Бааль-Шем-Тов демонстрирует своим ученикам силу простых евреев, самозабвенно читающих Теилим

Достоинство простых евреев (Фрагмент из книги Рава Ицхака Гинзбурга «Факел перед рассветом»)

  У Рабби Исраэля Бааль-Шем-Това было принято, что гости, приезжавшие к нему, участвовали  только в двух из трех субботних трапез, поскольку одна из этих трапез всегда предназначалась исключительно для его постоянных учеников.

Это было в одну из летних суббот. У Бааль-Шем-Това было много гостей, в том числе простые люди – сборщики налогов, фермеры, ремесленники, сапожники, портные, владельцы садов и виноградников, скотоводы и птицеводы, торговцы и тому подобные. Во время вечерней субботней трапезы Рабби Исраэль привечал их относясь к ним с большой симпатией. Одному он налил из своего бокала немного вина, оставшегося после освящения вина. Другому дал свой особый бокал, чтобы тот мог сам сделать Кидуш. Некоторым он отрезал куски от халы, на которую он благословил «Амоци», а другим дал немного рыбы или мяса из своей тарелки. Эти и другие оказанные им почести очень удивили «святое братство» – его учеников.

Гости, зная, что им не разрешено присутствовать на второй трапезе за столом Бааль-Шем-Това, поскольку она предназначается только для постоянных учеников, после второй субботней трапезы собрались в синагоге. И так как они были простыми людьми, которые ничего не умели читать, кроме Торы и Псалмов, каждый из них начал читать вслух Псалмы.

Когда Бааль-Шем-Тов сидел за столом во время второй трапезы, он как это было у него заведено посадил каждого своего ученика на отведенное ему место. Все шло отлично, учитель начал обучать Торе, и все «святое братство» ощущало Б-жественное наслаждение.

Как было принято, пели различные песни и мелодии и «святое братство» видя, что их Раби находится в приподнятом настроении, радовались, веселились и ликовали в восторге и с добрым сердцем, благодаря Творца за все огромное добро, которое Он делал им, удостаивая их быть учениками святого Бааль-Шем-Това.

Сидя вокруг стола своего Рабби, некоторые из них размышляли, что сейчас все превосходно, но не так бывает, когда сюда съезжаются простые люди, которые не понимают вообще, что их Учитель говорит. И их начал мучить вопрос, почему Рабби так сильно привечает простых людей, относясь к ним с таким большим теплом и сердечностью, наливая им вино из своего стакана, после того, как он сам освятил его, и зачем вообще давать свой особый бокал одному из этих простых людей?!

Все еще занятые своими мыслями, они увидели, что лицо их Учителя стало очень серьезным и необыкновенно возвышенным и продолжая пребывать в этом состоянии он сказал: «Мир вам, далекие и близкие, и сказали мудрецы: «в месте, где находятся баалей тшува (раскаявшиеся в своих грехах), [ полные] праведники там находиться не могут»». И объяснил, что есть два пути служения Всевышнему: путь праведников и путь баалей-тшува. И служение простых евреев – это уровень баалей тшува, пребывающих в смирении и покорности воле Всевышнего, раскаявшихся в прошлых грехах и принявших на себя решение больше не грешить ​​в будущем.

Закончив обдумывать и обсуждать эту тему, они принялись петь разные песни и мелодии. Те из учеников, которые до этого размышляли об оказании Учителем больших почестей своим гостям – простым людям, поняли, что он почувствовал их мысли и размышления и поэтому сказал этот ворт, в котором объясняется преимущество службы Всевышнему простых евреев, подобное достоинству работы баалей тшува, которая даже выше заслуг полных праведников!

Бааль-Шем-Тов был в очень возвышенном и взволнованном настроении, и когда они закончили петь, он открыл свои святые глаза и долго смотрел на лица своих учеников. Затем сказал, чтобы каждый из них положил свою правую руку на плечо своего друга, сидящего рядом с ним, так что все ученики, оказались объединенными вместе, сидя вокруг святого стола.

