О радости Пурима или сотри память об Амалеке

nafshiПурим – это праздник, посвященный стиранию памяти об Амалеке, когда мы не скрываем, что нас радует, что вешают Амана на высоком 25-ти метровом дереве. Есть мицва радоваться, и мы веселимся, помня «сотри память об Амалеке в поднебесье, не забудь». Слова сотри (תמחה) и радость (שמחה) очень похожи — этому очень нужно радоваться! Поэтому тот, кто действительно влияет на нашу радость Пурима – это Аман – едят гоменташи (озней Аман), развлекаются и устраивают веселые пуримшпили. Нужно понять, кто такой Аман, чтобы мы могли радоваться, как полагается. В мире есть много разных специалистов, чтобы стереть память об Амалеке, нужно быть знатоком в этом вопросе.
Все знают, что Бааль-Шем-Тов сказал, что слова Амалек и сафек (сомнение) имеют одинаковую гиматрию, то есть Амалек – это тот, кто вызывает во мне сомнения. Сомнения в вере, сомнения в Б-ге, в Торе, в устной Торе, в цадиках, в цадике нашего поколения – современного Моше Рабейну («Мордехай в своем поколении как Моше в своем»). Именно Амалек вызывает сомнения относительно того, кто является праведником нашего времени.
Написано, что Амалек – наглость клипы-скверны. В Мишне сказано, что накануне прихода Машиаха в мире усилится наглость. И когда ее будет очень много – это будет признаком скорого прихода Машиаха. Есть наглость нечистых сил, называемых ситра ахра (другая сторона). Написано в хасидизме, что все в противопоставлении – подобно тому, как есть глупость (хуцпа) клипы, так есть и глупость (хуцпа) святости. И также относительно наглости – ей нужно противопоставить много хуцпы святости.
И это праздник
усиливания хуцпы святости.
Только хуцпа святости может победить хуцпу клипы!
Но интересно, что Алтер Ребе в Тора Ор не приводит высказывание Бааль-Шем-Това, что Амалек – это сафек, и даже не приводит более важное и принятое объяснение, что Амалек – это наглость. Он приводит иное толкование – что Амалек – это тот, кто прежде всего любит много хорохориться, он хвастун.
Почему так важно уметь тонко разбираться в том, что представляет собой Амалек? Для того, чтобы каждый мог найти его в своей душе. У каждого из нас есть клипа Амалек, а в Пурим происходит работа над ее исправлением посредством радости этого праздника, когда находим его и знаем как его «стереть» нашей радостью.
Внешне гордыня выражается в том, что человек очень любит красиво одеваться, производить впечатление, также и на самого себя, с наслаждением разглядывая себя в зеркале – какой он красивый и даже роскошный, и это же впечатление он производит и на других. Это тип Амалека. Но затем Алтер Ребе заостряет объяснение, говоря, что в сущности это явление — любить много хорохориться – имеет более глубокие корни. И это главное в Амалеке: что он не может терпеть, что в мире есть кто-то, кто более важный и более великий, чем он сам, и поэтому он также сам постоянно хвастается, чтобы показать, какой он важный, так как он не может выносить, что в мире есть кто-то, кто величественнее его. Амалек говорит: «я самый великий в этом мире». Поэтому, именно из-за этого свойства, Амалек является клипой, противящейся народу Израиля. Поскольку народ Израиля – народ избранный Б-гом по всем параметрам – разуму, свойствам характера и поступкам. И действительно народ Израиля – самый великий и самый важный. Таким образом, нужно искать Амалека также и внутри: возможно внутри меня сидит некий червь, не терпящий тех, кто умней меня, кто выше меня, удачливей меня – это называется Амалек. В праздник Пурим у нас есть шанс свести с ним счеты. Согласно простому смыслу, свести с ним счеты означает, что понять, что есть кто-то, кто выше меня. Я сам, в качестве сына народа Израиля, — единственная наша гордость в том, что нет никого, кто лучше нас, как народа в целом, но в качестве отдельного индивидуума, несомненно, есть кто-то, кто лучше меня во всех смыслах – умней меня, сердечней меня, более деловой, чем я, более самоотверженный, и т.д.
