Седьмое Адара — Повторение нашей истории

imagesCAO9Q3YWКак душа может перевоплотиться и остаться в живых? Моше Рабейну умер седьмого Адара, но он возвращается в каждом поколении и продолжает свою миссию, чтобы привести нас к Геуле

Господа! В самом ли деле история повторяется? Нет никаких сомнений, что на протяжении многих поколений бывают схожие ситуации и повторяющиеся стереотипы, и если будем тщательно искать, то найдем подходящую параллель, «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем». Поэтому так важно учиться на уроках прошлого, «Помни дни древности».
Но относительно самих наших душ, первая мысль, что приходит в голову: мы не были в этом мире. Были подобные нам люди, преуспевающие более или менее (надо полагать более), но моя уникальная личность, моя сознание одноразово – и так думает каждый человек, из когда-либо ходивших по земле.
Это особенно видно на выдающихся личностях, вспыхивающих в небе истории как блестящие кометы, которые невозможно «воспроизвести» вновь. «Все правы сохраняются». Так например, в отношении Моше Рабейну: с момента его кончины, седьмого Адара несколько тысяч лет назад, не было и не будет похожего на него, как свидетельствует Тора: «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше» — как в известном изречении Рамбама, рабби Моше Бен Маймона, «От Моше до Моше не было никого, как Моше» — похожего, но не идентичного ему. Также известно, что за исключением самого Моше Рабейну, во всем Танахе нет никакого другого персонажа по имени Моше, а также в отношении имен других праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова.
Другими словами, кажется, что главное в преемственности и сходстве – в общем взгляде, как в понятии Ãлахи «община не умирает», но индивидуумы все время меняются и каждый должен быть сам по себе. «Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки».

Новое-старое поколение

И тут на сцену выступает мудрость Каббалы и расшатывает эти постулаты. Есть явления, повторяющиеся не только в обществе, в макро, но и в деталях, микро, есть понятие реинкарнации. Как и вся Каббала, так и эта сфера достигла пика в словах откровения Аризаля, описавшего подробно и в деталях реинкарнации душ, от начала сотворения мира вплоть до последних лет его жизни. Аризаль перечисляет целые сложные «династии» душ – образы из Торы, что превращаются в иные образы в эпоху пророков, затем периодов Танаим и Амораим, а затем в персонажи более поздних периодов. Причем воплощение может быть очень сложным: определенная часть души, искра из нее или ее корень воплощаются в другую душу, определенную дозу или в течение ограниченного времени, и многие другие детали.
И вот образ, который перевоплощается больше других, — это именно Моше Рабейну. Так объясняется в книге Зоар стих, приведенный ранее из Коэлет: «Поколение уходит, и поколение приходит» — поколение уходит и то же поколение приходит вновь, и это подразумевает особенно Моше Рабейну, который перевоплощается и приходит снова в каждом поколении. И сразу за стихом «Поколение уходит, и поколение приходит» сказано «И восходит солнце заходит солнце» — солнце, что взошло сегодня, это то же солнце, что зашло вчера. Так и то поколение, что зашло, вновь возвращается и сияет заново. Многие мудрецы-рационалисты видят в книге Коэлет подтверждение своим мыслям, поскольку он сомневается в продолжении жизни души после смерти тела («Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух животных нисходит ли вниз, в землю?»). и вот оказывается, что именно Коэлет, маскирующийся под рационалиста-скептика, намекает на тайну перевоплощения. Итак, «что было, то и будет» («מה שהיה הוא»), кто был, тот и будет, тут каббалистический намек «מה שהיה הוא» — первые буквы образуют имя Моше. Но что имеется в виду?