Бааль-Шем-Тов сидя во главе стола сказал своим ученикам, чтобы они спели несколько мелодий, причем их руки должны были быть по-прежнему переплетены, и приказал им не открывать глаза пока он не разрешит. А сам он положил свои святые руки на плечи учеников, сидящих рядом с ним с обоих сторон. Образовался круг. Внезапно все ученики услышали приятное, услаждающее душу, пение, смешанное с умоляющими молитвами – тахануним – до основания потрясающими душу каждого.

Первый голос поет: Владыка мира «слова Б-га – слова чистые, серебро, через плавильню на землю пропущенное, семикратно очищенное!»;

Второй голос поет: «Проверь меня, Б-г, испытывай; очисти мои почки и сердце!»;

Третий голос поет: Отец Милосердный, «Пожалей меня, Б-же, помилуй меня! На Тебя уповает душа моя; в тени крыл Твоих укроюсь, пока не пройдет беда!»;

Четвертый голос поет: Отец Небесный, «Да поднимется Б-г, – рассеются враги его, разбегутся от лика Его ненавидящие Его!»

Пятый голос кричит: Отец, пожалей, «Ведь и птица находит дом и воробей – гнездо, где выведет птенцов возле жертвенников Твоих, Б-г Воинств, Царь и Б-г мой»;

Шестой кричит умоляющим голосом: Милосердный и любимый Отец, «Возвратись к нам, Б-г, посылающий нам спасение, избави нас от гнева Своего!».

Все «святое братство» слыша голоса, воспевающие Всевышнего в Псалмах, ощутили такую святость, что стали от этого дрожать и трястись. Несмотря на то, что их святые глаза были закрыты, слезы сами собой текли из их глаз и сердца были сломлены и разбиты от услышанных голосов чистой и проникновенной молитвы простых людей, и каждый из них просил в своем сердце удостоиться служить Б-гу подобным образом.

Бааль-Шем-Тов снял свои святые руки с плеч двух учеников, которые сидели по обе стороны от него, и они тут же перестали слышать звуки пения и плавного произнесения Псалмов. Затем он повелел своим ученикам открыть глаза и петь разные мелодии.

Когда я услышал проникновенное произнесение нараспев Псалмов, – рассказывал Рабби Дов-Бер, Магид из Meжерич, своему ученику Адмору а-Закену – у меня было своего рода излияние души и большая ностальгия, любовь, полная наслаждений, и больше никогда я уже не удостоился ощутить такую любовь! Даже мои ботинки были мокрыми от пота и слез настоящей тшувы, исходящей из самой  глубины сердца.

Когда Бааль-Шем-Тов перестал петь, все «святое братство» замолчало, а после длительного перерыва, в течении которого он пребывал в потрясающе возвышенном состоянии, Учитель открыл свои святые глаза и сказал: «пение Псалмов, которые вы слышали, это пение простых людей, которые говорят Теилим искренне, из самой глубины сердца благодаря простой вере. А вы, мои ученики, постоянно окутанные  высшей святостью, взгляните и вдумайтесь. Что мы представляем собой? Кто говорит на языке истины? Наше тело не выражает собой истину, а истинна только наша душа! Но все же мы знаем правду, чувствуем ее и восхищаемся ею с огромным восторгом, тем более, когда речь идет о Б-ге, благословенном и возвышенном, единственно по-настоящему истинном, знающем об искренности чтения Теилим простыми людьми».

Адмор а-Закен рассказал своему внуку Рабби Цемаху-Цедеку, что его Учитель и наставник Рабби Дов-Бер, Магид из Межерич, сказал, что он долгое время пребывал в большой скорби из-за тех нелесных мыслей, которые он думал о своем Рабби, и сделал несколько исправлений, чтобы исправить это и все же не мог успокоиться из-за тех мыслей.

