Из серии «вместе с праведниками»: Идущий напролом

amaСвятой рабби Аhарон из Карлина сказал, что каждый должен верить, что у Бааль-Шем-Това было три вещи:
1. Пророк Элияу всегда находился в его распоряжении.
2. Что Элияу стоял перед ним как раб перед господином.
3. Что если бы он жил в период праотцов, он был бы необыкновенным человеком, удивляющим всех и вся.
Из книги «Рамах отиот», 7
Бейт Мидраш Машиаха
Пространство, называемое «4 локтя человека» (пространственный куб, каждая сторона которого — 4 локтя человека) – это его личное владение, область его распространения и влияния, особенно в духовном плане: «Со дня разрушения Храма нет у Всевышнего ничего, кроме четырех локтей Ãлахи». «Находиться в четырех локтях кого-то» означает быть в его Бейт Мидраше и получать от него духовное влияние.
Пророк Элияу является предвестником Геулы, он же является и тем, кто в будущем будет стоять перед Машиахом, «выпрямлять Исраэль (устраняя разногласия) и готовить их сердца». И в наше время он стоит и увещевает, и приближает приход Машиаха в сознании и в сердцах людей, как пишет об этом Маhараль: «так как ступень Машиаха выше ступени Элияу, то именно Элияу является тем, кто готовит приход Машиаха». Благодаря ему будет в совершенстве осуществлен прорыв от галутского ущербного сознания к Геуле, поэтому пророк называет его порец («идущий напролом»): «Поднялся пред ними напролом».
В любом месте, где заняты ускорением прихода Геулы и ее подготовкой – там он пребывает.
Новизна Учения Бааль-Шем-Това, принесшего живительную силу и свежесть в традиционное служение Всевышнему, происходит от сути «новой Торы» праведного Машиаха. Поэтому пророк Элияу выбрал его Бейт Мидраш в качестве места своего пребывания.
Другая версия этих трех видов веры (приведенная ниже) гласит так: что он выполнял поручения в любом месте, куда его посылал БеШТ. Выполнение возложенной на него миссии – это часть подготовки к приходу Машиаха. В нескольких историях о Бааль-Шем-Тове мы видим, что он использовал влияние пророка Элияу, чтобы открыть его разным людям в разных случаях, чтобы учить их и воспитывать своему особому пути.
В нашу эпоху, когда шаги Машиаха уже слышны на порогах наших дверей, нам необходимо чаще навещать Бейт Мидраш Бааль-Шем-Това, вдыхая там воздух Геулы, замечая каждую вещь, находящуюся в распоряжении Машиаха, освещаемую им своим светом, и тогда она, поднимаясь с ее поверхностного состояния, обнаруживает свою внутреннюю сущность.
Четыре «локтя» хождения
Поскольку мы здесь касались темы «четырех локтей (арба амот) человека» и прояснили, что «четыре локтя» БеШТа – это место, где светит и живет истинный свет Геулы, займемся дополнительным аспектом, который их объединяет:
«С того дня, когда был разрушен Храм, нет у Всевышнего в его мире ничего, кроме арба амот Ãлахи», и объяснил Алтер Ребе от имени Бааль-Шем-Това: «четыре локтя», которые делают его гораздо более душевно причастным к другим людям, а не только самому преданно служащим Б-гу.
Каждый побывавший у БеШТа не просто стремился почерпнуть себе дух святости, и в нем самом при этом пробуждался дух тшувы (раскаяния), но придя домой, он также пробуждал к этому близких ему людей.
Сказал Алтер Ребе, что эту силу передал наш учитель всем идущим по его пути, каждый удостоившийся сидеть за его столом, даже в «арба амот» ученика его ученика, – пробуждался к тшуве.
И каждому из нас необходимо уяснить самому себе, что представляют его «четыре локтя», в чем их главная задача. Где находится его душа, что больше всего спрашивает с него Благословенный Б-г. Попытка ответить на эти вопросы – это в сущности продвижение в служении Всевышнему, чтобы мы не топтались на месте, а всегда шли и искали благосклонности Творца и более совершенного выполнения его воли.