Постараемся глубже понять, что значит «первый из гоев Аламек, но в конце он будет истреблен» — он включает в себя всех гоев, все клипот, все зло. Но в хасидизме написано (это ясно следует из Торы), что у самого Моше Рабейну его главным врагом был Биллам и народ Мидьян, который послал своих дочерей развратничать по совету Биллама. Известно, что последнее, что сделал Моше, было «отомсти Мидьяну за месть сыновьям Израиля», это являлось последним звеном в его посланничестве, и далее ему сказано «и после этого приобщишься к своему народу», и затем написано «и умер Моше» — это после его войны с Мидьян, а не с Амалеком. Когда Моше Рабейну победил Мидьян, он радовался. Также как и мы радуемся, «вешая» Амана на дереве, так и для Моше самой большой радостью в жизни была его победа над Мидьяном, после которой он уже мог уйти из этого мира. Цадик оставляет этот мир только после того, как он доходит здесь до самого пика радости.
Что такое Мидьян? Ребе Рашаб объясняет, что Мидьян – это такая клипа, которая является корнем беспричинной ненависти. Написано, что второй Храм был разрушен – и мы все еще находимся в галуте, изгнании, последовавшем вслед за его разрушением – из-за беспричинном ненависти. Беспричинной ненавистью является свойство ненавидеть кого-либо ни за что, когда он не сделал ничего, за что полагается испытывать к ему чувство ненависти. Но я ненавижу его за то, что есть в нем что-то, что я не выношу. Я не выношу, когда ты входишь в пределы моей территории, моей собственности. Ребе Рашаб дает пример, что такое Мидьян, что такое беспричинная ненависть: я сижу один в комнате и с наслаждением читаю книгу, свободно положив ноги на стол, ведя себя совершенно свободно – внезапно, даже не постучав в дверь, входит кто-то (с кем у меня нет никаких общих интересов), кто-то входит в мою комнату (якобы мою комнату). Мидьян – это тот, кто чувствует, что в любом месте, где он находится, его присутствие заполняет все свободное место, все пространство, и в тот момент, когда кто-то входит в мою комнату, я его ненавижу смертельной ненавистью. Или это выражается в определенном действии, или остается злоба в сердце. Но в момент, что кто-то входит в мою комнату, это пробуждает во мне ненависть к тому входящему. Почему? Потому что он входит в мои пределы. Ведь все пространство здесь заполнено мной и моим проявлением, и внезапно входящий уязвляет меня своим появлением. Это все объяснение Ребе Рашаба о том, что представляет собой клипат Мидьян. И здесь не имеет значение – умен ли он, кто он такой – главное, что он вмешался в мою жизнь.
Есть еще один, третий, это египетский царь фараон, говорящий «мне принадлежит Нил и я его создал», подобно тому как пророк Ишаяу выразился о Вавилоне «нет никого, кроме меня», как сказано также и об Ассирии, и о Нинве: «нет никого, кроме меня» (это выражение повторяется в Танахе трижды) – нет никого, кроме меня. Это еще одна разновидность клипы, очень грязной и мерзкой: «нет никого, кроме меня».
Чтобы это лучше понять, сделаем из этого простое построение из трех сфирот. Моше Рабейну воевал с Мидьян, и написано однозначно, что клипа – Мидьян – клипа хохмы (мудрости). Это ишут — сильное выраженное эго — в противопоставлении тому, что должно быть в идеале битулем (самоустранением), «ничто» хохмы. Итак, первая клипа – клипа Мидьян – «я здесь». Мидьян от слова мадон – ссора и спор: поскольку я здесь, ты сидишь на моем месте, то я буду с тобой спорить и ссориться за место, за стул. А вторая клипа – это клипа фараона — царь Египта, сказавшего «мне принадлежит Нил, и я его создал» и всех тех, кто считает себя как единственно существующими – «я – все», а кроме меня «все – ноль», «нет никого, кроме меня». То что «я все» – это бина, это еще не означает, что ты не существуешь, но если я все – я царь. То есть если ты существуешь, ты в моем полном подчинении, как раб. Поэтому я ни в чем с тобой не считаюсь, и если ты уже существуешь, то ты в моем полном подчинении, т.к. я здесь все решаю. Самая грубая клипа, но каждый должен искать все это в себе.
