Удивительная история: Земля жизни

(Первая версия поездки Бааль-Шем-Това в Эрец Исраэль)

1282839465_okraska_fotoshop011В период, когда Бааль-Шем-Тов жил уединено в Карпатских горах, в том же месте, неподалеку от него, свила себе гнездо банда разбойников. Наблюдавшие за его поведением бандиты вскоре поняли, что он человек святой и поэтому относились к нему почтительно и с благоговейным страхом.
Однажды они обратились к нему и сказали: «Господин наш, мы знаем короткую дорогу, пройдя по которой через пещеры и подземные ходы, можно добраться до Эрец Исраэль. Если ты хочешь, мы покажем тебе туда дорогу». Подумав, БеШТ согласился пойти с ними.
Пройдя несколько километров, они приблизились к глубокому озеру, наполненному водой, грязью и илом. Разбойники перебросили через него длинное бревно, готовясь пересечь озеро, опираясь на длинные костыли, втыкаемые в почву.
Однако Бааль-Шем-Тов понял, что это место – «лезвие вращающегося меча» и повернул обратно, почувствовав большую угрозу для себя, но заметив: не напрасно я здесь очутился!
На обратном пути он увидел странную, огромную как животное жабу, и спросил ее: кто ты? Так как понял, что в нее инкарнировала душа человека.
И ответило животное, что оно когда-то было мудрецом Торы, душа которого перевоплотилась затем в жабу, и вот уже 500 лет как оно торчит в этом месте. Откликнулся БеШТ: «так ты мудрец Торы? В чем ты согрешил и в чем твое преступление?» И услышал, что однажды тот основательно пренебрег заповедью омовения рук, и обвинил его обвинитель. И ответили в Верхнем Бейт-дине обвинителю, что если он сможет его провалить посредством еще одного прегрешения, тогда и первое ему засчитается, но если совершит тшуву (раскаяние за прошлое и принятие на себя вернуться к Б-гу), тогда будет чист и от этого нарушения.
Сатана пытался провалить его посредством еще одного нарушения, и это ему удалось, а затем еще одного, и еще одного, пока мудрец не преступил всю Тору. И постановили тогда в Верхнем Бейт-дине оттолкнуть его и не принимать его тшуву.
Но все же, если бы он приложил все необходимые усилия, его тшува была бы принята, так как нет ничего, что устояло бы пред искренней тшувой. Но обвинитель вновь спровоцировал его, и он придался пьянству, причем так, что у него не было ни одного свободного часа, чтобы призадуматься о своем положении и сделать тшуву.
И поскольку первый грех был связан с нежеланием омывать руки, постановили в Верхнем Бейт-дине, что его душа должна будет инкарнировать в жабу, живущую в воде, причем в таком месте, где не проходит ни один еврей – чтобы ему не было быстрого тикуна (исправления). Ведь в том месте, где проходит еврей, думая святые мысли или произнося благословение, он исправляет находящееся рядом с ним место.
И несмотря на то, что Аризаль исправил все души, душа мудреца, будучи заброшенной в столь отдаленный край, этого не удостоилась.
И сделал после этого БеШТ тикун той душе, ибо не будет отторгнут от Него (совсем) отверженный, а жаба тут же умерла.
Решимат дварим 2, ст. 15

Опускает и поднимает
БеШТ немало занимался исправлением душ умерших, как это явствует из многих рассказов. Рабби Нахман из Брацлава, правнук Бааль-Шем-Това, пишет, что тикун душ — удел не всех праведников, а лишь самых выдающихся.
Исправление душ умерших требует одновременного присутствия в двух мирах – в этом мире и в мире грядущем. С одной стороны счет верхних миров должен быть открыт и известен – ведь исправление может иметь место только в этом мире. Умение соединять «небо» с «землей» в практической деятельности является достоянием лишь немногих избранных людей, и известно, что Бааль-Шем-Тов много трудился, чтобы достигнуть этого в достаточной степени.
В этой истории отмечается, что БеШТ пришел закончить работу, начатую Аризалем и связанную с «порядком спуска» духовного управления и открытия секретов Торы – с того места, где Аризаль ушел, его дело продолжил БеШТ. Исправлением душ умерших может заниматься сугубо праведник, являющийся главой поколения, на плечах которого ответственность за все души Израиля – как живые, так и мертвые. В послании Бааль-Шем-Това к цадику р. Мордехаю видно, что большая часть его нежелания открываться вытекает из-за обеспокоенности по поводу бремени этого поста: «а теперь придет ко мне это грозное время, когда на меня будет возложена обязанность опускать и поднимать!».
В удивительных событиях, происходящих в этой истории, невольно бросается в глаза характерный для Бааль-Шем-Това образ жизни. Во многих местах заметно, что Бааль-Шем-Тов имел привычку размышлять обо всем, что произошло в его жизни, стремясь всегда найти ключ к более точному пониманию правильного служения Б-гу.
Другой бы на его месте, завидя опасность, которую невозможно преодолеть, пожалуй, развернулся бы и ушел разочарованным без каких-либо лишних мыслей, но БеШТ знал, что все его пути направляются Сверху, и именно благодаря этому пониманию удостоилась еврейская душа бывшего мудреца необходимого исправления.
Бросаются в глаза взаимоотношения цадика с разбойниками, из которых видно, насколько он старался учиться у каждого, с кем так или иначе находился в контакте. Можно сказать, что неслучайно нам открывается это отношение рабби Исраэля к людям перед историей с исправлением души, воплотившейся в жабу, ведь для того, чтобы исправить – нужно все тщательно взвесить, то есть быть готовым учиться и признать, что истина может быть и у ближнего, кем бы он ни являлся.

