Как повстречать пророка Элияу?

1_waРабби Гершон из Китова просил у Бааль-Шем-Това, чтобы пророк Элияу открылся ему.
Однажды к нему пришел какой-то парень, который ел и спал у него в течение какого-то периода времени, у этого парня был странные манеры, не понравившийся р. Гершону.
Спустя некоторое время р. Гершон снова попросил у БеШТа показать ему Элияу а-Нави. И получил ответ: ты уже этого удостоился, принимая у себя того странного паренька! А затем добавил: пророк Элияу открывается каждому согласно его «величине» (שוויו לפי).
Сипурей Моран а-Рамах, ст. 28

«Сзади и спереди Ты объемлешь меня»
«Открытие Элияу» (гилуй Элияу), как выясняется здесь, это отражение самого ожидающего Элияу человека. Не то, чтобы р. Гершон был похож на этого странного парня, но у него было свойство относиться строго к другим людям и также внешне оценивать окружающих, это способствовало тому, что пророк Элияу пришел к нему именно в таком виде – и он его не узнал.
Можно также толковать фразу «שוויו לפי» как некое равенство – чем больше человек очищает себя от нечистого видения по разным соображениям и учится видеть все окружающее в свете «представляю я Б-га пред собою всегда» — тем больше ему будет открываться святость в любом месте, где он окажется.
Согласно рассказанному здесь можно объяснить, что праведники просили для себя удостоиться гилуй Элияу именно с этой целью – чтобы проверить себя и выявить то, что прячется в недрах души.
Есть методы в психологии, согласно которым подсознание – это «партнер» сознания. У каждого человека есть скрытые уровни разума, о существовании которых он не подозревает. И вершиной продвижения души является состояние, когда эти тайные субстанции освобождаются и становятся достоянием сознания. Тогда человек поднимается на другой уровень бытия, при котором он удостаивается познакомиться ближе с присущими ему недостатками и использовать данные в его распоряжение силы в лучшей степени.
На языке Каббалы можно здесь видеть параллель с тайной сотворения Адама и Хавы, о котором сказано, что они «были сотворены двуликим» существом — «Сзади и спереди Ты объемлешь меня». Вначале супруга Адама была лишь «сзади» от него, и в таком состоянии невозможно было как-либо контактировать. «Переднее» сознание супруга не могло уловить ее и связаться с ней. На следующих стадиях начался процесс «распиливания», при котором задняя часть была отделена от передней, чтобы усовершенствовать пару и подготовить к новой плодотворной жизни.
Когда Элияу приходит, он неожиданно поражает «заднюю часть» сознания. То, каким образом он появляется, потрясает человека, вынуждая его видеть ту сторону недостатка, о которой он вообще не был осведомлен и которую неприятно в себе обнаруживать . Это болезненное «распиливание», отрезающее человека от привычного представления о себе, прокладывает путь для строительства новых лучших высот, где этот недостаток будет исправлен .
Обнаружение ехиды
После того как мы объяснили, что появление Элияу (гилуй Элияу) отражает внутреннюю сущность ожидающего его человека и соединяет ее с открытым сознанием – сможем объяснить важную тему в мировоззрении хасидизма о понятии «гилуй Элияу». И для этого мы расскажем следующую историю:
Цадик рабби Шломо из Карлина пришел однажды к Алтер Ребе с одним из его лучших учеников и с гордостью рассказал, что тот удостоился «гилуй Элияу». В этом момент рядом с ними молился р. Беньямин Клецкер. Посмотрев на него, произнес Алтер Ребе: этот ученик произносит сейчас в молитве «18» благословение «Даруй мир» и у него светит ехида (самый высокий уровень) души и он «смеется» над «гилуй Элияу» твоего ученика.
В соответствии с вышеизложенным, можно понять удивление – каким образом будет гилуй уровня ехида в душе человека выше, чем гилуй Элияу а-Нави, святого пророка?! Многие просят гилуй Элияу, не будучи достойными этого, подобно «не блуждайте», что в святости – просьба получить те уровни и ощущения святости, что не имеют к ним отношения, не этого ждет от них Всевышний.
