Месяц Нисан — Право выражаться

come-1893713_640В предверии пасхального седера поговорим о самой сути речи, которая, как выяснится, начинается с буквы hей
С какой буквы мы начинаем говорить? Речь является действием сложным и удивительным, это просто чудо, которое с нами случается без того, что мы о нем задумываемся. Если проанализировать речь, окажется, что она делится на простые начальные составляющие, являющиеся частями более детальных и сложных. А самой простой и начальной буквой произношения является буква hей, היא, — это не «шумное» действие, что сопровождает выдох воздуха изо рта, а просто дыхание во рту (hевель), «все hевель-суета». И так сказано про букву hей, что она легкая, незначительная: «буква легкая, которая не имеет ничего реального».
Королева букв в м-це Нисан
Все остальные буквы имеют своего рода реальное «тело», являющееся продуктом какого-либо контакта с нашим ртом, и только буква hей как душа-нешама, производящая действие дыхания-нешима. Это действие происходит почти без какого-либо физического трения, прямо из трахеи (по сравнению с буквой алеф, אל»ף, которая хоть и «конкурирует» с hей в простоте произношения, но мы ее произносим с силой, «выше» в горле). Говоря абстрактно, буква hей представляет базовое движение, которое скрывается за каждым актом речи, как душа, вдыхающая жизнь в безмолвные буквы, будто в каждой букве есть внутренняя скрытая буква hей. В Каббале объясняется, что числовое значение буквы hей указывает на пять «источников [разговора]» во рту (моцаот пэ) – горло, нёбо, язык, зубы и губы – причем буква hей (которая сама относится к горловым буквам) как бы в должности все распределяющего и направляющего командующего.
Несмотря на то, что она является пятой по порядку буквой, в букве hей есть что-то первичное, как вид сырьевого материала для всех букв, и она соединяет между самой «сутью» звука и речью. Сотворение мира описывается в Торе как речь Творца, начиная со стиха: «И сказал Б-г: да будет свет» — Его речь является самовыражением (и наша речь является таким примером) – в Каббале даже подробно описано, как все было создано посредством двадцати двух букв еврейского алфавита. Таким образом, очевидный вывод заключается в том, что Сотворение мира началось с буквы hей, согласно имеющейся информации. И так сказали мудрецы: «Этот мир сотворен посредством hей», и так толкуют стих: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их (при сотворении «беhибарам» — бе hей барам – буквой hей сотворил)». Чтобы еще лучше подчеркнуть важную роль буквы hей, напомним, что она дважды появляется в основном Имени Б-га Ãвайе (הוי»ה), которое запрещено произносить всуе .После такого вступления можно, безусловно, короновать букву hей как королеву букв.
Мы вступаем в месяц Нисан, когда уже наступила весна, и Песах почти вошел в наш дом. Согласно Каббале Нисан сотворен буквой hей, а особым «чувством» (хуш) этого месяца является «чувство» речи (хуш а-дибур), обратим внимание, как они подходят друг другу! И в самом Нисане есть что-то первоначальное: «Месяц сей для вас начало месяцев, первый он у вас из всех месяцев года» — как весна, когда все цветет и обновляется, как ребенок, родившийся после длинных зимних месяцев беременности, так и народ Израиля родился и вышел из рабства на свободу в Нисане. Это особенно ярко проявляется в високосный год, когда терпеливо ждут двойного Адара, а само установление двойного месяца (второй Адар представляет собой продолжение первого — как бы «беременность» первого месяца Адара) перед Нисаном означает, что заканчивается беременность и приближаются роды.
Подобно тому, как буква hей — королева букв, так и первый день (Рош а-ходеш) Нисана считается «Рош а-Шана царей Израиля». Еще одна совокупность, эквивалентная двенадцати месяцам года, — это совокупность двенадцати колен Израиля, согласно этому, месяцу Нисан соответствует колено Йеhуды. Ведь Йеhуда удостоился царской короны в Израиле: «Не отойдет скипетр от Йеhуды» (помните царя Давида?), и имя Йеhуды дважды включает букву hей יהודה, как и Имя Б-гаהוי-ה .