Третья клипа – это клипа Амалек, она в сущности является самой грубой. В двух словах – это «я большой», не ты большой, а здесь я большой.
Обратим внимание, что Амалек самый чувствительный. И объясним, что на первый взгляд говорящий «я все» вообще ни с кем не считается, у него нет к ближнему никакой чувствительности. Также и у «я здесь» нет чувствительности – я занял это место, и ты не претендуй на него. Амалек в самом деле чувствительный и эта чувствительность называется даат, что кажется чем-то еврейским. Ведь Амалек правнук и внук наших праотцев Авраама и Ицхака (но пусть это вас не очень радует). О нем написано: «знает своего Властелина и намеревается бунтовать против него» — знание – это даат. То, что он не может терпеть того, кто выше его, приводит к тому, что в конце концов больше других он не может терпеть самого Властелина мира. Это называется, что он знает Всевышнего, что Он казалось бы самый большой, но ведь Амалек не может терпеть кого-либо, кто больше его. Поэтому, он намеревается бунтовать против него – я докажу тебе, Властелин мира, что я больше тебя. Поэтому он главный враг народа Израиля. Необходимо заострить: Мидьян – что это «я здесь» и также цари Египта, Вавилона и Ассирии, говорившие «нет никого, кроме меня», «я все» — у них в намерениях нет никаких мыслей о конкуренции с кем бы то ни было. Мидьян – от «мадон» — распря и ссора, он ссорится, но не конкурирует. Тоже самое можно сказать и о египетском фараоне – он ни с кем не соперничает. И единственный из всех, кто пытается конкурировать – это Амалек, так как не может терпеть, что есть кто-то более важный, чем он. Нужно уничтожить конкурента. Тот, кто с нами конкурирует – это Амалек. Каждый год праздник Пурим является праздником конкуренции, но при этом мы побеждаем, Всевышний помогает, и вешают Амана, конкурента, на высоком 25-ти метровом дереве.
Пока что мы только говорили о вещах, кажущихся на первый взгляд неприятными. Но в Пурим всем весело и все веселятся. Мы уже упоминали, что есть я здесь, я все, я большой. Сложенные вместе они дают шестикратное я (ани) – шесть сочетаний букв א,נ,י.
Это и есть работа праздника Пурим – исправлять свое непомерно раздутое я. Как бы ни казалось, что я все – это хуже всего, но на самом деле хуже всего, когда я соперничаю за величие, поскольку я действительно тебя чувствую. Снова, другие нечувствительны, два первых – это просто так: я здесь! и не лезь на мою территорию; или я все – сегодня таких называют душевнобольными, их нужно просто госпитализировать. Но когда соперничают за величие – то речь идет не о душевнобольных. На первый взгляд он наименее скверный из всех, но когда мы углубляемся в рассмотрение, понимаем, что он самый плохой – ведь он включает в себя всех остальных. И поскольку, как известно, даат находится под кетером, у него есть более глубокие корни в нашем надсознании, чем у хохмы и бины.
В заключении отметим, что Пурим – это то время, когда каждый должен познакомиться с этими тремя клипот, которые в Амалеке, и чтобы все «перевернулось, и чтобы евреи властвовали над своими врагами», и так или иначе, именно благодаря этому «у евреев будет свет, радость, веселье и почет», и чтобы мы удостоились стереть память об Амалеке под небом вместе со всеми.

Запись опубликована в рубрике Возрождение души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.