Месяц Ияр — Линия союза

2656234200821619340Настоящий союз не отказывается от особенностей каждого из участников, но видит общий знаменатель и сам является единством противоположностей

Каким образом можно объединить разные вещи или разных людей? На святом языке это делается с помощью всего лишь одной линии, которой служит буква вав (ו»וא), используемая как соединение, например, «Реувен ве-Шимон». Как, например, мы читаем в первом появлении буквы вав в Торе: «Эт а-шамаим веэт а-арец» («небо и землю») – как бы далеки ни были небо и земля, вав (союз «и») соединяет их друг с другом, подобно колонне, один конец которой стоит на земле, а другой уходит в небо.
Как с точки зрения ее формы, так и с точки зрения смысла ее названия, буква вав выглядит как крюк, который используется, чтобы на него что-то повесить или соединить. Обратите внимание, что слово вав появляется в Торе только по отношению к тем крюкам, которые были частью столбов Скинии: в словосочетании вавей а-амудим видна связь между крюками и столбами. Словосочетание вавей а-амудим обозначает, что все столбцы в свитке Торы начинаются с буквы вав. Графически это выглядит так: следующие один за другим столбцы в свитке Торы, каждый из которых напоминает букву вав, и в начале каждого столбца — буква вав, служащая соединением между столбцами.

Часы времени
Задачей месяца Ияра является нахождение секрета правильного соединения времен, поскольку этот месяц был сотворен буквой вав, как учит Каббала. Особенностью Ияра является то, что весь этот месяц мы день за днем выполняем заповедь отсчета Омера. Поэтому он представляет собой соединение двух времен, что в начале и конце отсчета Омера – праздника Песаха в месяце Нисан и праздника Шавуота в месяце Сиван. В целом, в период отсчета Омера, больше, чем в любой другой период, мы наиболее чувствительны к быстротекущему времени. В нашем сознании мы соединяем периоды времен, превращая их в одну сплошную линию, которая похожа на букву вав.
Как в столбцах свитка Торы, так и во временных измерениях, буква вав соединяет, но на этот раз «столпы времени». Время начинается в период шести (гиматрия буквы вав) дней Творения, в течение которых было завершено Создание мира (а затем наступил день седьмой). И сегодня мы находимся в конце большого цикла существования мира, продолжительность которого шесть тысяч лет. И в пространственном измерении у каждого предмета есть «шесть концов» — верх и низ, право и лево, передняя и задняя часть – причем само слово Берешит (בראשית) толкуется как «сотворил шесть» (ברא שית) — слово שית на арамейском означает «шесть». Красивый знак: в слове בראשית шесть разных букв, которые образуют 720 различных сочетаний. А 720=6 раз*(עמוד), (гиматрия עמוד =120) — «вавей амудим»!

Необходимое условие союза
В период отсчета Омера нам нужно делать самую важную работу – учиться правильно относиться к людям. «Возлюби ближнего как самого себя» — «сказал рабби Акива: это великое правило Торы», и особенно в период отсчета Омера, когда отмечается смерть учеников рабби Акивы, наказанных за «неуважение друг к другу». Лаг ба-Омер – знаменательная дата месяца Ияр – мы можем связаться с рабби Шимоном Бар Йохаем, из нового поколения учеников рабби Акивы, которые усвоили урок из смерти первых его учеников. Итак, рабби Шимон Бар Йохай сказал: «У нас все зависит от теплого отношения», и нет ничего подобного Лаг ба-Омеру – дню устранения мнимых барьеров между людьми и бесконечно теплой аhават Исраэль.
Из более близких к нам поколений стоит отметить в месяце Ияре замечательного цадика рабби Менахема Менделя из Витебска. Будучи выдающимся учеником Магида из Межерич, он репатриировался в Израиль, несмотря на большие трудности вместе с 300 семьями его хасидов, но уже спустя десять лет умер после перенесенных многочисленных страданий на Святой Земле в городе Тверии 1-го Ияра 5548 года. Рабби Менахем Мендель углубленно объясняет в своей книге При а-Арец секрет единства между людьми и как достичь подлинной аhават Исраэль. В основе этого должно быть признание, что все хорошее, что у меня есть, это подарок Свыше и мне нечем гордиться даже перед самыми большими злодеями: «И все равно любит каждого в народе Израиля, даже злодеев народа Израиля, по причине истинного понимания и знания, что они близкие и у него есть принадлежность к ним, и вот он как один из них и нет у него перед ними никакого преимущества, но то, что ответят ему с Небес».
Одним словом, мир שלום является необходимым условием союза между людьми, а буква вав – буква мира.