Свободная речь Песаха
Человек выделяется от всех творений, будучи существом «говорящим», а евреи особенно любят поговорить… серьезно, в атмосфере подготовки к Песаху, помимо всех видов наведения чистоты и порядка, мы начинаем готовиться к седеру. Что делают евреи в сам седер? В двух словах, едят и говорят: едят мацу и горькие травы (а в период, когда существовал Храм, ели также пасхальную жертву), и пьют четыре бокала (мы не забыли, разумеется, харосет и хрен, яйца и картофель, всех вкусов и эхшеров…). И рассказываем об Исходе из Египта – читаем пасхальную Агаду, выполняя мицву «И скажи сыну твоему». И задаем четыре кушиот (трудных вопроса) и отвечаем: «каждый, не сказавший три эти вещи в Песах, не выполнил необходимый минимум (полагающийся выполнить в пасхальный седер)». В заключении произносим Ãлель и другие песни и восхваления: «чем больше каждый рассказывает об Исходе из Египта, тем это похвальнее». Может предложим для Песаха другое название, что-то вроде «Праздник речи»? Нет необходимости. Аризаль опередил нас и сказал, что само слово «Песах» означает пэ сах — рот, который говорит и растолковывает.
Как начинается пасхальная Агада? После всех вступлений – кадеш, у’рхац, карпас, яхац – подходим к магид и громко произносим: «Вот (הֵא) скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Слово הֵא здесь толкуется как «вот» — знакомый звук, это наша королева – буква hей, нет более подходящей, чем она, чтобы начать разговор в эту особенную ночь. И еще: магид – это пять символов седера, как гиматрия буквы hей. Кстати, 5 «превращается» в число 15 – сумму всех чисел от 1 до 5 (как форма треугольника) – и в самом деле есть 15 символов седера. Это также число ступеней в известном стихе Агады: «сколько хороших маалот (переводится как «ступеней», так и «добродетелей») у Всевышнего для нас» (15 маалот в Храме, 15 маалот в Теилим), а также гиматрия слова אביב («весна»).
И на самом деле, мицва кушать мацу в пасхальную ночь проходит под символом буквы hей, так как именно эта буква отличает хамец (חמץ) от мацы (מצה). В этих словах есть две общие буквы מצ и только ח хамеца превращается в ה мацы. Поэтому подходит, чтобы во время рассказа рядом с нами была маца, называемая «скудный хлеб» — лехем они – «хлеб, на который отвечают (оним) много вещей». То есть Агада произносится над «хлебом», точнее мацой, что находится перед нами (и три мацы лежат на столе пасхального седера уже сначала вечера, задолго до того, как мы их едим).
Почему речь занимает такое важное место в Песах? Потому что Песах – это «время нашей свободы», праздник, в который мы вышли из рабства на свободу, из изгнания в Геулу. И какое рабство страшнее всего? То, которое сковывает речь! Как бы рабство и физические страдания ни были тяжелы, пока еще можно говорить и выражать себя, у нас еще остается сущностная точка свободы, и никакие внешние кандалы не победят дух человека. Но когда на устах некий «намордник» — это уже горькое рабство. Как сказал фараон? «Пусть тяготеет работа над этими людьми и да занимаются ею, и да не увлекаются пустыми речами [разговаривая!]» — египетское рабство не было только для тела, а мы словно забыли, как разговаривать, сам разговор ушел в галут. Поэтому Геула, в первую очередь, — освобождение речи. Можно говорить без страха и опасения. Можно сказать всю правду, рассказать детям, кто мы такие (евреи) и кем мы являемся (избранным народом), и общаться, и проговорить до рассвета.