В одну из ночей – рассказывал Магид – я видел зрелище благородное и величественное, в видении я прошел через один чертог, в котором сидели маленькие дети и изучали Пятикнижие и Моше сидел во главе стола.

Они учили вместе главу «Лех леха» и один из них громко сказал, что написано: «И пал Авраам ниц, и смеялся, говоря себе в сердце своем: «Неужели у столетнего старца кто-то родится? И Сара – неужели она в девяносто лет родит?!» ». Наш Учитель Моше объяснил детям, что все толкования верны и прямой смысл также обязателен для понимания. Как может Авраам сомневаться в обещании Всевышнего? Знайте, что это со стороны тела и что даже святое тело является всего лишь плотью.

Когда я услышал об этом – рассказывает Рабби Магид из Межерич – что из-за тела могут исходить некоторые мысли и размышления, приходящие в любом случае сами по себе, я успокоился.

Излишне говорить, что с тех пор многое изменилось, и даже, не смотря на то, что в предыдущих поколениях, благодаря  милости Б-га, нашими святыми наставниками была проложена новая дорога хасидского учения, в наше время мы стали меньше и обмельчали и наши сердца сократились как в смысле общей эрудиции, понимания и углубления, так и в смысле способности к служению Всевышнему всем сердцем и работе по исправлению качеств души. Но чистая и искренняя вера, благодаря милости Всевышнего и заслуге наших святых праотцев, также как и раньше очень сильна и способна оживлять посредством силы внутренней Торы и соблюдения заповедей и приобретения хороших качеств души.

Действительно, этот путь приближения простых людей Бааль-Шем-Тов оставил в наследство своим ученикам и ученикам учеников, лидерам хасидского движения всех поколений вплоть до нашего поколения. Он дает хорошие результаты, способствующие поднятию и укреплению духа простого народа и его стабильности, необходимой для завершения возложенной на нас Свыше работы в этом мире.

(Сборник писем номер 1. Варша, Элул 5697 года, брошюра 2, ст. 69-72)

Простой еврей – на самом деле бааль тшува

 Прежде всего мы видим, что нет большего субботнего наслаждения, чем слушание слов Торы из уст самого Рабби, как сказал Рабби Раяц. Стих «То наслаждаться будешь с Б-гом» можно толковать как «находиться в тени его святости». И как объясняет Зоар, что «лицо Господина Ãвайе»  – это рабби Шимон Бар Йохай.

Мы можем видеть, каким образом чуждая мысль (махшава зара) учеников, касающаяся присутствия простых евреев «работает»  в три этапа. В начале они думают о том, как им хорошо находиться в рядом с Рабби; затем они думают о том, что жаль, что иногда бывает иначе; и наконец они достигают той стадии, когда они спрашивают себя: «Почему это Рабби так себя ведет?» Они начинают сомневаться в правильности поведения их наставника. Сказано «каждый [такой] сомневающийся , как будто сомневается [в правильности поведения]  Б-жественной Шхины». Мы видим, что даже ученики Бааль-Шем-Това могут упасть до таких сомнений.

Бааль-Шем-Тов открывает нам в этой истории, что простой еврей, который служит Всевышнему своим простым и искренним постижением и не является вернувшимся к вере (так как он никогда ее и не оставлял) по сути находится на уровне служения бааль тшува. О том, кто раскаялся, есть такое объяснение «мир дальним и ближним»: поскольку он был далеким, а затем приблизился, но простой еврей далек, но все же он предпочтительней близкого. Рамбам пишет, что путь того, кто стал бааль тшува, всегда держаться так, как будто он далекий. Правильным толкованием является понимание, что всякий, держащийся так, как будто он далек, как сказано в стихе: «издалека Б-г являлся мне», по сути служит Всевышнему как бааль тшува. Всякий человек, кто держится так, как будто он близкий, служит Б-гу путем праведников. О Машиахе сказано, что он придет помочь праведникам сделать тшуву, т. е. «отдалить их от Всевышнего». И тем, что он покажет им их отдаленность, он приблизит их к истине.