Соединение свойств
Отсчет Омера это не только произнесение вслух: «Сегодня один день Омера», поскольку проговаривание способствует фундаментальному исправлению души как подробно объясняется во внутренней части Торы. Каждая из семи недель отсчета Омера посвящена исправлению одной из семи нижних сфирот каббалистического Древа жизни – хесед, гвура, тиферет, нецах, hод, йесод, малхут – называемых также семь мидот (свойств).
Каббалистическое понятие сфира обычно относится к области «высших миров», которыми Всевышний управляет реальностью (например, „Мир Ацилут-Эманации“), но те же сфирот находят выражение в душе человека, потому что человек есть «малый мир», микрокосм всей вселенной. Например, хесед – наша склонность творить добро и влиять, появляющаяся у нас вследствие любви. В то время как гвура – склонность к критике и уменьшению воздействия на других, а также ощущение страха и трепета, с которым мы стоим перед Всевышним (обратим внимание, что на это указывает равенство гиматрий гвуры и страха: יראה = גבורה).
Итак, как нам лучше себя вести – милосердно или строго? Правильным будет вывод, что решение должно быть комплексным – нельзя относиться к людям только милосердно или только строго! Важно знать, что секрет в соединении двух крайностей – совмещать хесед с гвурой, знать, когда усиливать хесед, а когда гвуру и как согласовать и правильно сочетать их. Маленький ребенок не может одновременно держать в голове два полярных свойства, но взрослый человек со зрелой психикой в состоянии сдерживать свои эмоции посредством сил разума и таким образом исправлять их. Он может сам научиться управлять эмоциями, не подчиняясь их влиянию. Это (в двух словах) работа в период отсчета Омера, на языке Каббалы: усиливать мидот и внести в них мохин («разум»), тем самым «помирив» их.

Мысленная связь
Поскольку мы упомянули мохин, коснемся немного присущего месяцу Ияр особого свойства, называемого хуш hирhур — склонности размышлять (как отмечалось, у каждого месяца есть свой особый хуш). Мысль обладает прекрасным свойством соединения, поскольку она является первичным выражением души, и она соединяет скрытые силы души (мохин и мидот когда каждая из них сама по себе) для выражения души во внешнем мире (через «одеяния души»). В момент размышления происходит замечательный процесс, при котором неясные ощущения и знания превращаются в мысль, состоящую из букв и слов: в начале есть «мысль разума» абстрактная и без слов; затем мысль одевается в буквы и слова – «буквы мысли» (пример этого: мысли привыкшего думать на своем родном языке); и в конце появляются «буквы речи», законченные и «нарезанные» (вплоть до действия, являющегося также разновидностью выражения). В более широком смысле, мысль является «посредником», соединяющим внешний и внутренний миры, и с ее помощью внутренний уровень «одевается» во внешний, подобно душе в тело.
Связь между мыслью и соединением выражена намеком в понятии «хешев а-эфод» (специальное красивое одеяние первосвященника наподобие жилета), хешев — поясок, прикреплённый на эфоду, он соединяет его с хошеном и с телом первосвященника. В дополнении корень חשב (хешев) вытекает из двух букв חש, смысл которого соединение לחוש-לגעת (то есть, почувствовать-прикоснуться), так חשב толкуется как חש ב (чувствует что-то). Хаш означает также «молчание» — действительно, сама мысль молчит, но она ощущает и касается, соединяет внешний мир с внутренним, создает мост между сокрытием и раскрытием букв и слов, вплоть до появления речи. Из корня хешев получается также «счет»-хешбон, первым важным действием которого является сложение. Коленом Ияра является Иссахар, который выделяется своими мыслями и счетом: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена, — знающих, что нужно делать Израилю [что умеют вычислять високосные годы и устанавливать начало месяцев]… и все соплеменники их, (действующие) по слову их».
Так как мысль обладает особым свойством соединять, то «добрую мысль Всевышний присоединяет к действию». И в нашем контексте, связи между различными мидот и разными людьми начинается с доброй мысли: «И каждый против ближнего своего зла не замышляйте в сердце своем».