Каббалисты объясняют, что египетское (Мицраим) изгнание намекает на «мейцар горла» (горло — это самая узкая часть человеческого тела), и речь как бы «застревает» в нем, пока не выйдем из Египта: «Из теснин воззвал я к Б-гу, ответил мне Б-г, даровав простор» — простор, позволяющий открыть рот, как в стихе из Теилим «Я Ãвайе, Б-г твой, Который поднял тебя из страны египетской [Мицраим – из мейцар], раскрой свои уста, и Я наполню их». Этот стих очень похож на стих, с которого начинаются десять Заповедей: «Я Ãвайе, Б-г твой, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства». Кстати, стих «Из теснин…» произносится и перед трублением шофара в Рош а-Шана, когда мы трубим в узкое горло шофара и Всевышний «слышит трубный звук», отвечая нам простором. Но накануне Песаха этот стих толкуется как освобождение речи из теснин, чтобы уста могли говорить — пэ сах.
Отвечают и говорят
Мы говорили о речи, как отражающей тот факт, что мы свободные люди, еврей освобождается и начинает говорить, отец рассказывает сыну, и все говорят со всеми. Это замечательно, но не достаточно. Наша речь не только выражает самого человека, она не только средство связи и общения. Наша речь это также связь с Б-гом.
Эта связь выражается глаголом ענה (ана). Мы уже упоминали, что маца является «хлебом скорби -лехем они — на который отвечают (оним) много вещей». Можно даже сказать, что Агада рассказывается как ответ на вопрос, исходящий от мацы. Маца как бы спрашивает: «Ма ништана» («Что изменилось») — почему кушаете меня, а не хамец? И мы начинаем отвечать: «Вот скудный хлеб… рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас оттуда Ãвайе, Б-г наш, сильной рукой и мышцей распростертой». И также наша речь является ответом Всевышнему, как в стихе, приводимом в Агаде: «А ты провозгласи и скажи пред Ãвайе, Б-гом твоим: арамейцем-скитальцем был отец мой, и сошел он в Египет…».
Маца является первым, что обеспечивает связь с Б-гом. В Ãлахе сказано, что ребенок не может сказать «аба-папа», пока не попробует вкуса хлебных злаков, а также даруемый нам разум, чтобы обратиться к Б-гу и сказать ему «Аба», проявляется с момента кушанья мацы (сделанной из злаков), поэтому маца является Михла демеhимнута — хлебом веры. Хамец блокирует связь, так он выражает наше эго, которое возвеличивается и раздувается, но маца выражает битуль, отказ от эго, из базового осознания, что слово Всевышнего создает нас – речь Б-га при творении начинается с буквы hей, разделяющей между хамецом и мацой. Буква hей – это маца, она корень каждого еврея в Аврааме Авину, который наследовал сыновьям (и праведным герам, называемым его сыновьями) веру в Б-га, ведь Авраам родил свое потомство в святости только после того, как к его имени была добавлен буква hей. Эта буква уже выражена намеком при сотворении мира: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их («при сотворении» — בהִבָּרְאָם — «беhибарам» — бе hей барам)». И толковали мудрецы: «בהִבָּרְאָם באברהם – благодаря заслугам Авраама». Буква hей в слове בהִבָּרְאָם пишется в свитке Торы маленькой буквой, чтобы подчеркнуть ее особую роль – хранить Авраама Авину и все его последующее потомство как множество букв hей, которые в Аврааме, «величайшем среди гигантов человеке».
И вот мы открываем рот, кладем в него небольшой кусочек мацы, и с верой в сердце говорим «Аба». Но эта связь не односторонняя. Мы говорим в надежде получить на ответ. В понятиях Каббалы наша речь подобна пробуждению жены, против которого приходит пробуждение мужа. Мы пробуждаем «женские воды [влияние женщины]» и тем самым мы вызываем влияние Всевышнего к нам — «мужские воды [влияние мужчины]». В Агаде приводится рассказ о мудрецах, которые рассказывали всю ночь про Исход из Египта, «пока не появились их ученики и сказали им: Господа! Пришло время читать утреннюю молитву Шма» — в течении длинной ночи мы говорим и говорим, пробуждая снизу, пока не приходит рассвет, и мы чувствуем, что Творец нам отвечает Сверху, до тех пор пока уже сможем видеть глазами Геулу, исполнение того, что было сказано, в реальности.