Когда человек смотрит на себя в зеркало смиренно, осознавая, насколько он далек от того, кем он должен быть, это называется раскаянием. Когда он знает, что все, что у него есть, дано ему свыше Б-жьей милостью как бесплатный дар – это принятие на себя решения в будущем служить Всевышнему как полагается. Поэтому простой еврей держится смиренно и он настоящий бааль тшува. Это Тора Бааль-Шем-Това, который обучает своих учеников тому, что простой еврей выше их всех, праведников, сидящих за его столом.

Этот мессианский акт Бааль-Шем-Това, который приближает простых евреев и отдаляет праведников, давая им чувствовать себя ниже простых евреев. Кстати, Орха обучает в духе хасидизма и говорит, что хасид должен одалживать другому еврею даже такое его облачение, как тфилин, или кипа, и, следовательно, желательно, чтобы каждый всегда имел при себе две кипы и т.д., чтобы простой и далекий еврей мог исполнить посредством этого заповедь.

Бааль-Шем-Тов учит нас трем аспектам истины: «языку истины», «истине», «настоящей истине». В этом мире мы живем душа в теле, если тело не является очищенным, то оно неистинное и невечное. При возрождении из мертвых тела возродятся заново и будут жить вечно, потому что будут истинными.

Соединение в этом мире души с телом является лишь истинным языком реальности. Хотя тело бренно и неистинно, оно может переживать истину, подобно тому как переживали ученики-праведники, которых истина приводила в волнение, это «язык истины». Тем более, Святой Благословенный, настоящая истина, знает истинность чтения Псалмов простыми евреями и восхищается ею.

Хотя и у простого человека есть бренное тело, однако в конечном итоге он правдив. Он прост – то, что у него внутри, то и снаружи. Настоящим праведникам Всевышний дает титул «истинный язык», простым евреям – «истина», а самому себе – «настоящая истина».

Мы узнаем со слов Магида из Межерич, согласно буквальному смыслу текста (в отличие от Раши), что Авраам сомневался в истинности слов Всевышнего также, как и Сара. Плоть, будучи телесной, даже если она и святая, может дать осечку.

Хотя в Тании сказано о полном праведнике, что у него самого нет никаких чуждых ему мыслей, в отличие от среднего, у которого они есть со стороны животной души, он получает все чуждые и непринадлежащие ему мысли из внешней среды. Это превосходно дополняет 32-ю главу Тании, в которой сказано, что подлинной любви между евреями мешают проявиться помехи, исходящие со стороны тел.

На свойства еврейского народа оказывает влияние то, что каждое новое поколение отстоит от Акта Дарования Торы на горе Синай дальше предыдущего. Однако его простота остается неизменной. Это напоминает стих «поколение (дор, דו»ר) приходит, и поколение уходит, а земля стоит вечно». Инициалы слова דו»ר (страх перед Б-гом и любовь к нему) דחילו ורחימו – более высокие страх и любовь к Б-гу уходят и на их место приходят более низкие страх и любовь. «Земля стоит вечно» означает, что материальность простого еврея, называемого буквально «народом земли», стоит вечно. Мудрецы говорят, что «народ земли», это «народ, ради которого была сотворена земля». Он сам является землей и как бы «дном» мира.

Каковы признаки простого человека?

Если он не оскорбляется, когда на него наступают. Это и есть истинное смирение, о котором мы думаем в конце молитвы «18» – «И пусть душа моя уподобится праху». «Земля стоит вечно» — это аспект вечной жизни. Тот факт, что каждое следующее поколение духовно слабее предыдущего, никак не влияет на вечное достоинство простого еврея!

Запись опубликована в рубрике Блажен, кто верует с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.