Рассказы о чудесах: Помогая друг другу

girigimРабби из Каминки рассказывал, что однажды к Бааль-Шем-Тову пришел удрученный своей судьбой нищий, чтобы получить от него благословение, и сказал ему цадик: пойди к такому-то мосту, и сбудется твоя мечта — там ты найдешь клад серебра и золота. Обрадованный нищий с энтузиазмом занялся поисками сокровищ, но несмотря все свои старания он там ничего не обнаружил. К нему подошел знакомый ему портной, также бедняк, и осведомился, чем он здесь занимается, и тот рассказал ему о своем визите к праведнику, присовокупив, что ему так и не удалось ничего найти.
Ответил ему портной: однако Бааль-Шем-Тов велел и мне пойти туда, где живет такой-то (и он назвал имя того самого нищего, искавшего под мостом и стоящего перед ним), добавив, что под его печкой я найду большой клад, но я не желаю идти копаться под землей возле дома чужого человека.
Услышав об этом, нищий подумал: ведь я и есть тот самый владелец клада под печкой, пойду ка я домой — искать там клад! И так и произошло – как и предсказал цадик, под печкой нищего оказались сокровища.
А портной сказал себе мысленно: ведь я уже и так здесь под мостом, почему бы мне не попробовать поискать тут клад?! Не исключено, что слова нищего, сказанные им от имени Бааль-Шем-Това, истины! Тщательно покопавшись под мостом, он нашел там клад внушительных размеров. И в результате они она разбогатели.
Каждый из них сказал себе: ведь я разбогател благодаря моему другу, как же я смогу теперь смотреть ему в глаза, ведь он помог мне выйти из нищеты! И приняли они оба одинаковые решения, не говоря ни слова друг другу, принести один другому в подарок мешок серебра и золота. Так они и поступили. Встретившись на полпути и разузнав друг от друга о случившемся, они оба были вне себя от радости. Однако они теперь не представляли, что им делать с тянущими плечи мешками денег. И поскольку у одного была дочь на выданье, а у другого — сын, то решили они поженить своих детей, отдав им в приданное эти деньги.
И закончил этот рассказ рабби из Каменки такими словами: рассказывая эту историю во время трапезы провода субботы (Мелаве малка) мы можем удостоиться хорошей парнасы. И после этой истории уже не рассказывать никакую другую историю, а только прочесть Шир а-маалот и биркат а-мазон (благословение на еду). И закончив говорить, сразу же прочел цадик Шир а-маалот и сказал, что иногда каждый из нас способен удостоиться большого спасения лишь благодаря оказанной друг другу взаимопомощи.

Оцар а-сипурим 3, 16

Если будешь искать… как богатство
Зачем понадобилось Бааль-Шем-Тову посылать каждого из бедняков так далеко искать богатство, ведь на самом деле оба нашли его недалеко от себя?
Нередко мы читаем, что посылая спасение, праведники вынуждают людей прикладывать при этом определенные усилия. Можно объяснить это тем, что усилие является тем инструментом, с помощью которого цадик помогает просящему укрепиться в своей вере, чтобы прозвучал его голос, благодаря чему приходит спасение. Так поступил с нами и Всевышний при нашем Исходе из Египта – у нас не было мицвот, и он дал нам две заповеди – Песах и мила (обрезание), благодаря им мы удостоились Геулы.
Рассуждая так, можно объяснить глубже, что в этой истории рассказывается не только о денежном кладе, но и кладе внутреннем, называемом «сокровище страха перед Небом» — «Если будешь искать его, как серебра, и разыскивать его, как клад, то постигнешь страх перед Авайе и обретешь познание о Б-ге».
Хотя оба бедняка просили лишь о финансовой помощи, БеШТ отнесся к ним по-отечески милосердно, наставляя их о том, что находится в источнике парнасы – ясное ощущение, что всеми делами человека руководит рука Всевышнего и только от нее мы получаем все пропитание.
Секрет и особенность этой истории в том, что она демонстрирует, какие серьезные усилия затрачивают люди в поисках денег, показывая, что на самом деле бедняку недостает не богатство, находящегося под печкой его дома, а знание о Б-ге и страх пред Небом.
А когда речь идет о Б-гобоязненности, несомненно, жизненно важны прилагаемые нами при этом усилия. «Все в руках Неба, кроме страха перед Небом». Получающий дармовой хлеб человек намного больше тревожится и стыдится в духовном, чем в материальном.
И еще: необходимо, чтобы страх пред Небом был в доме у каждого, это не тот вид «имущества», который можно взять взаймы у кого-либо другого. «Ибо будете страной вожделенной» — в каждом еврее скрыты сокровища страха перед Небом, обнаруживаемые при их поиске и тщательном раскапывании.
Еще одно достоинство видно при этом знамении, что иногда, когда спускается большое благословение посредством праведника, случается, что сами получатели брахи оказываются на своем духовном уровне в дефиците. Не каждый удостаивается того, что цадик будет для него «посредником соединяющим» между ним и Творцом Благословенным, есть и такие, для кого он является «посредником разделяющим» — и тогда их простой Б-гобоязненности наносится ущерб. В этой истории в самой основе знамения лежит полное понимание того, что у Святого Благословенного есть сила и влияние на все людские дела, поэтому эта опасность здесь не грозит.

