Радостный смех месяца Адар

imagesCADWMM95Радоваться и смеяться по-настоящему – это не шутка, а серьезная задача, над которой стоит задуматься уже с приходом первого месяца Адар. Стоит прочесть даже если этот год не високосный…
С прибавлением всех нас! В високосном году родился сын, которому в Израиле дали имя: Адар ришон (первый Адар). Это не просто шутка месяца Адар, в котором принято много радоваться. В еврейском календаре в обычном году двенадцать месяцев, и кроме того раз в несколько лет наступает високосный год (шана меуберет — буквально «беременный год»), когда добавляется дополнительной месяц – еще один Адар. Он становится первым Адаром — Адар ришон или ходеш ибур (в то время как второй Адар неизменно наступает каждый год, поэтому праздник Пурим терпеливо ждет своего времени во втором Адаре). В уникальном выражении шана меуберет используется образ беременной женщины, и поэтому можно рассматривать дополнительный месяц как образ младенца, появляющегося на свет из утробы матери.
Что представляет собой ибур (עִבּוּר) в еврейском (עברי)календаре? Вкратце объясним, что все месяцы еврейского календаря являются лунными, то есть точно соответствуют месячному циклу, в течение которого луна появляется тонким серпиком на небосводе, увеличивается и затем постепенно сходит на нет. Но 12 лунных месяцев не равны 12-ти месяцам солнечного года, продолжительность которого 365 или 366 дней, в течение этих дней земной шар и солнце завершают полный цикл, как это отражено в годичных сезонах известного григорианского календаря. Чтобы сохранить соответствие солнечным годам есть необходимость раз в несколько лет объявлять високосный год, добавляя тринадцатый месяц. Точное нахождение соответствия между лунным годом и солнечным — крайне сложная астрономическая задача. Она считается одним из чудес мудрости еврейского календаря – на языке мудрецов это тайна-сод ибур – во всем девятнадцатилетнем цикле неизменно должны быть семь високосных лет .
Начнем с интересного намека: девятнадцать лет цикла – это гиматрия слова «חוה» -Хава — имя первой сотворенной женщины и первой беременной женщины в мире. Женский цикл месячных уподобляется циклу роста и уменьшения луны вплоть до ее полного исчезновения на небесах. Шана меуберет – когда лунный год соединяется с солнечным, в результате которого наступает «беременность» тринадцатым месяцем.
Как рождается смех
Итак, что характеризует месяц Адар в целом, и Адар ришон в частности? Согласно Каббале буква, которой был сотворен месяц Адар, — буква Куф- ף»קו, которая является девятнадцатой буквой алфавита, в точности как девятнадцать лет цикла! И тут выясняется, что эта буква умеет смеяться (לצחוק ) , потому что особым свойством Адара является смех и веселье (השחוק-הצחוק). В високосном году мы смеемся и веселимся шестьдесят дней подряд (два месяца). Обратим внимание, что буква ק»צדי нам знакома как буква месяца Швата, поэтому буквы Швата и Адара вместе являют собой часть слова смех (צחק) , а находящаяся между ними буква ת»חי — сам смех — ха-ха-ха. А в слове схок (שחוק) буква син звучит похоже на цадик слова цхок (צחוק).
На продолжении двух месяцев Адара, да будут они к добру, наша задача состоит в том, чтобы научиться позитивному смеху и шуткам — чтобы они не выражались в негативной форме: «О смехе сказал я: он безумен, а о веселье: что проку в нем?». Примерами такого очень негативного «веселья» из Танаха служат поведение Ишмаэля (Раши пишет, что Сара заметила в Ишмаэле три негативные склонности – к идолопоклонству, разврату и кровопролитию) и грех золотого тельца («…и приготовили еще другие жертвоприношения, и уселся народ есть и пить, и поднялись забавляться»).
Где взять позитивный смех? Как и в любом другом понятии, ищем, где он появляется в Торе, и обнаруживаем, что смех-цхок появляется в связи с праотцом Ицхаком, особенно в связи с его рождением: Авраам смеется, когда ему сказали, что Сара родит сына (и это первое появление глагола צחק, «смеяться» в Торе). Потом засмеялась также и Сара. Наконец, когда родился Ицхак, говорит счастливая мать: «смеяться заставил меня Б-г, и всякий, кто услышит, будет смеяться вместе со мной», словно волна заразительного смеха проходит по миру.
Итак, смех появляется в связи с первым еврейским ребенком, удивительное рождение которого произошло именно тогда, когда уже была потеряна какая-либо надежда на естественную беременность. В самом деле, нет ничего прекраснее радости родителей, удостоившихся родить, и нет больше радости, чем радость бесплодной женщины, забеременевшей после многих лет горя и потери надежды: «Превращает бесплодную в хозяйку дома, в мать, радующуюся детям своим!» . Отрицательный смех – смех, который отзвук пустоты: «Ибо как треск (горящих) терниев под котлом, так и смех глупца», смех, заполняющий пустое пространство глупостью и вздором. Однако хороший смех — тот, который приходит с появлением чего-либо нового, так приходит в мир новая душа. Также следует радоваться и смеяться, когда занимаемся изучением Торы, и особенно когда открываем ее скрытые тайны, которые были спрятаны как младенец в утробе матери, как мы читаем в описании книги Зоар о сияющих и радующихся лицах праведников во время открытия сокровенных тайн Торы. Точнее, смех приходит до родов и после них – посредством смеха женщина освобождается и рожает, а после родов радость и смех продолжают возрастать.