«Арба амот» человека – это также место, где каждую секунду Б-г Благословенный посылает ему новую жизнь. Когда стоял Бейт Микдаш (Храм), все в нем черпали дух святости, приходили, чтобы созерцать и благословиться Б-жественным вдохновением. Те прекрасные моменты, проведенные в Храме, дававшие огромные жизненные силы в служении Всевышнему каждому присутствовавшему там, были незабываемыми.
Тому, кто понял, что именно представляют собой его «арба амот», незачем отвлекаться и тратить драгоценное время, бесцельно глядя по сторонам. Свою особенную букву, свое наследие в Торе, он уже нашел.
Хотя есть разница, когда речь идет об общей душе главы поколения, как мы учим из истории о самом Храме, который есть не что иное, как «арба амот» Благословенного Б-га. «Арба амот» с одной стороны – самое внутреннее «владение» Всевышнего, а с другой стороны – «свет выходит из Его Храма и светит в мире».
Подобным образом передается благословение и от главы поколения, и от каждого, кто обладает влиянием, по отношению к тем, кто находится под его воздействием. Души учеников и хасидов, приходящих к нему, в определенном смысле являются частью его души, поэтому пребывая в его «четырех локтях» они могут получать от него жизненную силу.
Среди посещающих рабби хасидов есть два типа людей:
Есть приходящие, поскольку они нашли там свое место. Хасид приходит, получает необходимую порцию вдохновения, новую жизненность, в которой нуждается его душа, а после этого он оставляет своего рабби и возвращается к себе.
Но есть и другие, приходящие во двор Бааль-Шем-Това, как свидетельствует это история. Они не приходят просто посидеть, получить и уйти, а каждый сидящий за столом заряжается царящим там стремлением постоянно продвигаться вперед. Они приходят в дом как получатели, а выходят как способные влиять. Они не только получают для себя в изобилии необходимую им духовность, но и искру души самого рабби – они могут теперь идти вперед, ведя за собой других людей.
Размышляя глубже, мы обнаруживаем более глубокое толкование понятию «арба амот Ãлахи», сопровождавшее БеШТа на всех его путях, оно вытекает из духа Геулы. В прошлом у служащих Всевышнему было принято вообще не смотреть никуда дальше своих «четырех локтей», как было сказано выше. Если человек удостаивался, что ему открывался источник святого изобилия в разобщенной и чуждой ему реальности, он стремился максимально сконцентрироваться на этом, не отвлекаясь ни на мгновение.
Но в нашем поколении, когда Машиах уже стучится в двери, мы нуждаемся в «арба амот Ãлихи» («хождения»). Признаки приближающейся Геулы открывают нам, что свет, освещающий наши «арба амот», обладает невиданной ранее мощью, а тьма, царящая в мире, — не что иное, как тени, не являющиеся подлинными в сравнении со светом. Поэтому в наше время, если свет освещает наше жизненное пространство в «арба амот», то мы должны идти с ним в любое место, пользуясь им, чтобы видеть все окружающее нас в другом свете.
«Тогда поскачет, как олень, хромой»: скачек удваивает скорость движения. Каждый шаг становится длиннее, когда размах во время прыжка делается все больше и больше с каждым шагом. Нечто подобное происходило на самом деле вокруг стола Баал-Шем-Това. Он умел благодаря своему духу святости пробудить каждого приходящего к нему, делясь с учениками своим воодушевлением, вырабатывая у них способность перепрыгивать и двигаться дальше. Он толкал своих учеников, те в свою очередь «прыгали» и продвигали своих учеников, и с тех пор и до сегодняшнего дня свет Геулы прыгает и продвигается, пока мы не удостоимся видеть этот свет воочию.
Порядок появления света
Рабби Айзик из Гомеля говорил о появлении БеШТа как о новом свете, призванном породить новую ступень в истории народа Израиля и его избавления. Это и имел в виду рабби Аhарон из Карлин, говоря, что если бы БеШТ жил в период праотцов, он был бы необыкновенным человеком, удивляющим всех и вся. Бааль-Шем-Тов был как праотец Авраам в своем поколении, а отец – он всегда отец. Если бы он жил в период праотцов, его свет светил бы с необыкновенной силой, поскольку ему было отведено особое место в истории еще с шести дней Творения.
