, и в самом деле Тора представляет собой отпечаток вечности, запечатленный в нас: «Эта Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков, и нельзя ни прибавить к ним, ни убавить от них» . Согласно Каббале, есть особая связь между сфирой нецах («вечность») и Моше Рабейну (как его принято размещать среди Ушпизин в Суккот), и она считается седьмой по счету сфирой.
Песни Давида
Подъем после падения – это тайна царя Давида, который родился и умер в праздник Шавуот , а о его рождении мы читаем в конце Мегилат Рут (Давид был также седьмым в своей семье: «И Ишай родил… и седьмого – Давида» ). Давид знает, что злое начало подстерегает его в каждом углу, и он тоже падает, однако он знает и секрет тшувы (раскаяния), ведь даже если я споткнулся и упал, я могу встать и воспрянуть духом. Хотя Давид умер в Шавуот, но он и родился в этот же день, и после того, как он почувствовал себя «мертвым», ему удается родиться заново. Поэтому Давида (и Машиаха бен Давида) называют бар нафла – «ванька-встанька», который в каждый момент времени встает заново. Эта способность вставать является секретным оружием царя Давида, его инструментом (кли заин) – под знаком буквы ן»זי.
Когда мы упоминаем царя Давида, начинает звучать музыка, ведь о Давиде сказано: «сын, умеющий (прекрасно) играть» и «руководитель музыкантов» . Все это хождение, падение и подъем сопровождает мелодия, на которую также намекает буква ן»זי, заин, и название которой состоит из первых букв слов «Наим змирот Исраэль» (как называли Давида), или по порядку букв в слове заин: «Змирот Исраэль наген» («сладкозвучный певец Израиля») .
Рубрики
Ссылки
-
Свежие записи
- Танцы в синагоге 13.07.2023
- Исчезнувший медальон. Интеллект, познание, вера. Последний переход. 12.07.2023
- Кто подлинный лидер? Этих разлучит земля. Две коронации. 12.07.2023
- Время на размышления. Почему убили Йешу? Будь стремителен как орел! 03.07.2023
- Лучший товар. Кто силен. Рыжая без порока. 28.06.2023
- Искусство безмолвной речи. Царь и колдун. Пророк и хулиганы. 28.06.2023
- Избавление от душевной западни и излишнего веса. 28.06.2023
- Как украсть коня? 27.06.2023
- Душа человека обучает его. Путч или кто будет стирать грязные носки? 19.06.2023
- Трубки пылесоса, самокаты Тель-Авива и кусочек откровения. 19.06.2023
- Невозмутимость. Корона на двоих. Тяготение. 12.06.2023
- Исцеление простой верой. Двойное чудо. Реалистичное видение. 11.06.2023
- Надприродное вступление в Эрец Исраэль 09.06.2023
- Скрытый родник. Как король с королевой. Лишние слова. 04.06.2023
- Мудрец забирает души или слепое пятно. Две стороны короны и секрет Избавления. 04.06.2023
- Принц-прозелит. Преступившая грань. Зажигание светильника души. 04.06.2023
- Учимся правильно создавать желание своего мужа изначально строя разрушая и сердясь. 04.06.2023
- Все от женщины. Нашел или нахожу и как обрести благо. 23.05.2023
- Возлюбленная гусара. Тайны кухни. Его знамя надо мною. 23.05.2023
- Аромат на небесах. Урок упования. Исповедь короля. 15.05.2023
- Что испугало льва? Кому нужно проигрывать? Отраженный свет. 15.05.2023
- Ничего лишнего. Кому честь? Освящение Имени. 07.05.2023
- Возлюби ближнего. Святые амбиции. На пяти ногах. 07.05.2023
- Что он — говорит. Линия союза. Интеграция мер. 05.05.2023
- Без ширм и масок. Сколько необходимо? Право на выражение. 05.05.2023
- Солдатские штаны. Коснуться клада. Странный козел отпущения. 05.05.2023
- 28-е Нисана и установление связи после 3-го Тамуза 19.04.2023
- Позор на пути в Эрец Исраэль 19.03.2023
- Влюбиться в Эрец Исраэль 19.03.2023
- У души нет цвета 19.03.2023
- Еще немного и не будет злодея! 19.03.2023
- Понюшка табака 19.03.2023
- Думай хорошо — будет хорошо 19.03.2023
- Я сплю, но бодрствует сердце мое 19.03.2023
- Помогая друг другу 19.03.2023
- Лицом к лицу 19.03.2023
- Свадьба на кладбище 19.03.2023
- О пропавшей царской дочери 19.03.2023
- Ночная помолвка 19.03.2023
- Взлетевшая в небо корова 19.03.2023
- Рекомендательное письмо 19.03.2023
- Очарование и искусство прикосновения 19.03.2023
- 4 вида мировых кризисов 19.03.2023
- С чего начинается Родина? 19.03.2023
- Что важнее разум или вера? 19.03.2023
- Пустые сосуды и жизнь после жизни 19.03.2023
- Тайна колодца и женская решимость 19.03.2023
- Человек или билет 19.03.2023
- Некупленный билет 19.03.2023
- Каждый может стать пророком Элияу 19.03.2023
Метки
Авайе Б-г Бааль-Шем-Тов БеШТ Всевышний Геула Гивон Гинзбург Единый Б-г Израиль Любавический Ребе Машиах Ребе Служение Творец Тора Учитель благословение взгляд гармонизация душа еврей женщина заповеди любовь милосердие мир праведник простой еврей рабби Исраэль разделение реальность свет сердце смирение страх тшува тьма убийство ученик хасид цадик царь чудеса эго