Процесс соединения
Вернемся к соединению мидот. Как сочетать различные мидот, и между разными евреями? Во всяком случае, не посредством размывания границ между ними. А наоборот, нужно сделать диагноз каждой миды, измерить и отметить ее.
Здесь мы встречаем другое значение буквы вав, форма которой представляет собой подобие «измерительной линейки», с помощью которой определяют границы. Процесс Сотворения мира описывается в Каббале как проникновение луча Б-жественного света в темное пространство, причем луч света используется как линия измерения, вокруг которой измеряется и формируется настоящая реальность. После того, как каждая деталь сама по себе измеряется и определяется, их можно соединить. Как удачный союз между мужчиной и женщиной создается не благодаря призрачному равенству между полами, а на основе признания различия и уникальной сущности каждого из них, ибо только так возможна плодотворная связь между ними.
И синтаксический смысл соединяющей буквы вав – это не всегда простое соединение, иногда она появляется в значении «или» או. Соединение происходит на основе различия — небо и земля очень разные, «Небеса – небеса [принадлежат] Б-гу, а (вав) землю отдал Он сынам человеческим» и все же вав является общим знаменателем, соединяющим их: «Небо и землю».

Интеграция мидот
После того как мы выявили уникальность каждой детали, в соответствии с «линейкой мидот», мы можем найти между ними общее, соединив их союзом вав. Относительно свойств души: сначала мы должны понять, что является хеседом, а что гвурой, и тогда присмотревшись внимательней, мы вдруг обнаружим, что внутри хеседа есть гвура, а внутри гвуры есть хесед.
Объясняется, что кроме общего разделения сфирот Омера на семь недель – каждая неделя посвящается определенному свойству – есть детальное разделение всей недели на семь дней, и каждый день посвящается определенному аспекту того свойства. Таким образом, каждое свойство умножается и «включается» во все остальные: хесед в хесед, гвура в хесед и т.д. В соответствии с этим принято говорить в молитве после отсчета Омера в первый день: «Чтобы в заслугу за то, что я сегодня вел счет дням после принесения Омера, — был исправлен вред, причиненный мной сфире хесед хеседа [и во второй день: сфире гвура хеседа и т.д.]».
А что касается исправленных отношений между людьми: после того, как я (могу позволить себе) быть самим собой, а ты – самим собой, можно обнаружить, что в тебе есть часть меня, а во мне – часть похожая на твою, и тогда соединение между нами все больше и больше усиливается. Тот, кто соединяет в самом себе склонности души и умеет найти в себе гвуру хеседа и хесед гвуры (и т.д.), может также соединить себя с другим евреем, даже если тот выглядит довольно сильно отличающимся от него.

Превратить тьму в свет
Мы говорили про «линию измерения» и про соединяющий вав (вав хибур), а теперь раскроем еще один аспект буквы вав. Уникальное явление в святом языке это «инверсный» вав (вав ипух) – он обращает прошлое в будущее и будущее в прошлое, как в третьем стихе Торы: «И сказал (вайомер) Б-г: да будет (вайеhи) свет. И стал свет». Слова вайомер и вайеhи – стоят в будущем времени, но союз вав превращает их во время прошедшее: вайомер означает «сказал», а вайеhи означает «стал».
Буква вав очень динамична. Она используется очень мало, как знак согласного, и в основном появляется как соединяющий союз, и в основном вав появляется как союз «и» гласная буква-некуда, которая движет остальные буквы (как холам и как шурук). Но пиком является феномен «инверсного» вава. Если вав хибур соединяет между прошлым и будущим, как сплошная линия сфират Омера, то вав ипух открывает нам, что можно поменять местами две крайности и обнаружить, что уже в начале Творения скрыт конец будущего, а далекое будущее повторяет и объясняет прошлое. Время – это начало Творения и если у вавей амудим есть сила перевернуть время, значит можно все превратить к лучшему, превратить тьму в свет. Вначале «Земля же была (прошедшее время) пуста и хаотична, и тьма над бездною», и тогда появляется свет не только на новой стадии, а как бы опровергая тьму, которая была в начале, превращая ее в свет: «И стал (вейеhи – буквально «и станет») свет».
Относительно мидот мы обнаруживаем, что у противоположных свойств есть Высший общий корень, и тогда можно видеть, что даже хесед хеседа может смениться на гвуру гвуры, когда раскрывается верхний слой, где противоположности объединяются. И евреи, кажущиеся противоположными друг другу, могут обнаружить общий источник корней душ, позволяющий им почувствовать друг друга буквально как «одну сущность» и понять, что все противоположности являются разными гранями того же единства.
Да будет на то воля Всевышнего, чтобы мы удостоились такой аhават Исраэль, которая не «стирает» уникальность каждого, а позволяет ему соединяться с другими, получив умножение силы, и даже раскрыть общий корень, в котором мы все как один человек, «Весь народ Израиля – хаверим-друзья».
Автор: рав И Гинзбург
Перевод А. Кочубиевская наш сайт: http://kabbala2all.ru/

Запись опубликована в рубрике 12 способностей чувствовать. Добавьте в закладки постоянную ссылку.