Перевоплощение воплощений

Во-первых, нужно прояснить, что вопрос о реинкарнации душ является наглядным примером каббалистических концепций, которые могут быть использованы в рамках дешевого популярного «грошового мистицизма» для масс, широкое поле деятельности для каббалистов в кавычках, которые берут деньги и не дают квитанции … Основная опасность в связи с этим — искаженное восприятие личности и ответственности: моя судьба заранее предопределена и я не ответственен за действия и их последствия, так как на самом деле я это не я.
Поэтому важно сбалансировать ошибочное впечатление для того, чтобы правильно встраивать контекст Каббалы. Прежде всего, следует подчеркнуть, Аризаль был полностью верен рамкам еврейского Закона, будучи крайне Б-гобоязненным и святым евреем. Чтобы понять это, достаточно прочитать суровые предупреждения, которые пишет рабби Хаим Виталь, великий ученик Аризаля, о необходимой подготовке тех, кто приходит заниматься Каббалой – об изучении Торы, тщательном исполнении заповедей, как легких, так и трудных, работой над совершенствованием своих характера с чистотой и целомудрием.
Но помимо этого, сама Каббала проходит «перевоплощения», благодаря Б-жественному Провидению. Верно, что Аризаль много занимался реинкарнациями, и даже обучил своих учеников, что делать в зависимости от корней их душ. Это было нужно в том поколении для тех особых душ. Но сокровенная мудрость прошла необходимый переворот с появлением души Бааль-Шем-Това и все хасидского движения вслед за ним. Перевоплощение душ существует, но человек не должен иметь с ним дело, в его задачу входит сосредоточиться на своем положении, на том, что ему знакомо и известно, там, где ему дана свобода выбора и где он несет полную ответственность за свои действия.
Секрет перевоплощения может объяснить много непонятных историй, дать иной взгляд на соображения Святого Благословенного, по которым Он управляет миром, но в конце концов ответственен за все именно я, а ни кто-либо другой, как сказал Гилель в его великом правиле «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя – то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?». В нашем контексте объясним: «Если не я за себя, то кто за меня?» — ничего не приписывать предыдущему воплощению, но только сегодняшнему я. «Но если я [только] за себя – то чего я стою?» — без посылаемой мне помощи, также в образе предыдущих душ, что я? «И если [искать на это ответы] не теперь – то когда?» — главное выбирать здесь и сейчас, ничего не откладывать на следующее воплощение…
Кстати, Бааль-Шем-Тов сказал о себе, что его душа является реинкарнацией рабби Саадии Гаона (сокращенно Расаг, блестящего образца для подражания в период время Геоним). Расаг сам решительно отвергают веру в воплощения душ, и это, кажется, своего рода «еврейский анекдот» — его душа возвращается и перевоплощается… Но если серьезно: Расаг возвращается, на этот раз в образе Бааль-Шем-Това, и учит, как относиться к перевоплощениям в правильной пропорции. Есть новая жизнь после перевоплощения души, даже если и в предыдущем воплощении ты был тем, кем был, не стоит из-за этого слишком много суетиться.

Каждое поколение со своим проповедником

А что нам говорит знание о перевоплощении души Моше Рабейну?
Существует тенденция «втискивать» всех еврейских героев в отставшее от жизни прошлое. Когда-то были пророки, мудрецы, праведники, великие люди Израиля, когда-то была духовная святость. Но сегодня (тут следует тяжелый вздох)… можно найти немало статей наших мудрецов о еридат а-дорот (снижении духовности каждого следующего поколения, поскольку оно дальше предыдущего от момента дарования Торы на горе Синай), как например «если (поколение) Ришоним как ангелы, но мы как человеческие существа. Если Ришоним как человеческие существа, то мы как ослы». Все верно, но не верно. Блестящие образы вновь возвращаются, но в других лицах, «исправленное издание» подходит для нашего поколения согласно его стилю и размеру. «Каждое поколение со своим проповедником». Так например рассказывается о рабби Маараше из Любивичей, который спросил своего отца, рабби Цемах Цедека, если ли и сегодня 36 скрытых праведников, и ответил ему отец: «Они есть. Но теперь они [выглядят и действуют] иначе».
«Поколение уходит, и поколение приходит» — пусть будет в твоих глазах твое поколение как поколение ушедшее. Чтобы не сказал ты: «ах, если бы я жил в поколении рабби Акивы… (или другого цадика) [но сегодня …]. Но поколение, которое приходит в твою жизнь и цадик твоего поколения, как ушедшее поколение и мудрецы, что жили…». Не увлекайся ностальгией, говоря: «О, были времена!». Не увиливай, произнося: «Если бы я жил в другом поколении, я бы ценил праведников, но не наши сиротские времена (когда якобы уже нет достойных праведников)». Более того, если сегодня ты сомневаешься в каждом, имеет смысл опасаться того, что если бы ты жил в поколении Моше Рабейну, ты бы присоединился к бунту Кораха, не дай Б-г. Лишь только раскрой свои глаза, сбросив с себя кожуру цинизма и недоверия, и тогда ты поверишь и увидишь, что и сегодня, прямо здесь среди нас ходят люди, которые просто праведники.