Несмотря на то, что просящие его гилуй желают познакомиться со своими недостатками на самом деле, узнать их предназначение, учить из уст Элияу особую Тору, относящуюся к их душам, ко всем им обращается хасидизм со словами: «знайте, что ваш гилуй ехида, суть ваших душ, выше, чем гилуй Элияу!».
Элияу появляется в обличии человека, в то время как ехида светит в душе . Пророк Элияу появляется лишь перед глазами человека, а ехида светит в его душе и ее свет усваивается и действует в ее глубинах .
В предыдущих поколениях внутреннее состояние человека было как запечатанная книга, и даже во время служения Всевышнему ему не уделялось слишком много внимания. Большая часть жизни ищущего Бога базировалась на практическом соблюдении Торы и мицвот, а лишь лучшие из них вели образ жизни, во многом отказывая себе, что однако способствовало тому, что их внутренние качества улучшались.
Но в наше время, когда становятся все популярнее поиски духовного совершенства, занимающие теперь центральное место, как в душе конкретного человека, так и мировой культуре в целом, нет больше необходимости просить гилуй Элияу. «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» — сам источник может раскрыться изнутри, а в нем – море твоих ресурсов.
Подчеркнем и объясним в заключении, что если гилуй Элияу — это проявление нашей второй половины на духовном уровне, то гилуй ехида приходит из места, которое выше разделения – там одна общая душа и брак является уже свершившимся фактом.
Оказывается, что предпочтение гилуй Элияу над гилуй ехида означает, что выбирают продолжать искать вместо того, чтобы найти – хотя знают, где можно найти. Эта проблема сегодня, к сожалению, довольно распространена: когда парень-холостяк продолжает искать свою пару долгие годы, не понимая, что мешает ему жениться.
И здесь можно сказать, что иногда сам того не осознавая, холостяк оказывается захваченным ощущением прелести самого поиска – первого восхищения от начала связи, позволяющей легкую жизнь – также восторг от установления связи, и свобода, и отсутствие каких-либо обязательств. Такая жизнь кажется предпочтительней (по крайней мере неосознанно) в его глазах перед браком, когда вся связь уже существует и в ней отсутствует постоянная взволнованность от поиска и нахождения, и вновь поиска и нахождения (кажущихся такими привлекательными).
Возможно, об этом написано в строфе: «Я нахожу, что женщина горше смерти» — когда человек стремится запечатлеть в себе волнение от поиска и сам факт обнаружения связи с женщиной. С другой стороны «Кто нашел (себе добрую) жену, тот нашел благо и снискал благодать от Б-га» — когда он стремится вступить в цельный союз с совершенной целью – чтобы увеличить в мире Б-жественный образ.
Точно так же, есть что-то «разочаровывающее» в известии, что можно удостоиться гилуй ехида. Разочаровывающимся оказывается наш Йер а-ра (злое начало), что в святости (!), желающий гилуй Элияу из-за ауры, которая его сопровождает. Хотя ехида – это истинный источник всего того, что можно получить от гилуй Элияу, но ведь не этого он желает себе, а воображаемого переживания и увлечения.
Но те, кто по-настоящему ищут Б-га, пусть возвысят свои желания и воззовут к Нему, чтобы удостоиться с этого момента своей истинной «половины», подняться до самой сути своей души и оттуда продолжить проявление ее самобытного совершенства — снискать благодать от Б-га, выполняя Его волю.
Автор Рав Ицхак Гинзбург (3,30) Перевод А. Кочубиевская
Наши сайты: http://kabbala2all.ru/ http://living-kabbala.ru/ http://rabbiginsburgh.ru/
Вышли из печати две новые книги: «Жить в Б-жественном пространстве » и «Мой Израиль». Заказы по тел. 054-7989682

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками. Добавьте в закладки постоянную ссылку.