Не допустить появления скверны
Как правило, пренебрежительное отношение приводит к «поднялась низость сынов человеческих» — поскольку речь идет о вещах большой важности, нередко пренебрегаемых людьми. Следующим образом подчеркнем, почему так важно омывать руки:
Объясняется, что во время омовения рук нужно думать о слове «ани (עני,бедный)», так как тщательно соблюдающий заповедь омовения рук («аль нетилат ядаим», аббревиатура ани — על נטילת ידיים) спасется от бедности, в то время как пренебрегающий ею становится бедняком – «бедняку не хватает даат-мудрости» (истинной причины его неудач).
Это соответствует объяснению в хасидском учении, что нетилат ядаим приводит к поднятию мидот (эмоций, душевных свойств) к мохин (разуму), поэтому поднимают руки против лица перед тем как их вытирать. Когда это не делают – руки остаются неполитыми (из нетлы или другого сосуда) – на них не попадают чистые воды, символизирующие даат – тогда наступает нехватка в даат – и связь с Всевышним ослабляется. (Нарушение связи с Б-гом приводит к разным порокам и грехам).
Более того, не омывающий свои руки водами даат, оставляет свои душевные свойства в первозданном состоянии: «подобным дикому ослу рождается человек». А тот, у кого мидот порочные, открывает свое сердце для дурного влияния и скверны (тумъа). И так объясняется омовение рук перед утренней молитвой: после ночного сна на кончиках пальцев остается тумъа и тогда легко ее удалить водой. Но если руки не омыты, тумъа распространится на все остальные части тела и души.

Почему поникло лицо твое?
Эта история описана в книге Миттелер Ребе, в ней объясняется другой процесс скатывания души сниз:
И вот по разным причинам падение человека происходит постепенно, раз за разом, пока он не попадает в сети абсолютного зла: занимаясь идолопоклонством, кровосмешением и кровопролитием, как написано [что таковы уловки злого начала, сегодня он говорит тебе: «делай так-то», а завтра - «делай еще и так-то»], говорит тебе злое начало: «иди служить идолам» и т.д. Итак, он начинает с малого, а затем преступает раввинские запреты, и далее проступок влечет за собой проступок и т.д. пока он не преступит тяжелые запреты.
Подобно случаю, упоминаемому в трудах Аризаля о человеке, не имевшего возможности справить свою душу в период Талмуда и т.д. А первоначальной причиной его падения было лишь пренебрежение раввинским запретом, но это привело его к такой большой печали, что благодаря ей он упал еще ниже, нарушая еще большие запреты. И из-за этого он лишился охраны, называемой макиф, чтобы ему не вредили силы зла… И это называется: «пришедшему оскверниться открывают»… Печаль, которой он предавался, стала причиной его еще большего падения… Так как клипа – как порог перед входом в чертоги скверны… И причиной этому была печаль, являющаяся очень сильно раздутым ощущением собственной значимости…
Из этой истории ясно видно, каким образом падение человека связано с происходящим в его душе внутренним процессом тоски и отчаяния. Однако в первой истории с мудрецом этот процесс скрывается за словами: Но обвинитель вновь спровоцировал его, и он начал придаваться пьянству, причем так, что у него не было ни одного свободного часа, чтобы призадуматься о своем положении и сделать тшуву.
Кроме важности понимания ужасающих последствий печали и отчаяния, необходимо усвоить из истории, рассказанной Миттелер Ребе, еще и следующее: каждый падающий скатывается все ниже и ниже, как сказано, он «пришел оскверниться». Никакой конкретный проступок, каков бы он ни был, не обязывает падать еще и еще ниже в адскую пропасть. Но йецер а-ра – злое начало – искусно сплетает проступок с проступком, при чем нить, которой он пользуется, это печаль и отчаяние – возникающие следствии ощущения ущемленного эго и потери собственной значимости.
«Почему тебе стало досадно, и почему поникло лицо твое?» Если бы тот мудрец Торы не предался так сильно печали, он бы наверняка сделал тшуву и снова стал бы желанен Б-гу Благословенному. Но так как он пошел на поводу у своего йецер а-ра, выбрав пребывать в постоянной печали, он чуть было не утратил не только этот мир, но и мир грядущий.