В ближайшую пасхальную ночь постараемся не только замечать сидящих вокруг стола, но и на скрытого Слушателя – Благословенного Творца, внимательно прислушивающегося к каждому слову, произносимому нами, радующемуся, и благодаря нам самому пробуждающемуся спасти нас от всех теснин.
Все разговоры
Теперь обратим внимание, что у слова дибур есть дополнительный смысл: в значении «управление», как в стихе «Покорит (ядбер) Он народы под нами», на языке мудрецов: «один вождь у поколения». В самом деле, существует тесная связь между речью уст и речью руководства – сила подлинного лидера в его устах, «Где слово царское, там власть». И определение человека как существа говорящего включает его способность властвовать и управлять, ведь человек — царь всего творения, «Ты сделал его властелином над творениями твоими».
Но подлинный лидер говорит не только с людьми, но и обращается к Б-гу. Еврейский вождь — это истинный последователь царя Давида, псалмопевца, в любое время произносящего молитву, умоляя Б-га о помощи и надеющегося на Него. «И я молитва».
Колено Йеhуды с рождения выделяется ораторским талантом, «и сказала: «сей раз я восхвалю (אודה) Б-га, поэтому назвала его именем Йеhуда (יהודה) – благодарность является исправленной речью, как нужно уметь благодарить за все хорошее, что дается нам, так и нужно уметь признаваться в наших грехах и недостатках. Это было свойством царя Давида, умевшего признаваться в своих грехах, «и сказал Давид… согрешил я перед Б-гом» (в отличие от Шауля, не признавшего своей вины, и поэтому у него было отнято царство). В связи с этим невозможно не вспомнить рабби Нахмана из Брацлава, день рождения которого приходится на первое Нисана. Рабби Нахман всегда подчеркивал важность разговора с Б-гом, «растолковать беседу с Творцом в доводах и сетованиях, красивых словах и желаниях и успокоении, прося и умоляя Благословенного, чтобы Он его приблизил к служению на самом деле».
Свойство признательности (ההודיה-הודאה) вытекает из сфиры hод в душе, подобно тому, как הוד – основа имени Йеhуды (יהודה – а оставшиеся буквы י-ה имеют ту же гиматрию, что и сам הוד). Слово הוד начинается с буквы ה, поскольку הוד=15 (сумма чисел от 1 до 5 (ה)). И еще, согласно Каббале, сфира hод часто считается пятой по счету, так как эмоции сердца (начиная с хеседа) считаются сами по себе как единое целое (хесед-гвура-тиферет-нецах- hод).
Мысль, речь и действие
Сама форма буквы ה показывает нам на разные уровни выражения души: верхняя линия (горизонтальная) намекает на мысль. Правая линия подразумевает саму речь, она прикреплена к верхней линии, подобно тому, как речь является прямым продолжением мысли. А левая урезанная линия, намекает на действие, которое не присоединено непосредственно к мысли, и поэтому нужно прилагать усилия для совершения его.
Эти три линии особенным образом проявляются у царя-лидера: верхняя линия – связь между ним и Всевышним (в первую очередь, в сути мысли); правая линия – речь-руководство народа в сущностных вопросах, Торе и мицвот (как царь Давид, ведущий за собой весь народ строить Храм); а левая линия – управление народом в будничной жизни, связей с другими странами и т.д. – и этот уровень должен получить прямое вдохновение от связи царя с Б-гом.
В пасхальную ночь сын спрашивает четыре кушиот, и отец терпеливо ему отвечает. Мы все Его сыновья и нам есть, что сказать Ему – наши кушиот очень острые – до коих пор Машиах не пришел – как долго мы будем находиться в изгнании? До тех пор пока он нам не ответит, с бесконечной любовью, даровав истинное и полное освобождение, тогда мы сможем говорить и говорить, еще и еще, с приходом Машиаха, который научит нас, как говорить, царь Машиах (месохеах – ведущий беседу).
Рав Ицхак Гинзбург
Перевод Адасса Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике 12 способностей чувствовать. Добавьте в закладки постоянную ссылку.