Моше лидер поколения

Но помимо веры и доверия, которое необходимо испытывать по отношению к евреям, праведникам и мудрецам Торы, тот факт, что у каждого поколения есть свой Моше, означает, что в каждом поколении есть свой образ лидера. Так подчеркивают мудрецы, что каждый лидер поколения является продолжением Моше, великого вождя всех времен:
Ируваль [судья Гидон] как Моше в своем поколении. В Дане [герой Шимшон] в своем поколении как Аарон в своем поколении. Ифтах в своем поколении как Шмуэль в своем поколении. Научить тебя, что даже легкомысленный из легкомысленных, назначенный главой общины, становится как бесстрашный рыцарь. И сказано: «И приди к коэнам, левитам и к судье, который будет в те дни»… и тебе некуда идти, кроме судьи, который живет в твой период. И «не говори — «Как случилось, что прежние дни были лучше этих!»».
А в контексте Пурима добавим «Мордехай в своем поколении как Моше в своем поколении».
Именно Моше Рабейну должен вновь и вновь инкарнировать, поскольку его миссия еще не завершена. Моше послан вывести Израиль из галута, и мы все еще находимся в пути. Так же как каждое поколение участвует в исправлении греха золотого тельца и греха разведчиков, так возвращается Моше в каждом поколении, чтобы добавить его один этаж, уникальный и необходимый, относящийся к этому поколению, в процессе продвижения в направлении Геулы. И поэтому лучший результат инкарнаций Моше будет, когда Мелех Машиах быстро и в наши дни завершит эту работу. Каббалисты говорят, что душа Машиаха — это душа Моше Рабейну «Первый спаситель – он и последний спаситель».
Есть много праведников, но только один из них – «Моше Рабейну поколения» (по словам Любавического Ребе, который безусловно, подпадает под это определение), но назначенный лидер может натолкнуться на недостаточное доверие и послушание со стороны поколения.

Лидер, который страдает и открывает

Когда мы говорим, что некто является лидером поколения, под этим подразумевается, прежде всего, что он «дышит» поколением, живет духом поколения и его стилем, языком и мышлением, его особыми нуждами. И, значит, чувствует и страдает от всех недостатков, болезней и типичных трудностей поколения. Так страдал Моше Рабейну, когда Израиль согрешил с золотым тельцом, а также видно из описания Машиаха как страдающего от язв своего поколения, «Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он». Лидер настолько полностью солидаризируется с поколением, что можно сказать «глава поколения – как все поколение». Есть цадики, которые живут в своем поколении, но «вещают на старой волне», окутанные древним величием, счастливы мы, что у нас есть такие цадики! Но лидер – это тот, кто из «почвы» своего поколения, как в живописном выражении мудрецов, что Всевышний высаживает праведников в каждом поколении, и они укореняются в земле, а не подвешены в воздухе.
Одновременно с идентификацией подлинного лидера с поколением и его нуждами — и в силу этой идентификации – он служит «каналом», соединяющим Верх с низом, через него проходит особая для этого поколения Тора. В приведенном ранее изречении мудрецов упоминается образ Ифтаха Гилади (из судей) в качестве крайнего примера лидера, который «из легкомысленных мира» и все же «Ифтах в своем поколении как Шмуэль в своем». Имя Ифтаха намекает на способность лидера открыть (лифтоах) дорогу. Он получает особую помощь с Неба, чтобы раскрывать и говорить подходящие слова для своего поколения из всей нескончаемой сокровищницы Торы на основе глубокой преданности традициям. И так толковал рабби Симха Буним из Пшисха (один из великих и остроумных праведников): «Ифтах в своем поколении – тот, кто открывает новые ворота в служении Благословенному Творцу в своем поколении – он и истинный лидер — как Шмуэль в своем поколении. Раскрытие всего нового в каждом поколении происходит посредством подлинного лидера этого поколения».
Так что нет смысла сравнивать между праведником — лидером нашего поколения и праведниками предыдущих поколений. Так как если и есть еридат а-дорот, цадик нашего поколения не находится на том же уровне, что и цадик предыдущего поколения, в любом случае он выбран как лидер этого поколения, и в этом аспекте никакой другой цадик из предыдущих поколений не может с ним сравниться. Это острое выражение из Мидраша: «И Йеhояда правитель Аарона, и разве Йеhояда был правителем Аарона? Но если бы Аарон жил в поколении Йеhояда, то Йеhояда был бы выше его в то время» — сейчас Йеhояда — первосвященник, и даже если вдруг появится первосвященник Аарон собственной персоной, он должен быть подчинен Йеhояде, поскольку это поколение Йеhояды. Он «раскрывает» это поколение, поэтому он велик в своем времени больше, чем кто-либо другой.
Дай нам Б-г вскоре удостоиться завершения воплощений Моше Рабейну, открытия особого света Торы, хранимого для Мелеха Машиаха, «вот человек, Цэмах – имя его, и из места своего произрастет он [из самого поколения]» — Тора, о которой сказано «новая Тора от меня выйдет».
Статья р. И. Гинзбурга из книги «А-зман а-пними»
Перевод А. Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.