В рамках времени, сод ибур – тайна зарождения нового в реальности, поэтому ходеш ибур – именно Адар, когда много радуются. И красивый намек: сод ибур=симха (радость). Радость сопровождает нас круглый год, что выражено намеком в числе дней года еврейского календаря: в обычном году есть 353 или 354 или 355 дней – это соответствует словам שמחה («радость»), שמחו («радуйтесь») и בשמחה («в радости»). В високосном году (когда прибавляются дополнительные 30 дней первого Адара) — это соответствует словам לשמחה («для радости»), לשמוח («радоваться») и לב שמחה («сердце радости»). שמחה также гиматрия выражения » לִירֵאָיו’הוי סֹוד » («Тайна Ãвайе — боящимся Его»), ведь раскрытие тайн Б-га происходит посредством радости и приносит радость, и необходимым условием этого является Б-гобоязненность, — «לִירֵאָיו’» — особого свойства трепета перед Всевышним, свойственного праотцу Ицхаку. Трепет удерживает от легкомысленного смеха и насмехательства над всем добрым и святым, создавая в душе верный настрой для смеха, выражающего позитивную радость и очень глубокое удовольствие.
Живой конец дней
Продолжая образ високосного года, «рождающего» первый месяц Адар, находим, что «рождающим» месяцем является Шват, предшествующий Адару, как буква цадик Швата рождает букву куф, следующую за ней. Мы видели, что сочетание этих двух букв намекает на слово צחוק – смех и имя יצחק — Ицхак, причем Ицхак получает одну букву своего имени от праматери Сары, родившей его в возрасте 90 (цадик) лет, а другую букву своего имени — от праотца Авраама, которому тогда исполнилось 100 (куф) лет. Если теперь соединим эти буквы в обратном порядке (как это характерно для месяца Адара – «перевернем ситуацию» — венаафох hу), то получим слово «конец» — קץ-кец. Действительно, месяц Адар является последним месяцем еврейского года (того, который начинается с месяца Нисана).
Слово кец имеет отношение к понятию кец ямим — «конец дней», которое на первый взгляд звучит настораживающе, но на самом деле это выражение означает скрытое будущее, когда наступит полное и истинное Избавление, о котором сказано: «и встанешь по жребию своему в конце дней». В период кец ямим откроются все тайны, особенно самая сокровенная тайна – тайна Геулы, и тогда умножится радость и смех, «в ту пору наполнятся уста наши смехом», в полный голос, без капли горя и печали. Это тайна праотца Ицхака – он видит светлое будущее, рождение Машиаха и Геулу, а затем он смеется в полный голос. Как смеющийся месяц Адар, предвещающий конец зимней спячки и холодной темноты накануне освобождения в месяце Нисан, «поставил Он тьме предел».
Как известно, в наше время невозможно радоваться полностью от всей души, поскольку пред нашим взором постоянно встает далекий от совершенства мир, в котором много скорби (хотя мы верим, что все к лучшему). Но необходимо также проявлять осторожность, чтобы наш смех не подыграл злому началу, поэтому сказали мудрецы: «нельзя человеку в этом мире наполнять рот смехом [в полную силу]». Но по мере приближения Геулы смех непрерывно растет и увеличивается, до тех пор, пока появится Машиах, который окончательно нас обрадует (слово משיח-«Машиах» состоит из тех же букв , что и слово ישמח-«обрадует»). Поэтому начинаем уже сейчас отведывать вкус этого смеха (особенно когда мы заняты выполнением мицвы, которую стараемся делать с радостью).
Ицхак видит также возрождение из мертвых – он его пережил в зрелом возрасте, будучи связан на алтаре – и его имя Ицхак (יצחק) превращается в חי-קץ («живой конец [дней], когда все Творение получит новую жизнь»). Нет сомнений, что самый радостный смех будет в период возрождения из мертвых — тогда поймем, что страшная смерть была одним большим смехом.
В ритме времени
Каждый месяц соответствует одному из двенадцати колен Израилевых. А как насчет тринадцатого месяца, который только что родился в високосном году? Цадик Леви-Ицхак из Бердичева сказал, что колено первого месяца Адара – колено Леви (обычно оно не входит в число двенадцати колен). Особым видом служения левитов в Храме была игра на музыкальных инструментах и пение – все колено Леви было талантливым музыкально.
Музыкально одаренному человеку свойственно правильное ощущение чувства ритма (кецев, קֶצֶב). Чувство ритма также сод ибур — тайна согласованности между двумя разными ритмами небесных тел, солнечными годами и лунными месяцами. Слово кецев – подлинное значение которого «мера» и «разрез», как в принятом сегодня значении (ритм) –развитии слова кец. В нашем контексте, можем заметить, что поскольку месяцы Шват и Адар образуют слово кец, и речь идет о двух Адарах, добавляем буква бейт, и таким образом получается правильный кецев- קֶצֶב еврейского календаря.
Правильный ритм играет важную роль в пении и игре на музыкальных инструментах как в служении в Храме, так и в выражении радости и стремления к Б-гу в целом. И мы находим, что музыка приводит к появлению вдохновенного духа святости и пророчеству, «И когда заиграл музыкант, была на нем рука Ãвайе (дух пророческий)». Но даже если мы не родились с музыкальным слухом, главное — сохранить чувство внутреннего ритма, своего рода «позвоночник» души, умеющий выбирать правильные вещи в нужное время и в нужном месте – верная даат, которая направляет чувства и действия. И теперь споем ритмично и вдвое веселей обычного: мишенихнас Адар марбим бесимха («Когда приходит Адар умножаем радость»).
Рав И. Гинзбург
Перевод А. Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике 12 способностей чувствовать. Добавьте в закладки постоянную ссылку.