Свет и огонь

нер исраэль

Ребе Раяц рассказал такую историю:

Наш Учитель, рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов осиротел очень рано, оставшись без отца уже в пятилетнем возрасте. Перед своей кончиной его отец-праведник дал сыну такое напутствие:

«Сынок, не бойся никого и ничего в мире, кроме Всевышнего. Люби всем своим сердцем и всей душой каждого еврея каким бы он ни был и кем бы он ни являлся».

Это короткое завещание рабби Элиэзера мальчик запомнил на всю жизнь. Неописуемый трепет перед Всевышним и пламенная любовь к евреям были для Бааль-Шем-Това сердцевиной всей его сущности — «Скрижалями завета», «Древом жизни» и «Древом познания».

Повсюду, где бы он ни находился, с ним шли Столп света – трепет перед Б-гом («всегда представляю перед собой Всевышнего») и  Огненный Столп – любви к каждому еврею.

(Ликутей дибурим 22 в вольном переводе)

Два совета

«Древо жизни» и «Древо познания» — это два хороших совета, полученные нашим Учителем Бааль-Шем-Товом (игра слов, на иврите слова «деревья» и «советы» — это эцот).

Первый жизненно важный совет – испытывать страх и трепет перед Всевышним, как написано: «страх перед Б-гом [ведет] к жизни». Это наставление касается самой нашей сути, помогает преодолевать трудности и ведет к успеху и процветанию. Необходимо знать, что Он Благословенный находится везде, и нет ничего в реальности, «в чем» бы Он не находился.

Когда нас охватывает страх, казалось бы, не имеющий никакого отношения к Всевышнему, нам стоит вспомнить, что на самом-то деле не может быть ничего, вызывающего страх, что бы было не связано с Ним. То есть мы имеем дело со страхом, в котором находится ядро трепета перед Б-гом, но упавшее настолько низко, что даже есть стойкое впечатление, что этот страх вызывает одно из Его созданий. Речь не идет о человеке, который не боится вообще ничего, такой «супермен» — просто бесчувственное бревно, «фантомас». Мы говорим о том, кто умеет бояться тогда, когда это необходимо, и избавляться от иллюзорного страха во всех остальных случаях.

Трепет перед Всевышним у Бааль-Шем-Това был подобен трепету праотца Ицхака, он не боялся ничего в мире. Все его страхи были исключительно святыми, он трепетал только пред Б-гом. Альтер Ребе рассказывал о нем: «несмотря на то, что святого рава Бааль-Шем-Това неоднократно окружали со всех сторон [враги], он не страшился ничего. Благодаря перманентному страху перед величием Творца все его другие страхи исчезали».

Вслед за первым жизненно важным наставлением рабби Элиэзера идет второе, совет о познании жизни., На основании строфы: «И Адам познал Хаву, жену свою» познание толкуется во многих книгах хасидизма как установление связи. Это, второе, наставление учит нас, как именно наша энергия должна распространяться наружу, вовне нас самих, неся в мир только добро и милосердие, и как вести себя так, чтобы проявлялась только позитивная часть Древа познания добра и зла – добро, и чтобы установление связи с реальностью не приводило к скатыванию в бездну зла, с которым перемешано в этом мире добро.

С одной стороны мы остерегаемся поддаваться всевозможным «чуждым» страхам и стараемся бояться только Всевышнего. А с другой стороны – в контакте с внешним миром, испытывая стремление осветить его любовью и взаимопониманием, мы должны быть настороже, чтобы не «влипнуть» в непозволительные, аморальные, виды ее проявления. Все силы нашей любви направим на свой народ, близкий Б-гу и любящий Его.

Прежде чем начинать следовать второму наставлению, следует помнить:

  1. в этом мире невозможно жить без крепкого якоря чистого трепета. Без него человек легко может морально деградировать, несмотря на его похвальное стремление творить добрые дела. Даже делая их, он может запутаться и скатиться в грех, который нужно будет теперь исправлять. Страх перед Небом спасает нас от падшей «любви», которая, вероятнее всего, окажется грубой низкой похотью и эгоизмом;
  2. чтобы правильно проявлять любовь в этом мире необходимо прежде всего уяснить себе написанное выше о нижних страхах. Обычно если чего-то или кого-то боимся, невозможно его же при этом также любить. Поэтому до того как мы сможем относиться к кому-то с любовью, мы должны перестать бояться его. Только когда мы научимся не бояться ничего, кроме Всевышнего, усвоив раз и навсегда что, по сути, всё в мироздании принадлежит Ему, исчезнет угроза душе, идущая от мира. И лишь тогда она сможет по-настоящему любить, интересоваться и помогать другим

Дающий жизнь всех живым по доброте своей

Оба эти совета, о страхе и любви, дополняют  друг друга и в другом аспекте. Свойство человека «ничего не бояться» относится к духовному миру Тоhу (Хаос), обладающему огромной энергией, большим светом, который, не умеет считаться с существующими реальными сосудами и затрудняется поступать трезво и здраво, с учетом целесообразности.

Источником всех страхов является врожденный, «генетический» страх перед Змеем-искусителем из Райского сада. Это он принес в этот мир смерть, стремясь привести к разбиению сосудов реальности и вернуть мир в хаос. Поэтому лекарство, могущее привить душе иммунитет против страха перед Змеем, это война с ним его же средствами – уничтожить его, вернув его в Тоhу.

Тот, кто вообще не боится Змея, с радостью может даже бросить ему вызов. Для этого человек должен ощущать себя воином, в сердце которого нет ни капли страха, и перед боем он переполняется воинственным духом и уверенностью в победе.