Пути тшувы
История падения мудреца отражает несколько важных правил в жизни человека, известных со слов наших мудрецов:
1. «Пришедшему оскверниться — открывают» — но не помогают ему. Если человек желает, не дай Б-г, идти по плохому пути, его не останавливают, но он сам вызывает на себя нелегкие испытания соответствующими поступками, поскольку «[один] проступок притягивает [другой] проступок». Только «многочисленней добрая мера, чем мера бедствия» — «если он приходит очиститься, ему помогают», притягивая Сверху чистую даат.
2. «Ему не предоставляют возможность сделать тшуву» — когда некто проявляет упрямство в совершении злодеяний, переходя определенную грань, за которой он больше не достоин помощи, предоставляемой немедленно возвращающимся к Всевышнему. Хотя даже в самых тяжелых случаях – нет ничего, чтобы бы устояло перед тшувой. Поэтому самый тяжелый приговор — когда лишь «не предоставляют возможности», но никогда не удерживают.
Алтер Ребе пишет в Игерет а-тшува об этом приговоре, что «только случая не предоставляют, однако если он отверг [искушение], и собрался с силами, и победил дурное влечение, и совершил покаяние, его тшува принимается». Не предоставляют ему возможности размышлять о тшуве и не дают ему намеренно Сверху шанса, но не исключено, что придет давление именно снизу, из глубины души, измученной грехом. Никакая преграда не может устоять перед проявлением самой сути души.
В соответствии с этим, возможно, что сама суть этого строгого приговора именно в том, чтобы привести человека к высшей тшуве, что в силах сделать «левая [рука] отталкивает».
3. «И поймет его сердце, и обратится он и исцелится» — тшува зависит от бины, от признания и верного понимания ситуации, в которой он находится. Святой Благословенный всегда взывает к человеку: «Где ты?» Но постоянное состояние опьянения лишает душу возможности слышать. Любое погружение в грех, какой причиной он бы ни был вызван, всегда связано с удалением даат: «человек грешит тогда, когда в него входит дух глупости».
Поэтому нужно всегда использовать возможный подходящий момент, размышляя, где мы находимся и куда мы идем. До тех пор, пока разум (даат) работает, он может предотвратить проявление духа глупости.

Земля жизни
Свыше было предопределено, что БеШТ не доберется до места своего назначения – до Эрец Исраэль. Хотя, вероятно, можно сказать, что все же он не зря поехал. Известно от имени Бааль-Шем-Това, что «в месте, где находятся мысли человека – там находится и он сам». Отсюда следует, что уже по дороге в Эрец Исраэль, дороге, по которой идут с намерением и желанием добраться до места назначения, путникам сопутствует отсвет Святой Земли и ее сгулот (особых качеств, которых нет у других земель). В этом же духе высказался правнук БеШТа, рабби Нахман из Брацлава: «Куда бы я ни ехал, я еду в Эрец Исраэль».
В этой истории есть две главных темы – достоинства нетилат ядаим и исправление душ, и обе связаны с Эрец Исраэль:
Святая Земля – Земля жизни, на ней в будущем встанут умершие (для жизни). Поэтому каждый ушедший из этого мира — умерший в любом месте земли — желает связаться со своим корнем и своим уделом в Эрец Исраэль.
Исправление души «оживляет» мертвого, делая ему благо посмертно, в результате которого он удостоится цельного возрождения (даст Б-г, вскоре в наши дни). Это исправление включает в себя понимание того, как связать отверженную душу с корнем, как ее вернуть домой после длительного изгнания.
Эта история произошла, по всей видимости, в период, предшествовавший широкой известности БеШТа, когда он много общался с простыми людьми и ходил один (в рассказах о других поездках в Эрец Исраэль его сопровождали дочь и служитель, и явно видно, что он уже был известен как чудотворец). Вполне вероятно, что в тот период он еще не очень много занимался исправлением душ, и новый свет в этой работе открылся его именно в том походе, благодаря вдохновению, исходящему из Святой Земли.
Омовение рук также связано с притягиванием корня души. Воды, текущие (нозлим) по рукам, очищают наши душевные качества (мидот), притягивая на человека свет из Верхнего мазаля (хохма). В Талмуде сказано, что «Нет (אֵין) мазаля у Израиля», а в учении БеШТа объясняется, что «Аин (אַיִן) — мазаль Израиля». «Аин» — Б-жественный источник (хохма) – полное самоустранение человека перед волей Всевышнего способствует появлению изобилия – созданию доброй и цельной жизни душам Израиля.
Автор: Рав И. Гинзбург
Перевод статьи: А. Кочубиевская

Запись опубликована в рубрике Возрождение души с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.