Слова рабби Аhарона из Карлина проникнуты сильной и простой верой в праведников. Известно, что он особо отличился способностью превращать далеких от иудаизма людей в баалей тшува, на его надгробии написано, что он приблизил не одну тысячу душ к Торе и мицвот. Правильнее будет сказать, что между этими двумя понятиями есть связь, и что истинная тшува зависит от веры в праведников, и вообще Тора без веры не приводит к тшуве.
Намек на это в двух гиматриях: תשובה= תורה + אמונה. А также תשובה = אורות כלים. Вера (эмуна, אמונה) — это сосуд (кли, כלי на армейском — מנא), посредством которого можно принять и вместить свет 613-ти мицвот Торы. Из всех различных уровней общей веры именно вера в праведников имеет определенную цель – она по сути чистая вера. Тот, кто верит в праведников, открывает для себя, что у него есть здоровая и цельная вера, и его тшува неизбежна.
Как надо служить
Еще одна версия этой истории описывает взаимоотношения пророка Элияу и Бааль-Шем-Това, принятая хасидами, и приписывается Раву Магиду из Межерич. Вот она: нужно верить, что у рабби Бааль-Шем-Това было три вещи:
1. Пророк Элияу всегда находился в его распоряжении.
2. Что Элияу стоял перед ним как раб перед господином.
3. Что Элияу выполнял любые его поручения в любом месте.
Главное, что мы можем усвоить из слов Рава Магида, кроме вышеизложенного – это порядок развития взаимоотношений между хасидом и рабби. Тут не три несвязанные между собой подробности истории, а порядок приближения и роста истинного хасида.
Приближение – главное, нужно в самом деле приблизиться. В начале приближения хасиду не рекомендуется выходить за пределы личного владения рабби, он должен быть с ним и в его компании как можно дольше.
Служение – затем хасид должен стараться обслуживать своего рабби, быть как раб перед господином. Стоять перед ним как один, кто всем своим видом как бы говорит «вот я», готов принять любое указание – и посредством его «прилепиться» к рабби в еще большей степени.
Посланничество – только в конце, когда уже можно сказать, что здесь есть настоящий хасид, желающий на самом деле приблизиться к рабби, рабби может дать ему поручение.
Говоря языком Каббалы, можно сравнить эти три стадии с процессом «ибур-еника-мохин». Пребывание у рабби в его «арба амот» – это стадия, называемая ибур – оно подобно нахождению плода в утробе матери. Самобытность личности хасида в этот период абсолютно никак не проявляется, он погружен в самого себя как плод в утробе и сконцентрирован на попытке заново родиться как духовный сын своего рабби, как тот, кто полностью строится на базе принятия от своего учителя.
Постоянная готовность обслужить рабби, подобно рабу перед господином, — это стадия еника – поглощение (или сосание), когда хасид уже как бы родился и находится ситуации, когда он нуждается в матери и ее молоке. Личность хасида еще нуждается в стабильном контакте с источником, бьющем ключом, но больше не идет речь о контакте, создающем и устанавливающем, а о контакте, кормящем и придающем новые силы. Во время прослушивания маамара (глубоких рассуждений рабби) у хасидов было принято стоять, выпрямившись. Выполнение миссии, которую рабби возлагает на хасида, это уже гадлут мохин – рождение на свет, освобождающее хасида и позволяющее ему быть самостоятельным и продвигаться по миру, благодаря влиянию своего рабби. Так он превращается из получателя влияющим посланником. Здесь происходит настоящее рождение, потому что сила рабби расплодилась и размножилась. «Посланник человека – как он сам», он усиливает образ и силу влияния своего рабби в мире посредством распространения его Учения.
Автор Рав Ицхак Гинзбург
перевод А. Кочубиевской
Наши сайты: http://kabbala2all.ru/ http://living-kabbala.ru/ http://rabbiginsburgh.ru/
Вышли из печати две новые книги. Заказы по тел. 054-7989682

Запись опубликована в рубрике Возрождение души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.