Помогая друг другу
Оба нищих не похожи друг на друга, каждый из них реагировал по-своему, как на слова БеШТа, так и на происходящее с ним в действительности.
Первый бедняк видимо совсем нищий, не исключено, что у него даже нет никакой профессии. Возможно поэтому он проявляет столько усилий, чтобы выполнить указание Бааль-Шем-Това, не смотря на то, что он был послан им далеко. По сравнению с ним бедный портной более флегматичный. Хотя он находится в затруднительном положении и поэтому обращается за помощью к праведнику, но указание, полученное им от БеШТа, ему оказывается не по силам.
«Каждый помогает ближнему своему» — нищий несмотря на всю свою старательность нуждается в милости портного, который поделился с ним своими мыслями и переживаниями, проявив к нему милосердие и солидарность, и только благодаря этому нашедшему свой клад. В то время как портной, благодаря которому к нищему пришло спасение, разумеется тоже нуждается в деньгах. Очевидно, что решительность, с которой он начинает копать под мостом, пришла к нему после встречи с нищим. Без него он так и остался бы пребывать в инертном состоянии и так и не пробудился бы к конкретным действиям.
Стоит обратить внимание на те места, в которых находятся клады: портной находит сокровища под мостом, символизирующим согласно книге Зоар милосердие. Нищий находит свой клад под печкой, символизирующей огонь суда и строгости. Возможно это вознаграждение за теплоту и воодушевление, с которыми он выполнял указания праведника.
Один цадик сказал, что нам нужен Ребе, чтобы получать от него советы, как выполнять волю Всевышнего, и нужен хороший друг, чтобы можно было вместе выполнять советы Ребе.

Как находить парнасу (сгула)
Высказывание цадика из Каминки о том, что чтение этой истории – это особая сгула для парнасы, подходит для важного принципа: «никто не дотрагивается для приготовленного для его товарища даже ни на йоту».
Сколько ни копал нищий под мостом, ему так и не удалось найти никакого клада. А портной со своей стороны мог бы казалось схитрить, сделав подкоп под домом нищего, однако провидению Свыше было угодно, чтобы это не произошло ни под каких самым «обоснованным» предлогом.
Когда человек знает, что парнаса приходит не благодаря успеху в соревновании с другими, то он спасается от тщетной погони за ней. Многие люди ощущают на исходе шабата внезапное напряжение и печаль, уходит отрада шабата и новая неделя уже стоит в дверях.
Что представляют собой будни, если не непрерывную гонку быть умнее других, проворнее и увереннее в себе – тем самым добиваясь больше других. Не то, чтобы все только и заняты стремлением наживаться, а просто считается, что таковы правила игры. А шабат представляет собой своего рода приют от этой гонки, подобно тем осужденным на страдания в геиноме, что отдыхают в шабат, и возвращаются лишь на его исходе к своим мучениям.
Однако если никто не может дотронуться для приготовленного для его товарища (даже ни на йоту!), значит, парнаса не является тем, что оставлено на произвол людей. То есть все питаются со стола Святого Благословенного и каждый получает свою порцию прямо из его Руки. У простого смертного нет никакой возможности лишить кого-либо парнасы или наоборот источать ее в изобилии: «не было лишнего у того, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка». Когда не тратятся силы на бессмысленные дела и суету, душа освобождается для того, чтобы услышать и понять, что Всевышний ей говорит, как он разговаривает именно с ней, как он посылает причитающееся только ей.
Поэтому, все то время, пока портной пребывал в заблуждении, что нищий мешает ему получить его клад (ведь он не мог сделать подкоп под дом, принадлежащий другому человеку!) он не мог его получить. Но с момента, что в этой истории события начинают замечательным образом изменяться в лучшую сторону, портной понимает, что Рука Свыше управляет всей историей, и в нем пробуждается спящий мазаль (корень его души, не проявляющий себя ранее, ведь он считал, что его везение зависит лишь от воли случая, и не обращался к Всевышнему, в котором корень его души), убедительно сигнализирующий, что хотя нищий уже копал здесь изо всех сил, стоит и ему самому все же попробовать.
Однако как выяснится выше, сгула парнасы не только в материальном аспекте. Во время трапезы Мелаве малка мы все еще пребываем под впечатлением от царицы субботы и просим сугубо другую парнасу. Вся неделя проходит под знаком рацо (רצוא) — от начала и до самого наступления шабата мы торопимся и бежим (рацим) – стремимся найти много сокровищ (אוצר) в нашем служении Всевышнему.
На Земле есть в изобилии золото (заhав) и серебро (кесеф). Кесеф – от слова кисуфим – страстное стремление (бежать за искрами любви Всевышнего), а в слове заhав виден намек на страх и трепет перед Б-гом («С севера приходит златое сияние» — стороны гвуры), который упал и рассыпался на множество маленьких и павших страхов. Эти следы видны в нашей реальности, и мы их ищем, как ищут серебро и клад.
Шабат (שבת) – день отдыха от слова шов (возвращение, שוב) . «Если бежит твое сердце – возвратись к Одному»: реальность подчас низменна и чужда нам, мир наполнен разобщенностью и множественностью. Мы устаем и наша душа жаждет вернуться домой к своему источнику, к ясной и наполненной светом реальности Одного Творца.
Трапеза провода субботы (Мелаве малка) призвана усилить наши дрожащие колени, чтобы усилить наши сердца и пообещать нам, что вдохновение шабата останется с нами и будет нас сопровождать в делах наших рук. На базе этой уверенности в нас усиливается желание начать новую неделю (רצוא) – чтобы найти клад (אוצר).
http://kabbala2all.ru/
(Перевод Адассы Кочубиевской из готовящейся к печати книги р. И. Гинзбурга «Свет Исраиля» 3, 103)

Запись опубликована в рубрике Вместе с праведниками с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.