Однако Тоhу не может быть инструментом, с которым можно действовать в реальности мира Тикун (Исправления), поскольку он по природе не имеет границ и ограничений, и Тоhу чаще портит, чем исправляет. Бесстрашный человек ведет себя беспутно, и это его естественное качество разрушает все на своем пути.

Следовательно, для этого света необходимо очертить четкие границы, «келим де-тикун» на языке Каббалы, могущие вместить и сбалансировать его так, чтобы он правильно сочетался с общим видением потребностей мира в его улучшении. Тогда вся мощь его произвола изменит свою природу – будет направлена только на положительные цели. Посредством инструментов мы «берем» этот мощный свет и используем его в нужном направлении, не позволяя ему выйти за установленные нами границы, иначе он причинит много вреда.

Так самым лучшим «инструментом» для не знающего границ абсолютно бесстрашного человека является безграничная любовь к евреям. Внутри еврейской общности есть масса возможностей для проявления этого качества, когда человек не умеет провести границы между разными евреями, т.е. любить до самой глубины своего сердца и всей страстью души каждого из своего народа, не задумываясь над тем, кем он является, и каков он есть «на самом деле».

Получается, что свет хеседа (милосердия) делает сосуды свету гвура (строгость), как толкуется в хасидизме строфа из молитвы Амида: «[Он], дающий жизнь по доброте своей…». Источник жизни – в свете строгой гвуры, отмеряющей и выделяющей витальность всему живому. И для того, чтобы поддерживать (לכלכל) жизнь разнообразными инструментами (כלים) Тикуна необходимо милосердие хеседа.

Постоянный трепет

Душа Бааль-Шем-Това – это совершенно новое и удивительное явление не только для того периода, когда он жил, но и для всей еврейской истории и истории всего человечества.

Учение хасидизма, которое он начал раскрывать, — это начало раскрытия смысла и вкуса (таамим) Торы. Это те самые таамим, которые полностью откроются лишь в будущем (а пока что они лишь как теима – проба на вкус), о них сказано: «новая Тора выйдет от Меня».

Хасидизм объясняет, что при передаче Торы посредством Моше Рабейну была уязвимая «точка».  Сказано, что он спустился «с горы к народу». Моше соединяет и связывает души Израиля с Б-гом, и в похвалу ему ставится, что он не занимался ни чем иным и у него не было никаких других мыслей и намерений, помимо тех, что помогали связывать и сближать народ с «горой».

Однако как он ни старался, прямая связь тогда все еще не возникла, это требует времени, а пока  «гора» и народ остаются очень различными по сути.

Можно сказать, что этот недостаток выразился в грехе золотого тельца, падении всего народа. В момент, когда Моше, служивший соединяющим звеном между горой и народом, исчез с переднего плана сцены, Сатан (он же Змей) нашел, как зародить сомнения в сердцах евреев и разорвать эту связь.

Подлинной новизной является умение соединять «гору» и народ постоянно и непрерывно. Учить Тору с живой верой и осознанием, что она дается нам из уст самого Святого Благословенного. При таком подходе не может быть и речи о двух различных сущностях, они настолько сливаются в одно, что нельзя отличить, где одно, а где другое.

Рассказывается, что Бааль-Шем-Тов настолько продвинулся в этом единении, что в момент восхождения его души в Верхние миры мог спокойно продолжать беседовать с самым простым евреем и заниматься его земными делами. Это и есть живое и полное соединение, в котором Тора, проявляющаяся в материальных нуждах народа, возрождается каждое мгновение из своего источника и корня «на горе».

Тот же Бааль-Шем-Тов, приветливо относившийся к каждому и всегда готовый помочь по-деловому и с пониманием в любом будничном затруднении еврея, самого далекого от святости, всю жизнь пребывал одновременно в постоянном страхе и трепете перед Б-гом и в крайнем воодушевлении.

Во время молитвы он трепетал так, что любого дотронувшегося до него также начинала бить дрожь. Этот трепет был подобен трепету во время дарования Торы, но у Бааль-Шем-Това это было постоянной составляющей его второй натуры, проявляющейся каждое мгновение и в любой ситуации.

Об этой цельности сказали мудрецы: «как тогда (при даровании Торы) в страхе, трепете и холодном поту, так и сегодня (при изучении Торы) в страхе, трепете и холодном поту». Когда каждое мгновение во всем, чем человек занят, он пребывает в состоянии трепета, будто на горе Синай в момент слияния с Всевышним.

Широко говоря, неповторимость души этого великого цадика – в силе его связи. Тора предназначена соединять Небо с землей. «Небо» – это Б-гобоязненность, согласно выражению «все в руках у Неба, кроме страха перед Небом», и для того, чтобы соединить его с «землей» нужно много любви. Личность Бааль-Шем-Това являет собой яркий пример такого единения: с одной стороны его звали «Бааль-Шем» — человек с настоящим страхом перед а-Шемом, о нем сказано, что его страх перед Небом подобен страху, что будет у Машиаха; а с другой стороны он «Шем-Тов» – его целью и его натуре было свойственно творить добро ближнему, проявляя к нему любовь и солидарность, вплоть до полного ощущения единства между ними.

Заказы новых книг Рава И. Гинзбурга на русском языке «Искры из глубин», «Анатомия взаимности», «Превращая тьму в свет» и др. по телефону 054-798-9682.

 Многие другие наши статьи можно также найти на сайтах Чудеса Торы Твоей, Каббала для женщин и Живительная сила Каббалы.

   (из книги р. И. Гинзбурга Ор Исраэль 1, 53)

Перевод Адасса Кочубиевски

 

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.